О положении молодёжи и реализации
ДОКЛАД
О ПОЛОЖЕНИИ МОЛОДЁЖИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций»
Москва
Год
Содержание:
Введение................................................................................................................. 3
Международной опыт развития молодёжной политики..................................... 5
Особенности нормативно-правового обеспечения развития российской молодёжной политики.............................................................................................................. 11
Социально-демографические характеристики молодёжи в Российской Федерации 17
Образование, трудоустройство, занятость молодёжи: мировой опыт, российские реалии, современные тенденции......................................................................... 22
Развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодёжной политики.............................................................................................................. 36
Государственная поддержка молодёжных общественных объединений.......... 39
Ценностно-мотивационные ориентации, досуг и самоопределение молодёжи 41
Государственная политика по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи............................................................................. 49
Государственная поддержка молодых семей..................................................... 54
Государственная поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.............................................................................................................................. 57
Государственная поддержка молодёжи с ограниченными возможностями здоровья 65
Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.............................................................................................................................. 68
Выводы и рекомендации..................................................................................... 71
Введение
Доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации: «Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций» (далее – Доклад) содержит анализ реализации политики в отношении молодёжи Российской Федерации и рекомендациипо её совершенствованию.
В Докладе отражены состояние и основные тенденции процессов в молодёжной среде, мировой опыт; выявлены проблемные аспекты; сформулированы новые подходы к развитию российской нормативно-правовой базы молодёжной политики.
В документе представлены социально-демографические характеристики российской молодёжи, приоритетные направления развития её потенциала. Пристальное внимание уделено ценностно-мотивационной ориентации, образованиюи здоровью молодёжи. Обозначенымеры по развитию инфраструктуры, обеспечивающей реализацию молодёжной политики.
В Докладе уделено внимание решению проблем занятости, социальной защиты, добровольчеству, досугу,мерампо поддержке талантливой молодёжи, молодых семей, молодёжных общественных объединений, а также по содействию социализации особых категорий молодых людей.
В Докладе использована информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований, данные мониторинга системы образования, и иных источников.
Доклад подготовленс целью информирования широкой общественности о состоянии государственной молодёжной политики в Российской Федерации.
Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основевозрастных особенностей, социального положения, места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Отличительное социальное качество молодёжи обусловлено её способностью наследовать, воспроизводить (на качественно новой основе) и передавать следующим поколениям всю систему социальных отношений.
Реализуя свои собственные устремления,молодёжь объективно становится главным фактором сохранения и развития России, её исторического и культурного наследия и выработки новых способов деятельности.
Представляя собой значимый социальный потенциалпрогресса, молодёжь является предметом особого внимания со стороны государства, роль которого в становлении молодёжи усиливается в условияхсоциальных изменений глобального мира, частью которого является российское общество.
Особое значение приобретает создание условий для развития молодых граждан, раскрытия их инновационного потенциала, успешной интеграции в общество.
Столь же важным факторомявляется готовность молодёжи активно включаться в созидательную деятельность на благо Отечества, себя и своей семьи.Основой для этого становитсяформированиеу молодых людей общечеловеческих ценностей, российской культурной идентичности.
Современная модель государственной молодёжной политики базируетсянавзаимной ответственности государства и молодёжи, на признании молодёжи участником её формирования и реализации, содержит установку на развитие партнерских отношений с молодёжью.
Следует учитывать, чтоныне российское общество переживает период столкновения с глобальными тенденциями и вызовами. В их числе: неравномерность экономического роста, демографические дисбалансы, миграционные потоки.
Остро стоят проблемы обеспечения международной безопасности,борьбы с международным терроризмом. К этому следует добавить глобальные экологические проблемы, изменение климата, ростчисла природных катастроф.
Возрастает неопределенность мирового развития.Напряженность между мировыми центрами силы, накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе повышает риск замедления темпов роста мировой экономики.
Очевидно, что для снижения таких рисков требуется эффективноеиспользованиенаучно-технического потенциала и всех ресурсов – труда, капитала, знаний.
