Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
Законодательные и регуляторные барьеры.
Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им "бумажные" процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в распространении информации, что препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.
Другая проблема - неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронному правительству
Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общей инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких как скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования.
Цифровое неравенство - тормоз для использования преимуществ электронного правительства. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных
пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.2
Российский вариант электронного правительства.
16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция "электронное правительство". Согласно этой концепции "электронное правительство" будет создаваться в два этапа:
2008 год - разработка и утверждение необходимых документов
2009-2010 годы - практическое внедрение
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы) “".
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)
Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС "Управление"), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.
Официальное определение "Электронного правительства Российской Федерации"
СМИ активно пропагандируют удобства и преимущества электронной формы существования гражданина и работы ведомств. Как говорится, все в "одном флаконе". В качестве панацеи для решения всех проблем предлагается одно общее лекарство, по рецепту Евросоюза. Ведь у этой наднациональной организации в период кризиса "нет других забот", кроме как "избавить граждан России от стояния в очередях и искоренить коррупцию именно в России". Очень настораживает тотальное "пожарное" и, по сути, принудительное внедрение систем, об опасности которых предупреждают российские специалисты.
Заседание Госсовета, 23 декабря, Президент Дмитрий Медведев: "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госсуслуги в электронный вид".
По сообщению газеты Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г. на совместном заседании Госсовета по развитию информационного общества Дмитрий Медведев пригрозил увольнять губернаторов, если не будут заниматься переводом системы государственных услуг в электронную форму.
В "Концепции формирования информационного общества в России" от 28 мая 1999 года 32 заявлено: "В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, и неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество".
Несмотря на полную неготовность России к "тотальной электронизации", мы как всегда "впереди планеты всей".
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года: "Россия призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре. В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг.
Интернет уничтожает расстояния и резко расширяет горизонт привычного рынка. Что может дать использование Web-технологий экономике России?