Государственная поддержка молодёжи с ограниченными возможностями здоровья

Работа с особыми категориямимолодых людей – это важный раздел ГМП.Приоритетным векторомявляется оказание содействия в социализациимолодым людям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Социальные проблемы такой молодёжисущественно ограничивают возможностиэффективной социализации. Отсутствие умолодых людей с ОВЗкачественного общего, а в дальнейшем, профессионального образования, востребованной профессии, опыта профессиональной деятельности и самостоятельного заработка, обрекает ихсуществоватьтолько насоциальные пособия,что, в свою очередь,увеличивает нагрузку на бюджет.

За последние 4 года в рамках программы «Доступная среда» (далее – Программа) созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в почти 6 тыс. общеобразовательных организаций.

Эти условия обеспечиваютбезбарьерный доступ ребят с ОВЗ в здания, оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей с особенностями в развитии. За 2015 год еще в 3 тыс. школ будут созданы такие условия, что составит не менее 20% от общей численности обычных образовательных учреждений.

В 2014 году утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дляособойкатегории учеников, в этом году началась его пилотная апробация в 24 регионах. Более 3,5 тыс. педагогов и руководителей организаций пройдут повышение квалификации для реализации стандарта.

В настоящее время в Российской Федерации в общеобразовательных организациях обучается 482 235 детей сОВЗ, из них:

212 209человек – в 1 660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам;

110 295– в13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях;

159 731– в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.

В целях обеспечения осознанного оптимального выбора будущей профессии для детей-инвалидов и детей с ОВЗреализуется проект «Внедрение программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ».

Врамках реализации указанного проектапроводитсяразработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях общего образования, а также инвалидов и лиц с ОВЗ, не занятых трудовой деятельностью, с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Проектом государственной программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы предусматривается, что к 2020 году все выпускники-инвалиды 9, 11 классовбудут охвачены профориентационной работой.

В программах профессионального образования участвует более 75 тыс. инвалидов (около 1/3 приходится на программы высшего образования). Это примерно 12% от общей численности инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет.

В настоящее время по программам среднего профессионального образования (далее – СПО) обучается 14 251 человек из числа инвалидов и лица с ОВЗ. По сравнению с предыдущим учебным годом количество обучающихся данной категории выросло на 6%. По профессиям СПО обучается 4 272 человек, а по специальностям СПО – 9 979 человек. По программам профессионального обучения обучаются 14 522 лиц с ОВЗ и инвалидов.

Всего в образовательных организациях по программам профессионального обучения обучается 12 760 человек с нарушениями интеллекта (выпускники специальных (коррекционных) школ VII-VIII вида), что составляет 88% от всех обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального обучения.

Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по всем укрупненным группам профессий и специальностей СПО. Наибольшее число обучается по профессиям и специальностям укрупненной группы «Информатика и вычислительная техника» – 17% от всех обучающихся по программам СПО данной категории. «Экономика и управление»составляют 12%, «Техника и технологии строительства» – 8%, «Сестринское дело» – 7%, «Промышленная экология и биотехнологии» и «Технологии легкой промышленности»– по 6%.

Согласно данным мониторинга, по адаптированным образовательным программам СПО обучается 6 036 человек, что составляет 42% от всех обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам СПО. Адаптированные образовательные программы СПО реализуют 525 профессиональных образовательных организаций.

Всего адаптированными для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов обозначены 183 образовательные программы, что составляет 60% от всех образовательных программ СПО, по которым обучаютсятакиестуденты.

Также по данным мониторинга наличия в образовательных организациях условий для получения СПО лицами с ОВЗ и инвалидами, доля трудоустроившихся выпускников после окончания образовательных организаций в 2012/13 учебном году составляет 58,8%, что несколько выше по сравнению с предыдущим годом (57,4%). Продолжили обучение на следующих уровнях профессионального образования 22% выпускников.

В части создания доступных безбарьерных условий получения среднего профессионального образования и обеспечения их мониторинга создана информационно-аналитическая система «Мониторинг» http://is-mon.ru(далее – Система).

По представленным в Системе данным из 55 субъектов Российской Федерации – 44% (от количества зданий, в которых обучаются и живут все студенты) частично или полностью приспособлены для получения профессионального образования, а также временного проживания инвалидов и лиц с ОВЗ.

По программам высшего образования 10 325 студентов-инвалидов обучаются в 217 вузах по 157 направлениям бакалавриата, 303 специальностям высшего образования и 55 направлениям магистратуры. В ведущих образовательных организациях высшего образования проходит обучение 2 396 студентов-инвалидов.

Значительное большинство студентов-инвалидов обучается по очной форме – 83%; по заочной форме – 10%, по очно-заочной– около 0,8%.

Важным аспектом обучения инвалидов являются дистанционные образовательные технологии (далее–ДОТ).

ДОТ используются 119 образовательными организациями высшего образования в режиме приема-передачи информации. В 74 образовательных организациях высшего образования разработаны учебно-методические материалы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

Количество выпускников 2013/14 учебного года, поступивших на дистанционное обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, – 1 587. Всем им обеспечена возможность использования компьютерного оборудования, адаптированного с учётом особенностей их здоровья.

В ведущих образовательных организациях высшего образования доля обучающихся инвалидов в образовательном процессе которых используются ДОТ – 18,6% от всех обучающихся данной категории. С использованием ДОТ для инвалидов реализуется 78 образовательных программ высшего образования, что составляет 28,9% от всех образовательных программ, по которым обучаются данные студенты.

В подведомственных Минобрнауки России образовательных организациях высшего образования: в 2013 году – 55,9% (от количества зданий, в которых обучаются и живут все студенты) быличастично или полностью приспособлены для получения профессионального образования, а также временного проживания инвалидов и лиц с ОВЗ,в 2014 году – этот показатель вырос до 59%.

В пролонгирование реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 годы, Минобрнауки России предлагает расширить спектр образовательных организаций, в которых необходимо создавать условия для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, для обеспечения доступного качественного образования на всех уровнях образования.

Также предлагается разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, обеспечению доступности профессионального образованиядетей-инвалидов и лиц с ОВЗ,подготовке специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованныхдля них рабочих местах.

Наши рекомендации