Всё это предъявляет новые требования к качеству человеческого потенциала.Междисциплинарные знания и навыки работников становятся ключевыми компетенциями для любой отрасли экономики. Подготовка специалистов требуетнепрерывного образования(в течение всей жизни).
В социокультурной сфересущественным вызовом является столкновение традиционных и современных ценностей, что усиливает необходимость сохранения значимости основ российской культуры, знания и уважения к истории, духовным ценностям многонационального народа России, уникального опыта ответственности российских граждан за свою страну, её будущее и будущее всего мира.
В информационной сфере тревожная тенденция проявляется в нарастании угроз манипуляции массовым сознанием, навязываниизнаний и представлений,норм и ценностей, чуждых российскому менталитету,
Важнейшим условием противодействия этим угрозам является формирование у российской молодёжиподлинных духовно-нравственных ориентиров на основетысячелетней российскойкультуры и традиций.
Таким образом, необходимость реакции на цивилизационные вызовы придаёт особую остроту проблеме социального развития молодёжи и становится отправной точкой ванализереализации государственной молодёжной политики.
Образование, трудоустройство,занятость молодёжи:мировой опыт, российские реалии, современные тенденции
Образование молодёжи: ресурсы и возможности.
Парадигма и формат глобального прогресса сегодня быстро меняются. Мир переходит к постиндустриальному этапу, когда благополучие стран составляет не только наличие природных богатств или развитой промышленной базы.
В новую эпоху главную роль будет играть постиндустриальная триада – образование, наука и инновации. И стратегическим ресурсом развития государства в XXI веке становится формирование интеллектуальной нации
Всемирной программой ООН образование определеноодним из важнейших приоритетов молодёжной политики. В 80-е годы XX века европейские государства совершили прорыв в сфере образования, ориентируя молодых людей на получение качественного образования, активный труд и профессиональный рост. Такой подход имел ключевое значение и в лидирующем экономическом развитии целого ряда стран – Японии, Финляндии, Южной Кореи, Сингапура и других.
Российское образование, которое подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Согласно данным социологических опросов населения 2014 года, 84% жителей крупных и средних российских городов считают, что в их городе можно получить хорошее, современное образование[14].
Реализуется Государственная ПрограммаРоссийской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Целями программы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики. В числе главных задач – формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность и современное качество образования. Консолидированный бюджет образования на период до 2015 года составил около 8 трлн. рублей.
Приносит очевидные результатыподдержка лучших университетов: за прошедший год в первую сотню международных предметных рейтингов понаправлениям вошли 5 российских университетов: МГУ им. Ломоносова,Новосибирский государственный университет и МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ.
Большая работа проводится в части обеспечения доступностидополнительного образования детей. В том числе в школах искусств, центрах детско-юношеского творчества, других организациях дополнительного образования.
С 2012 года Росстатом зафиксирован уверенный рост объёма услуг дополнительного образования подростков.
Охват детей дополнительными образовательными программами увеличился за 2 годана 1 млн человек (с 11,5 млндо 12,5 млн).По развитию сектора дополнительного образования лидируют Тюменская (49%), Липецкая (18%), Пензенская (17%), Рязанская (14%), Кемеровская области (11%).
По данным социологических обследований, охват школьников программами дополнительного образования составляет сегодня около 64%. Еще 5 лет назад охват не превышал 59%. Важно, что сельские школьники имеют не меньше возможностей для участия в дополнительных программах, чем городские: охват составляет 64,9%.
Дополнительное образование – это образование по выбору,площадка для проб при подготовке к выбору профессиональной карьеры.Поэтому содержание современных программ, направленных на вовлечение школьников в активную работу по саморазвитию, стимулирует в детях соревновательность, творческие способности.
Общее образование.
За последние 2 года численность педагогов в возрасте от 25 до 35 лет увеличилась в 59 российских регионах. При этом более чем на 5% – в 47 регионах, а в 25 регионах – более, чем на 10%.
В2014 году начата работа по созданию и утверждению примерных основных образовательных программ общего образования. Проекты примерных программ подготовлены с учётом Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также с учётом задачи совершенствования методик преподавания русского языка и литературы и других учебных предметов.
