Методологические основания политической науки. Основные парадигмы в объяснении политических явлений.

Метод – способ познания: принципы, приемы, техники и процедуры познания.

В политологии обычно применяется сочетание методов.

· В первом тыс.: - философско-нормативные и теологические, основанные на метафизических и априорнодедуктивных подходах.

· В Новое время: формально-юридические, институциональные, историко-сравнительные.

· 2я пол.19 в: социологические (правила и принципы индуктивной логики)

· 20-60е гг. 20 в: «бихевиорист. революция» - эмпирические методы.

Нелинейный характер эволюции способов познания политики.

Методы позн.полит.: количественные (эмпирико-аналитич.,сциентистские), качественные (нормативн-онтологические), рациональные (рассматривающие рац.мотивы в кач-ве единственного ист.поведения чел-ка), те, что настаивают на доминировании подсознат. мотивов в чел. поведении, персоналистские (полит. как отношение личности и гос-ва) и институциональные ( институты и нормы в кач-ве основных и ед-ых целей полит. деят-ти человека), социально-ориентированные (социальная природа фактов политики) и технократически-ориентированные (техника как основа созд-я инст-тов власти)

Ведущие тенденции в совр. Полит. Науке:

1. позитивистская(технико‑рацион‑стская, ориентиует исследование П. на количественные методы, чтобы превратить в точную науку)

2. политико-философская в широком см. слова (теория, ориентированная на разнообр. историч, социокультурн., психологич., антропологич., и др. подходы и метод. исследования.)

3. Бихевиоризм (Бентли, Торндайк): эмпирическое подтверждение данных в кач-ве единственного основания конституализации науки. Главный объект исследования – поведение человека, приемы верификации, квантификации, обеспечение операциональности исследований.

Современные методы:

1. структурно-функционального анализа (Парсонс, Леви, Мертон)

2. системное исследование политики (Истон)

3. информационно-кибернетический(Дойч)

4. коммуникативный (Хабермас)

5. политико-культурный( Алмонд)

6. Структурно-информационный метод: полит. как скоородинированное взаимодействие элементов, составляющих её сложную структуру и обуславливающих выполнение ею опред. функций в рамках общественного целого.

7. Системный: полит. в кач-ве определенной саморегулирующейся соц. целостности, постоянно взаимодействующей с внешней средой.

8. Политко-культурные: субъективные ориентации элитарных и массовых субъектов на полит. Объекты., которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деят-ти полит. институтов и др.

9. Кибернетич.: анализ полит. через призму информационных потоков, построенных на приципе обратной связи и сети целенаправленных коммуникативных дейтвий и механизмов, обеспеч. отношение упраляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой.

10. Коммуникативные: раскрытие свойств полит. через изучение складывающихся в полит-м пространстве способов обзения людей, формирующихся между нимисмыслозначимых контактов и т.д.

11. Социологические: объяснение полит.действий людей с точки зр. разл параметров их общего положения (соц. ролей, статуса..)

12. Антропологический: полит. события в кач-ве разнообр. проявлений человеческой природы

13. Психологический: абсолютизация эмоц.-чувственной детерминвции полит. действий человека

14. Институциональные: квалификация организ-ных структур как основных звеньев политики.

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ:

1. Теологическая: власть от Бога, божественное провидение, влияние на отношение людей+ человеческая воля (Фома Аквинский), принципы веры, сверхъестественное объяснение природы власти.

2. Натуралистическая: доминирующее значение факторов внесоц-го характера. Воззрения рационального толка. Обоснование природных источников полит. Жизни (физико-географич.среда, свойства живой природы, биологические харак-ки чел-ка)

3. Географическая: геополитка. Связь общества со средой, в которой оно существует.

4. Биополитическая: источник полит. Поведения ч-ка – чувственные, физиологические, инстинктивные факторы, или ультимативные (первичные) причины, отрицающин видовое своеобразие ч-ка как живого сущ-ва и играющее решающую роль в его адаптации к условия сущ-ния. Вторичные причины: культурные обычаи, традиции, моральные нормы и др. Признание наличие общих для человека и животного начал и понятий.

5. Психологизаторская: доминирование натуралистических факторов.пример: подражание. Скрытые мотивы поведение индивидов и широких соц. Слоев.

6. Социоцентрическая: общественное происхождение и природа политики. 1). Воздействие на политику внешних факторов. 2) внутренних источников самодвижения и саморазвития

7. Культурологическая: целостность политики и ее единство с обществом определяется целостностью человека как такого. Политика – продукт смыслополгающей деят-и людей, назначение ее – осуществление творческой функции человека.

8. Парадигма конфликта: идея внутр.противоречивости, конфликтности полит.жизни первична ддля полит.жизни.

9. Парадигма консенсуса: ед-во идеалов, основных социокультурных ориентиров населенияпозволяет осознанно регулировать отношения между людьми, разрешать конфликты, поддерживать стабильность и функц-ность норм правления.

Наши рекомендации