Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений

  Граждане Правительство Бизнес Третий сектор Наука
Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S
Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S
Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S
Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S
Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S

Юридическими лицами являются и правительственные учреждения. Поэтому важна прозрачность также и "в обратную сторону" - прозрачность деятельности правительства для граждан, которая также выйдет на качественно новый уровень с введением элементов электронного правительства. Доступ по Интернет к информации, которой располагают государственные учреждения, - от подзаконных нормативных актов и ведомственных инструкций до текущей информации о пробках на дорогах - изменит не только условия жизни граждан, но и само их отношение к властям.

Известно, что первыми получили преимущества от перевода своего бизнеса в Интернет, компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услуги и оборудование. В силу самой природы их бизнеса, сотрудники и клиентура этих компаний освоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в России начать с централизации и перевода в Интернет всех государственных закупок компьютерного, телекоммуникационного и иного подобного оборудования (например, сложного медицинского).

Каковы наиболее очевидные ожидаемые последствия такого старта? Прежде всего, ранняя стандартизация методов электронной коммерции. Если финансово заинтересованное государство начнет процесс по определенным правилам, можно ожидать что частные хозяйствующие субъекты примут именно эти стандарты и правила также и для В2В-сектора.

Ранняя стандартизация важна критически. Сегодня ни в России, ни в мире еще нет устоявшихся стандартов для электронной торговли. Более того, возможность быстро и без организованного сопротивления развернуть именно свой стандарт в масштабах всей России, и даже СНГ, окажется весьма привлекательной для любой западной корпорации, пытающейся продвинуть свое решение на международные рынки. Привлекательной настолько, что при грамотном ведении переговоров, все необходимые инвестиции в эту новейшую технологическую революцию в государственном управлении могут быть привлечены извне.

Если Россия не упустит времени и станет пионером развертывания электронных государственных закупок, велика вероятность, что страны бывшего советского блока примут именно выбранные Россией стандарты, что стало бы важным фактором в деле консолидации околороссийского экономического пространства.

Скептики могут сказать, что все это не более чем "электронные мечтания" в стране, до сих пор имеющей лишь 20% -ю телефонизацию. Однако относительная отсталость инфраструктуры связи в условиях стремительного развития телекоммуникационных технологий вполне может обернуться национальным преимуществом. Нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы большая часть российских граждан получила скоростной доступ в Интернет раньше, чем они услышат гудок в трубке своего телефона. Более того, телефон и модем могут быть и вовсе не нужны. Их способна заменить более дешевая и приспособленная к технологическому будущему голосовая связь по интернетовскому протоколу. Однако для этого надо строить национальную сеть передачи данных, а вовсе не телефонную. Отраслью связи же по-прежнему руководят телефонисты, и это может дорого обойтись стране: возможность скачка в телекоммуникациях утекает между пальцев прямо на глазах.

Перевод на электронные начала бюджетных закупок сначала, в качестве пилотного проекта, в одном-двух субъектах федерации, а затем федерального бюджета и бюджетов остальных губерний сэкономит немало средств, поможет преодолеть коррупцию и неэффективность, сформирует новый стандарт как для всей электронной коммерции, так и для отвечающего за госзакупки чиновничьего корпуса и таким образом поможет "запустить" маховик электронного правительства и электронной коммерции в масштабах России и части всего пост-советского экономического пространства.

Немало разногласий возникает в самой трактовке термина "Электронное правительство" (e-government). Начальник Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, советник генерального секретаря ООН по коммуникационным и информатизационным технологиям Андрей Коротков в докладе "Преодоление цифрового неравенства как основное условие для эффективной работы электронного правительства России" дал следующее определение: "Электронное правительство - это коммуникационная среда, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество".

Одна из проблем, препятствующих распространению электронной торговли и развитию электронного правительства у нас в стране, - это проблема цифрового неравенства, иными словами, неравные возможности получать информацию, используя средства электронных коммуникаций. В России цифровое неравенство будет возрастать. По мнению докладчика, трудно рассчитывать на серьезный успех различных Интернет-проектов, в том числе и таких как электронное правительство, не решив проблему доступа в Сеть.