Одним из приоритетных направлений ГМП являются вопросы совершенствования системы профессиональной ориентации молодёжи, её профессионального самоопределения. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013г. №Пр-3086,Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработан комплекс мер на 2014-2018 годы, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования. Указанные мерыпредусматривают совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.
Совместно с РИА-Новости был разработан и запущен Навигатор центров карьеры вузов (ria.ru/sn), в котором собрана информация об услугах центров карьеры более 330 российских образовательных организаций высшего образования. Данный сервис позволяет легко и быстро ориентироваться в оказываемых центрами карьеры образовательных организаций высшего образования услугах для абитуриентов, студентов и выпускников, находить контакты и участвовать в проводимых тематических мероприятиях.
Среднее профессиональное образование.
Одной из важных задач государства являетсяпредоставление молодым людям возможности получения конкурентоспособногопрофессиональногообразования, обеспечение максимального соответствия кадровых ресурсов требованиям современной экономики.
Векторы реализации этой задачи включают создание условий для подготовки высококвалифицированных работников, их профессиональной мобильности, готовностипри необходимости освоить новые для себя функции.
На протяжении последних 10 лет в России последовательно увеличивается интерес к профессиональному образованию. Если в первой половине нулевых годов траекторию «11-й класс– вуз» выбирало около 66% школьников, тосегодня около 44% молодёжи идёт получать профессии после школы. Исключительно важно, что почти 60% из них (по данным, собранным в 2014 году) трудоустраиваются по специальности.
В Российской Федерации функционирует около 4 тыс. профессиональных образовательных организаций, в том числе около 1,1 тыс. профессиональных образовательных организаций, которые реализуют только программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также порядка 400 государственных вузов,реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Тенденция последних двух лет – перераспределение сети бывших организаций начального профессионального и среднего профессионального образования в профессиональные образовательные организации с реализацией преимущественно программ подготовки специалистов среднего звена.
Общий контингент обучающихся в системе среднего профессионального образования составляет 2,8 млн человек, в том числе в профессиональных образовательных организациях – 2,3 млн человек, в образовательных организациях высшего образования – 0,5 млн человек.
В 2014 году 45 субъектов Российской Федерации получили государственную поддержку комплексных региональных программ развития профессионального образования. Общий объём финансирования соответствующих проектов составил около 4,6 млрд. рублей. Следует отметить, что доля софинансирования за счёт средств предприятий и организацийсоставила40%.
В регионах созданы 186 ресурсных центров; 138 многопрофильных региональных (территориальных) колледжей, ведущих подготовку кадров для муниципальных образований, субъектов малого и среднего бизнеса; 135 отраслевых (высокотехнологичных) центров профессионального образования для приоритетных отраслей экономики; сформировано 115 территориально-отраслевых экономических (образовательных) кластеров; в учебный процесс внедрено 8 040 единиц современного оборудования; создано 8 615 новых ученических мест.
По итогам 2014 года в 150 городах и населённых пунктах 74 субъектов Российской Федерации созданы и действуют 262 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Их особенность: практико-ориентированные образовательные программы подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе на основе профессиональных стандартов и «подстройки» под требования конкретного заказчика (работодателя), опора на современные технологии обучения, высокий уровень подготовки преподавательских кадров.
Особое вниманиеуделяетсяразвитию инженерно-технического образования,усилился прикладной характер подготовки инженерных кадров, обучение «встраивается» в процессы технологического развития предприятий.
На федеральном уровне в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров в 2014году реализованы 248 программ, по которым прошли повышение квалификации 5 тыс. человек, стажировки на территории России – 1 038 человек, за рубежом – 501 человек.
В 2012 году Российская Федерация вступила в международную организацию WorldSkills International, миссией которой является повышение статуса профессионального образования и развитие стандартов профессиональной подготовки молодёжи, внедрение инновационных процессов в области профессионального образования.
В течение двух лет существования международного движения в России порядка 60 субъектов Российской Федерации выразили готовность участвовать в конкурсах профессионального мастерства в рамках WorldSkills Russia, 39 из них уже приняли участие во Втором Национальном чемпионате WorldSkills Russia в Казани в мае 2014 года.
