Реформирование государственной службы Российской Федерации как способ регулирования управленческих аномалий.
В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Некоторые исследователи настаивают на том, что "мы сейчас только в начале пути реформирования государственной службы". Переустройство российской власти имеет три составляющих:
- первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;
- вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);
- третья - это реформа государственной службы.
Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. Реформы могут быть поверхностными и частичными или радикальными, ведущими к качественному переустройству объекта, затрагивающему его глубинные основания. Но в любом случае путь реформ - это путь постепенного, эволюционного изменения. Результаты и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу и так далее. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс. Успех реформы зависит от многих обстоятельств:
- точности определения целей реформы;
- выявления возможностей их осуществления;
- активной поддержки тех, кто заинтересован в их проведении; и т.д.
Реформа государственной службы в Российской Федерации началась вместе с принятием в 1990-1994 гг. новых законов и других нормативных актов. мероприятия осуществлялись без специально разработанного плана реформирования, без четких представлений о сути и этапах нововведений в сфере государственной службы. Предметное поле реформирования государственной службы Российской Федерации включает в себя двухуровневую структуру: макро и микро. Макро уровень касается институционального аспекта реформирования государственной службы, а микро уровень - поведенческого, что позволяет рассмотреть реформирование госслужбы с точки зрения социолого-синергетического подхода.
Ориентация государственной службы на рынок общественных интересов определяет приоритет профессиональных качеств чиновников. Cоциальные аспекты реформирования государственной службы разделены на две группы, которые достаточно условно можно назвать внутренними и внешними (по отношению к государственной службе):
1. Социальное действие самих государственных служащих, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов. Это внутренний социальный аспект, включающий трудовое поведение, его мотивы, социально-профессиональные ценности и установки, определяющие профессиональное поведение, этические моменты и т.д.
2. Взаимодействие общества и органов государственной власти. Это внешний социальный аспект, включающий отношение общества к государственной службе и влияние на нее, социальную эффективность деятельности государственной службы в интересах гражданского общества и другие моменты.
Наиболее существенными аномалиями, подлежащими приоритетному регулированию, государственные служащие в процессе социологических опросов называют уход от ответственности (40%), коррупцию (38%), некомпетентность кадрового корпуса (27%) и раздутость госаппарата (26%). Наиболее приоритетными мерами регулирования данных аномалий государственные служащие считают повышение заработной платы, четкое определение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение сотрудников новым методам работы и борьбу с коррупцией. Только эти меры в совокупности помогут изменить ситуацию в государственной службе к лучшему, на что и нацелена реформа государственной службы. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации определяет следующие этапы реформы:
1) конституирование института федеральной государственной службы;
2) установление статуса федерального государственного служащего;
3) систематизация и унификация процесса прохождения федеральной государственной службы;
4) формирование единой системы государственной службы Российской Федерации.
В числе основополагающих документов по реформе государственной службы, подготовленных к настоящему времени, перечислим следующие:
1. Концепция реформирования государственной службы РФ, утвержденная в августе 2001 г.
2. Программа реформирования государственной службы на 2003-2005 гг., включающая финансирование реформ. Она была утверждена Президентом в ноябре, и предусмотренные ею расходы учтены в федеральном бюджете на 2003 г.
3. Закон о системе государственной службы РФ, устанавливающий сопоставимость чинов и званий и отвечающий на многие другие вопросы.
4. Федеральный закон о государственной гражданской службе РФ.
5. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.
(Пример) Принятая Концепция административной реформы, направленная прежде всего на исполнительные органы государственной власти, предполагает решение следующих задач:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования (коррупция);
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти (патология);
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
- организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. являются:
- повышение качества и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.