По оценкам различных исследовательских агентств только 7 млн. россиян хотя бы один раз использовали Сеть. По данным компании Комкон5, аудитория Интернет в России за 1999-2000 гг. выросла более чем в 2 раза. Согласно исследованиям РОЦИТ не менее 12 млн. россиян желают стать пользователями Сети.

По данным других исследований, в России сегодня насчитывается 8-10 млн. персональных компьютеров, из них не менее 5 млн. способны работать с самым современным программным обеспечением. По данным Минсвязи РФ, реальная телефонная плотность в России составляет 42 человека из 100. Наиболее быстрыми темпами развитие Интернет происходит в Москве и Санкт-Петербурге. В последнее время наметилась тенденция к преобладанию в среде пользователей Интернет людей со средним достатком. Факт обнадеживающий - Интернет перестает быть игрушкой для новых русских.

По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), 11% россиян по своему материальному положению могли бы пользоваться Интернет, но не делают этого, из них только 7% россиян, у которых есть материальная возможность, станут пользоваться Интернет в будущем, остальные 4% или не имеют желания или даже не слышали об Интернет и его возможностях. Многие даже не понимают, какие преимущества они могут получить от использования Сети. Возможно, что многих пугает широта выбора, которую предоставляет Интернет. Людям не так просто сменить привычки. Ни для кого не секрет, что многие предпочитают получать информацию из одной газеты, по одному каналу ТВ.

В России только 3% пользователей Сети делают покупки через Интернет-магазины, но при этом уже более 30% пользуются Интернет для поиска информации о товаре или услуге. Чтобы серьезные Интернет-проекты, например, электронное правительство смогли нормально развиваться в нашей стране, необходимо урегулировать правовую базу, судебную систему и т.п.

И все-таки "электронизация" постепенно проникает во все сферы жизни. Совсем недавно и аппарат правительства РФ перешел к безбумажной форме работы с документами. Теперь для этих целей используется электронная почта.

Как отметил заместитель руководителя департамента торговой политики и многосторонних переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ Александр Ананьев в докладе "Деятельность органов государственной власти по развитию электронного правительства", для того чтобы в нашей стране нормально смогли развиваться Интернет-проекты, например, e-government, нужны государственные программы, поддерживающие развитие новых технологий. Только на базе новых технологий возможен скачок вперед, развитие электронной торговли и электронного правительства в России.

Российский портал развития (РПР) является продолжением другой инициативы Всемирного банка - Глобального портала развития (ГПР). В Институте развития информационного общества рассматривают РПР как проект, который будет способствовать ускоренному развитию России через использование информационных и коммуникационных технологий. В ГПР существенная роль принадлежит именно инициативам стран.

Планируется, что к 2003 году в Глобальном Портале Развития примут участие 50 стран. Финансирование ГПР на первом этапе будет производиться из Всемирного Банка и составит 39 млн. долларов. В Российский Портал развития на первом этапе планируется вложить 100 тыс. долларов. Необходимо учитывать, что эта сумма рассчитана лишь на стадию планирования, которая продлится полгода. Дальнейшее финансирование будет во многом зависеть от того, насколько качественно производилась работа. При благоприятных условиях ожидаются гранты и кредиты, коммерческие поступления и т.п.

С самого начала РПР предполагалось создавать как независимый проект. И хотя в его названии присутствует слово "портал", проект подразумевает не только создание Web-сайта. Никогда не подразумевалось, что это будет второй Yahoo! Конечно, Web-портал будет важным элементом, но главное не в этом. В понимании создателей проекта, РПР станет общей платформой для партнерства с правительством, донорами, частным сектором, гражданским обществом и т.п. Одновременно портал должен стать мощным Web-сайтом, содержать информацию по всем включенным в него разделам, стать своеобразным координатором деятельности, вовлеченных в его создание людей, но при этом Web-портал - всего лишь инструмент, рамочная структура, которая никогда собой не заменит взаимодействие людей. Суть и содержание портала будут определять партнеры и пользователи.