Высшее образование.
Российскую системувысшего образованияпредставляет масштабная сеть государственных и негосударственных вузов.Направления подготовкиспециалистов включают более 350 специальностей.
Профессорско-преподавательский состав вузовпревышает27,0 тыс. человек. Общий контингент обучающихся по образовательным программам высшего образования составляет 5,6 млн человек, из них 2,9 млн человек обучаются по программам бакалавриата, 0,2 млн человек – по программам магистратуры, 2,3 млнчеловек – по программам специалитета.
В 2014 году продолжилось внедрение новых принципов распределения контрольных цифр приема граждан (далее – КЦП) с учетом потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. Общий объём при установлении КЦП на 2015/16 учебный год составил 506 521 человек, при этом увеличены бюджетные места по востребованным в регионах направлениям подготовки и специальностям и сокращены по экономическим, педагогическим и гуманитарным направлениям подготовки.
В 2014 году началось активное развитие программ прикладного бакалавриата: вузы получали в 6 раз больше бюджетных мест на соответствующие программы, чем в предшествующем году.
По итогам приёмной кампании 2014 года на обучение в образовательные организации по этим программам принято 29,5 тыс. человек, в т. ч. за счёт федерального бюджета — 23,4 тыс.человек. Это 7,1% от приёма на обучение по программам бакалавриата за счёт средств федерального бюджета.
Особое внимание уделяется поддержке развития лучших вузов. В 2014 году 10,5 млрд. рублей было выделено на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности наших университетов; 13,1 млрд. рублей направлено на программы развития ведущих университетов; 4,5 млрд. рублей – на программы стратегического развития региональных вузов; в объеме 4,48 млрд. руб.
Так, с 2005 года началось развитие новой территории МГУ. Построены Шуваловский и Ломоносовский учебные корпуса и медицинский центр. Апогеем развития новой территории станет создание к 2018 году научно-технологического кластера «Воробьевы горы», который должен стать аналогом Силиконовой долины в США.
За последний год организованы и работают продвинутые научные лаборатории и научные центры, показатели научно-публикационной активности научно-педагогических работников улучшились на 25%.
В 2014 году проведён очередной мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, по результатам расчёта показателей которого сформирован список из 1 006 образовательных организаций высшего образования и филиалов, в которых выявлены признаки неэффективности.По итогам этого мониторинга уже реорганизовано 20 образовательных организаций высшего образованияи 216 филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки России.
В 2014 году подготовлена новая редакция федеральных государственных образовательных стандартовпо всем направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям высшего образования. В них установлены требования прямого участия работодателей в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ, устранены ограничения по формированию модульных образовательных программ.
Впервые разработаны федеральные государственные стандарты для третьего уровня высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации. Введены требования, обеспечивающие доступность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку,не только не ослаблены, но иактивизированы международные контакты. Существенно возросло число участников молодёжных обменов с КНР. В полтора раза возросло число иностранных студентов, принимаемых в вузы страны за счет бюджетных средств. Дан старт программам развития славянских университетов. Продолжена работа по признанию документов об образовании. Подготовлен к подписанию договор о совместном признании школьного образования.
Интересы российского образовании и наукипредставлены более чем в 220 рабочих органов международных организаций идвухсторонних отношений со странами мира.
Говоря о значимых проектах, в реализации которых участвуютроссийские вузы, следует отметить работу по продвижению русского языка. Запущен и набирает популярность портал «Открытое образование на русском».
Трудоустройство молодёжи.
Осложнение положения молодёжи на рынке труда связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом и рецессией, которые так или иначе затронули все страны в мире. По данным доклада Международной организации труда (далее – МОТ) «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» в 2013 году во всём мире насчитывалось около 202 млн безработных, из них около 74,5 млн чел. являлись молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Уровень безработицы среди молодёжи вдвое превысил уровень безработицы в мире в целом и составил более 13%[16].
