Проблемы и противоречия социально-экономического развития Российской федерации в начале XXI века.
1998 г. – по настоящее время – курс на дальнейшую стабилизацию политического и социально-экономического положения в стране, упорядочение законодательства (приняты новые Трудовой, Земельный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях, завершена разработка Налогового кодекса), борьбу с преступностью и коррупцией.
В 1998 – 1999 г. – правительства Е.М. Примакова и С.В. Степашина взяли курс на постепенный отказ от иностранных кредитов, усиление государственного регулирования, привлечений инвестиций в производственный сектор экономики. Был усилен государственный контроль за расходованием бюджетных средств, принят Бюджетный кодекс (1998 г.).
Особенно этот курс усилился с приходом к власти президента В.В. Путина. Правительство в это время возглавляли М.М. Касьянов (2000 – 2004 гг.) и М.Е. Фрадков (с 2004 г.). Были приняты Трудовой и Земельный кодексы (последний разрешил с некоторыми ограничениями куплю-продажу земли). В рамках проведения налоговой реформы в 2000 г. была завершена разработка Налогового кодекса, установлена единая ставка подоходного налога в размере 13% с физических лиц независимо от дохода. В 2001 и 2002 гг. впервые был принят бездефицитный бюджет, началась выплата внешнего долга (до этого выплачивались только проценты по кредитам), был приостановлен спад производства.
В первые годы нового тысячелетия удалось добиться целого ряда позитивных перемен в экономике. Ключевую роль в экономике стал играть не государственный сектор, а финансово-промышленные группы (100 групп). Наблюдается стабильный экономический рост, выросли золотовалютные резервы государства (28 млрд. до 84 млрд.). Правительству удалось стабилизировать положение в области военных заказов. Инвестировались средства в разработку высоких технологий.
Россия выплатила значительную часть внешнего долга. Но следует отметить, что успехи во многом достигнуты за счет устойчивого роста цен на мировом рынке на энергоносители. Россия остается крупнейшим экспортером природных ресурсов, и перед ней стоит задача развития передовых отраслей экономики. Еще одна проблема – высокие темпы инфляции. Проводится замена льгот, предоставлявшихся различным категориям граждан, на денежные компенсации. На повестке стоит реформа ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).
Политическое развитие.
Началось проведение масштабной административной реформы, целью которой является укрепление политического авторитета центральных органов власти, укрепление властной вертикали, формирование эффективного государственного аппарата, придание новых импульсов становления в России гражданского общества. В связи с этим была преобразована территориально-административная система, изменен порядок формирования обеих палат Федерального собрания, возникли новые представительные органы. Поставлен вопрос о военной реформе – постепенном переходе к комплектованию армии на профессиональной основе. Был взят курс на решительную борьбу террористами, искоренение экстремизма в Чечне. Несмотря на целый ряд варварских террористических актов, осуществленных боевиками на Северном Кавказе и в Москве, в Чечне постепенно налаживается мирная жизнь, формируются местные органы власти, учрежден пост президента республики.
Ключевые даты:
Март 2000 г. – избрание В.В. Путина президентом РФ на внеочередных выборах.
Май 2000 г. – указ президента об образовании семи федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного. Учреждение постов полномочных представителей президента в федеральных округах.
Август 2000 г. – закон о новом порядке формирования Совета Федерации. В нем стали работать представители, назначенные губернаторами и законодательными собраниями субъектов Федерации.
Сентябрь 2000 г. – указ президента о создании Государственного совета – консультативного органа, состоящего из руководителей регионов Российской Федерации.
Декабрь 2000 г. – принятие законов о государственных символах России – гербе, флаге, гимне.
Октябрь 2002 г. – захват террористами Театрального центра на Дубровке в Москве.
7 декабря 2003 г. – выборы в Государственную думу. Победа пропрезидентской партии «Единая Россия».
14 марта 2004 г. – переизбрание В.В. Путина президентом Российской Федерации на второй срок. Активизация административной реформы: изменение структуры и состава правительства РФ.
Август-сентябрь 2004 г. – террористический акт в Москве у метро «Рижская». Захват школы в городе Беслане (Северная Осетия).
Декабрь 2004г. – изменение порядка избрания глав субъектов Федерации. Губернаторов должны избирать местные законодательные органы власти по представлению Президента РФ.
Апрель2005 г. – закон о создании Общественной палаты РФ, ставший новым шагом на пути формирования гражданского общества. Палата призвана способствовать учету интересов граждан РФ, защите их прав и свобод, а также защите прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политике.
Апрель 2005 г. – закон о новом порядке выборов депутатов Государственной Думы. Ликвидирована система выборов по одномандатным округам. Теперь все 450 депутатов будут избираться по партийным спискам. Партия, получившая наибольшее количество голосов по результатам голосования, будет иметь наибольшее количество депутатских мандатов, пропорционально достигнутым результатам. Порог для прохождения партий в Государственную Думу поднят с 5 до 7 процентов. Закон не предусматривает участия в избирательной кампании предвыборных блоков. Таким образом, за места в думе могут бороться только самостоятельные партии. При этом у каждой из этих партий должно быть не менее ста региональных групп.
Главным итогом последних лет является то, что Россия как суверенное государство встала на демократический путь развития и получила возможность стать свободной, цивилизованной и процветающей страной. Как это будет реализовано, покажет время.