Три "е"

Электронное правительство (е-government) Электронная администрация (e-administration) Электронное правление (e-governance)
Координация и внедрение государственной политики, предоставление услуг в онлайн-режиме Составляющая управления государственным сектором Стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики
Разработка программ, ориентированных на интересы граждан Стратегическое планирование перехода к электронной форме предоставления услуг Технологии (в частности, Интернет) преобразовывают процесс государственного управления
Стимулирование и усовершенствование участия граждан в обсуждении проблем государства Количественная оценка эффективности электронной формы предоставления услуг по затратам Электронная вертикаль (изменение взаимоотношений между разными уровнями власти); электронная демократия (повышение степени гражданского участия, онлайн-голосования, вопросы этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, повышение уровня прозрачности)
Совершенствование предоставления услуг в онлайн-режиме методами анализа и оценки, измерение эффективности по сравнению с другими формами предоставления услуг и установление целевых ориентиров Установление целевых ориентиров и оценка результатов деятельности Среда для выработки законодательства и государственной политики: политические инициативы правительств; регуляторная среда; внедрение таких инициатив, как легализация электронной цифровой подписи; большая степень гражданского участия в выработке государственной политики (электронная демократия)
Присвоение странам рейтингов (оценка результатов деятельности): анализ правительственных веб-порталов, веб-сайтов Вопросы управления человеческими ресурсами, например, обучение и подбор персонала, его размещение и максимизация доступных ресурсов Изменения на международном уровне: ослабление границ вследствие информационного обмена; утверждение мировых стандартов и лучшего опыта; управление информацией и знаниями в рамках электронных правительств

Зачем такой проект нужен России? Прежде всего, он призван помочь в разрешении таких проблем, как неравномерность информационно-коммуникационной инфраструктуры, устранить существенный разрыв в уровне развития центральных и отдаленных регионов России. Сегодня в нашей стране неразвита практика оказания государственных услуг гражданам, низкий уровень прозрачности государственных структур, слабая информированность населения о возможностях информационно-коммуникационных услуг для жизни и работы. По замыслу создателей, РПР должен ликвидировать эти проблемы.

В краткосрочные задачи РПР входит разъяснение правительством государственным организациям и рядовым гражданам потенциала экономики страны, провоцирование дискуссий экспертов по различным вопросам, помощь российским компаниям в выходе на международный рынок, помощь при разработке моделей мобилизации частного капитала, государственная поддержка российских предприятий.

Долгосрочные задачи: активизация использования местных ресурсов, создание мощного стимула для обучения и образования через Интернет и самая амбициозная долгосрочная задача - полноправное участие России в глобальной экономике.

В сервисные функции РПР войдут модули дистанционного обучения (доступ к научным исследованиям, описание достижений), будет размещаться коммерческая информация; новости, информация о том, где найти работу, и многое другое. Все эти сервисы будут направлены на удовлетворение потребностей специфических групп пользователей: инвесторов и доноров, руководителей и подчиненных, ученых и учащихся. Каждый регион России должен быть представлен в РПР. Уже сейчас активно привлечены 4 региона: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань.

Илья Митричев, руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции, выступил с докладом "О применении законодательства в практике, электронной коммерции". Докладчик считает, что несмотря на то, что Россия сейчас экономически слаба и неспособна делать серьезные капиталовложения в информационные технологии, она имеет некое существенное преимущество перед Западом. Как ни парадоксально, то, что мы технологически отстаем от Запада, дает России возможность технологического прорыва. Дело в том, что внедрение принципиальных новаций в хорошо отлаженную систему, например электронной коммерции, достаточно сложно и очень дорого. Иногда такие изменения могут привести к развалу всей экономики государства. Россия же, еще не имеет хорошо отлаженных систем электронной коммерции. Россия все строит заново. Новое строить - даже выгоднее, и этой слабости и состоит преимущество России перед Западом. Кроме того, страна обладает высоким интеллектуальным потенциалом, в том числе в области информационных технологий. Но электронная коммерция в России сейчас работает в некотором правовом вакууме, балансируя на грани запрещенного и разрешенного. Это во многом сдерживает инвесторов. В настоящее время в определенной мере сложилась некоторая законодательная поддержка сферы бизнеса В2В. В сфере В2С производятся периодически попытки адаптировать, или точнее говоря интерпретировать существующие законодательные акты к этой области. Однако, даже если говорить о В2В в России, электронной можно назвать только часть этого бизнеса. Множество операций по-прежнему приходится выполнять в "бумажном" виде, так как не существует законов, которые позволили бы перенести весь бизнес в Интернет.