По данным доклада МОТ «Трудоустройство в мире и социальный прогноз: тенденции 2015»[17]ожидается, что в 2015 году число безработных увеличится на 3 млн чел., и еще на 8 млн чел. в последующие четыре года. Глобальный уровень безработицы среди молодёжи, как ожидается, увеличится до13,1%в 2015 году, а затем останетсянеизменным до2018 года.Наибольший рост безработицы среди молодёжи в 2015 годубудет наблюдатьсяв Восточной Азиии на БлижнемВостокес ожидаемымдальнейшим ростомв течение следующихлет.
Генеральный секретарь Организации Объединенных наций Пан Ги Мун назвал безработицу среди молодёжи «эпидемией» сегодняшних дней и «одной из главных проблем нашего времени»: «И в бедных, и в богатых странах уровень безработицы среди молодёжи значительно превышает аналогичный показатель среди взрослого населения.И конечно, отсутствие работы – это только вершина айсберга. Многие получают мизерные зарплаты и не могут при этом рассчитывать на социальную защиту в неформальной экономике. Другие обнаруживают, что их образование не позволяет им найти работу на сегодняшнем рынке труда»[18].
В этой ситуации большая часть мероприятий в рамках национальных молодёжных политик в большинстве стран мира связана с трудоустройством молодёжи.
И даже больше: трудоустройство молодёжи в ряде стран приобрело статус национального приоритета. Это представляется логичным: уровень преступности и миграции среди работающей молодёжи близок к нулю, работающая молодёжь готова к созданию семьи и потомству, продолжению обучения, лояльна к власти.
Бесспорно, что основная ответственность за расширение молодёжной занятости ложится на государство[19].Финансирование молодёжной занятости в рамках молодёжной политики практически полностью финансируется из государственных бюджетов, но есть и программы, финансируемые совместногосударством и частным капиталом,международными организациями (Всемирным банком, МОТ, ООН) и другими организациями-донорами. Реализация образовательных программ, программ по развитию предпринимательствав развивающихся странахзначительнозависят отресурсовмеждународныхпартнеров инеправительственныхорганизаций.
Так, в 2011 годуЕвропейская комиссия выступила с инициативой «Возможности для молодёжи», обратившись к правительствам и социальным партнерам с просьбой приложить усилия в борьбе против раннего отсева из школы и помочь молодым людям в получении необходимых профессиональных квалификаций, навыков и опыта трудовой деятельности, а также в поисках первой работы.
Сданной инициативойсвязанпринятый в апреле 2012 года пакет ЕС по трудоустройству, который дополняет приоритеты в сфере занятости.В том числе предлагается целый ряд политических целей: 75-процентный уровень занятости среди работников в возрасте 20−64 лет к 2020 году; уровень раннего отсева из школы ниже 10%; не менее 40% молодых людей с высшим образованием.
Цель проекта «Ваша первая работа» – поддержать трудовую мобильность молодёжи в рамках общего европейского рынка труда, а именно, содействовать трудоустройству (работе,стажировкеилиученичеству) молодых людейв государствах – членах ЕС. Проект стартовал в2012году. Результатом проекта должно стать трудоустройство 5тыс.граждан.
В 2012 году Европейская Комиссия сформировала предложение по расширению «Пакета занятости молодёжи». Оно включало, в частности, предложение к государствам-членам принять Гарантию молодёжи,что было сделано в 2013 году.
Суть инициативы в том, чтобы государства-члены обеспечили всем молодым людям в возрасте до 25 лет получение качественного предложения о работе, образовании, ученичестве или стажировке в течение четырех месяцев с момента окончания учебного заведения или последней работы. Международная организация труда оценила стоимость создания молодёжных гарантий в Европе в 21 млрд евро в год. При этом экономический ущерб от безработицы 7,5 млн молодых людей был оценен более чем в 150 млрд евро с учётом выплат этим молодым людям пособий и других долгосрочных расходов по безработице.
«Инициатива по молодёжной занятости 6 млрд евро»была предложена Европейским Советомв 2013 году. Её цель – помочь государствам-членам усовершенствовать национальную политикув области борьбы смолодёжной безработицей в странах, гдеона превышает25%. И особое внимание уделить молодым людям, которые не учатся и не работают. Финансирование инициативы запланировано из средств бюджета ЕС в размере 3 млрд евро по статье трудоустройство молодёжи и еще 3 млрд евро из средствЕвропейского социального фонда. Дополнительные средства могут быть внесены странами. Инициативабудетподдерживать и ускорятьмеры по «Пакетузанятостимолодёжи» и «Гарантии молодёжи».
Национальные планы по реализации инициативы «Гарантия молодёжи» были представлены 18 государствами-членами ЕС. В национальных планах определены роль государственных органов власти и других ответственных организаций, финансирование и механизмы мониторинга, сроки реализации мероприятий. К примеру,во Франции в 2006 году принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.
Инициативу «Гарантия молодёжи» дополняют три другие инициативы ЕС:«Европейский альянс стажировок»«Стандарты качества стажировки»и «Сеть общественной занятости».
Инициатива «Европейский альянс стажировок» направлена на повышение качества стажировок и внедрение системы ученичества по всей Европе. В 2014 году в данной инициативе приняли участие19европейских стран, около 30организаций и15компаний[20].
Инициатива «Стандарты качества стажировки», принятая в 2014 годунаправлена на обеспечение высокого качества обучения во времястажировок исправедливые условиятруда для стажирующихся.
Так, по данным Европейскойконфедерации профсоюзов, в настоящее время 59% слушателямне выплачивается заработная плата, а 38% стажирующихся не имеют контракта с работодателем на прохождениестажировки. Различные молодёжные организации также критиковалислабостьи необязательныйхарактер инициативы ЕС[21]
Инициатива «Сеть общественной занятости» – одна из самых молодых, была запущена в сентябре 2014 года по решению Европейского совета и Европейского Парламента. Одной из её задач являетсяобмен знаниями и успешным опытомпо осуществлению инициативы «Гарантия молодёжи». Участие в Сети не является обязательным для европейских стран.
«Европейская программа обмена Эразмусдлямолодых предпринимателей»дает возможностьначинающим предпринимателямперенимать опыт от состоявшихся опытныхпредпринимателей в разных странах мира. В программе с 2009 по 2013 гг.приняли участием5тыс.предпринимателей.
Из всех стартапов в ЕС около 87% были основаны предпринимателями, принимавшими участие в программе Эразмус.Финансирование программы будет продолжено, и к 2020 году планируется обеспечить не менее 10тыс.обменов молодых предпринимателей.
Анализ показал, что координация программ и планов по трудоустройству молодёжи в странах может осуществляться с помощью различных организационных моделей с участием министерства занятости и/или труда, министерства образования и министерства по делам молодёжи.
Так, основным принципом молодёжной политики Китая является трудовая этика, в основе которой лежит вовлечённость молодёжи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию студенчествавтрудовых лагерях, специально создаваемых на период летних каникул.
В числе мер, предпринятых руководством КНР по стимулированию трудоустройства молодёжи следует отметить следующие: расширение каналов трудоустройства, включая поощрение и привлечение выпускников вузов на работу в сельских организациях; создание своего бизнеса выпускниками вузов (для реализации низкорентабельных проектов есть возможность получить кредит до 100 тысяч юаней); выпускники вузов, которые занялись ведением мелкого бизнеса, освобождаются от выплаты административных сборов в течение трёх лет; налаживание связей между вузами и предприятиями (государственный заказ).
В результате такой политики в КНР, несмотря на последствия общемирового финансового кризиса, общий уровень трудоустройства выпускников через полгода после окончания высших учебных заведений в стране составляетоколо 90,2%,
В большинстве странахсамые популярныемеры в рамках программ улучшениявозможностей трудоустройствамолодёжи – это:обучение навыкам(в частности,профессиональное обучение исистемы ученичества) и комплексные программы(по совмещениюработы иобучения, приобретению опыта работы и другие вспомогательные мероприятия), субсидирование заработной платы, общественные работы, профессиональная ориентация и трудоустройство, обучениепредпринимательству.