Сейчас в Думе на рассмотрении находится 12 законопроектов, 9 из которых касаются электронной торговли в чистом виде. Однако Илья Митричев полагает, что "когда законов много - это хуже, чем когда их нет совсем".

Если Россия планирует стать участником ВТО, то необходимо как можно быстрее разрабатывать эти законопроекты. Иначе страна рискует быть отброшенной за борт в электронном бизнесе.

Эндрю Б. Сомерс, президент Американской Торговой Палаты в России, уверен, что Гражданский Кодекс РФ уже содержит все необходимые положения для развития электронной коммерции в России. Только следует сделать эти законы федеральными. В докладе "Роль американского бизнеса в развитии Интернет-экономики России" Эндрю Б. Сомерс рассказал, что сейчас Американская Торговая Палата создает центр по электронной коммерции и в рамках деятельности этого центра надеется более тесно сотрудничать с Российской Торговой Палатой. Приоритет в сотрудничестве уделяется двум направлениям: аутсорсинг (разработчики российского ПО) и электронное правительство. Эндрю Б. Сомерс порекомендовал не слишком увлекаться законотворчеством. По его мнению, основным препятствием для развития электронных форм ведения бизнеса у нас в стране является не отсутствие законодательства, а постановления и деятельность различных органов власти на местах. А также огромное количество различных документов, которые необходимо заполнять и заверять в различных инстанциях при ведении бизнеса, например, такие проблемы возникают с таможней или налоговой инспекцией. Таким образом, это скорее административные проблемы, чем законодательные.

Таким образом, Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности, возможность проведения тендеров на закупку товаров для государственных нужд, получение прозрачности бюджетных расходов на эти цели, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.

Для того, чтобы государство могло воспользоваться всеми этими преимуществами, должны быть разъяснены многие неясные вопросы.

Важные моменты участия государства в электронной торговле:

Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаров для государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующего субъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронных технологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационный ресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств для получения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговля помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.

Прозрачность расходования бюджетных средств. Безусловно, этот аргумент "за" является одновременно и аргументом "против" использования электронных технологий неблагонадежными специалистами (чиновниками). Но государству такой аспект, как прозрачность расходования бюджетных средств, приносит колоссальные прибыли. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Можно упомянуть о том, что электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.

Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, не гарантированность финансовых сделок, сложность проверки благонадежности партнера и т.д., хотя эти риски характерны и не только для электронной торговли.

Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально могут стать еще более разнообразными по мере развития электронной торговли, в настоящее время компаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, который не дает разрушить электронную торговлю. В целях избежания подобных рисков компаниям, занимающимся развитием электронной коммерции в России, Правительству и заинтересованным лицам необходимо формировать коалиции с целью совместной выработки соответствующих решений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле. Учитывая, что государство получает значительные доходы от развития электронной торговли и участия в ней, данное сотрудничество представляется более чем реальным.6

Вывод

Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые административными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий. Для всех стран - членов ОЭСР переход к электронному правительству дает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптации к новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронного правительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическом продвижении.

Вместе с тем традиционное государственное управление медленно адаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественных вызовов, с которыми приходится сталкиваться.

…и должны действовать, но - разумно и используя надлежащие инструменты

Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы переходного периода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государственными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг - предмет пристального внимания - лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.

До тех пор пока перечисленные меры не будут успешно применены на практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, "косметическим" образованием.

Список использованной литературы

1. Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: Материалы VII международной научной конференции, 9 ноября 2005 г., Минск / Отв. ред. Б.Н. Паньшин. - Мн.: БГУ, 2001. - с.;

2. ООН, Benchmarking E-government: A Global Perspective - Assessing the UN Member States, pp.54-55, http://www.unpan.org/egovernment2.asp;

3. www.publicus.net;

4. www.unpan.org/egovernment.asp;

5. Россия может стать третьей страной мира с электронным правительством // Вести.Ru, 16.07.2010;

6. Аналитическое исследование "Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы" (подготовлено Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию).;

7. "Белый дом и Смольный: подключения электроников" "Деловой Петербург" ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Правительство России, 16 августа 2007 года;

8. Газета Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г.;

9. http://www.comcon-2.ru/;

10. http://www.e-commerce.ru/

Наши рекомендации