Основная проблема разработки и реализации подобных мер – это оценка их социально-экономической эффективности для рынка труда, конкретных бенефициаров программ (молодых людей), государства.
Большинство программбыли реализованыв развитых странах и странах со среднимуровнем дохода, и только их небольшая доляприходится на развивающиесярегионы, такиекак Африка.
Меры по поддержкемолодёжизависят отуровня доходов стран.Страны ОЭСР, как правило, имеютразнообразныйпортфель программ, популярны среди них комплексные учебныепрограммы,в то время какстранысо средним уровнем доходав основном ориентированы на создание и совершенствование систем обучения и подготовки.
Цели программ значительно зависят от уровня экономического развития стран. В развивающихся странах существует больше программ помощи молодёжииз семейс низким уровнем дохода, так как они имеют относительновысокий уровень безработицыичасто относятся к группам риска. ВЛатинскойАмерике, где молодёжь находится в наиболее экономическиневыгодном положении,были поддержаны и профинансированы правительствомкомплексныепрограммы, такие какпрограмма «Молодёжь» и целевыеобразовательные программы, финансируемыеместными органами власти, международными организациямиичастным сектором.
Программывстранах с переходной экономикой ориентированы на безработную молодёжьснизким уровнем образованияилине посещающих школу. Около двух третейвсех программ вэтих странахфокусируютсянавыпускниках школ истудентах, которые уже завершили обучение, или завершат его в ближайшее время.
Большинство такихпрограмм нацелены на обучение навыками субсидирование заработной платы. Данных попрограммам длямолодыхженщин,молодых инвалидовимолодёжииз числа этническихгрупп или меньшинствнезначительно.
В России безработица молодёжи также превышает средний уровень безработицы населения. По итогам обследований населения по проблемам занятости «Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2015 года» Росстата[22], в среднем среди молодёжи в возрасте до 24 лет уровень безработицы в феврале 2015 года составил 15,8%, в том числе среди городского населения – 15,0%, среди сельского населения – 18,0%.
Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30–49 лет составляет 3,3 раза, в том числе среди городского населения – 3,8 раза, сельского населения – 2,4 раза.
В целом численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет (занятые + безработные) в феврале 2015 года составила 75,8 млн чел., или 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,4 млн чел. классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн чел. – как безработные с применением критериев МОТ (то есть, не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Сравнительные социологические исследования, проводимые Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН, показывают, что в целом труд всё ещё остаётся значимым фактором личностного самоопределения большинства молодёжи. Значительная часть молодых людей связывает с ним свою нынешнюю и дальнейшую жизнь. Одновременно с этим каждый четвёртый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них примерно каждый седьмой молодой человек однозначно не стал бы работать, если бы был материально обеспечен. Эта группа устойчиво воспроизводится на протяжении последнего десятилетия.
Анализ данных также показывает, что, во-первых, возможности для интеграции молодёжи в сферу труда и формирование трудового потенциала разных групп молодёжи часто складываются спонтанно и хаотично,под влиянием случайных факторов; во-вторых, фактором социально-профессионального продвижения является включенность в неформальные и корпоративные связи.Всё это деформирует трудовую мобильность молодёжи и вносит неопределённость в условия её социально-профессионального становления. Особенно остро это проявляется в сегодняшних условиях реализации программы импортозамещения и дальнейшей модернизации экономики. Решение этих задач требует не только активного включения молодёжи в процесс труда, но и новых знаний, квалификации, умения решать задачи растущей сложности, формирования у молодых людей современной этики труда.
Отличительной чертой мотивации труда молодёжи является её инструментализация. В отношении к труду и профессии у большинства молодёжи доминируют прагматические ценности. Прочная связь труда с заработком сформировалась в сознании большинства (три четверти) российской молодёжи (59,6% молодых людей в возрасте 18–24 года и 65% – в возрасте 25–29 лет).
Также инструментально воспринимается и профессия. Ощущение полезности, то есть общественной значимости труда присуще немногим более чем четверти молодёжи. Еще меньше (12,1%) видят смысл труда в реализации внутренней потребности трудиться, а также в реализации творческого потенц<