Динамика имиджа России в прессе США в 2007-2012 году
Подводя итоги вышесказанному можно сказать, что в ходе анализа американской прессы выделяется следующая динамика политического имиджа субъектов - прообразов общественно политического пространства России.
Внешняя политика России
На протяжении всего анализируемого периода самой популярной темой остается внешняя политика России, в рамках этой сферой наиболее важной для американских СМИ можно назвать отношения России и США. С другой стороны, в зависимости от ситуации на международной арене, новостную видимость принимает следующие темы: «газовая» война с Украиной, поведение России Абхазо-Грузинской войне, позиция по отношению к сирийской оппозиции и др. Количество проанализированных статей – 276 (31% от общего количества статей)
Количество отрицательных статей превалирует на положительными или нейтральными. Минимальное количество отрицательных статей наблюдается в 2010 году. Пик отрицательных – в 2012. Примечательно, что в 2010 году количество положительных материалов примерно достигает в процентном отношении долю отрицательных (Рис.1).
Рис. 1. Динамика отношения к внешней политики России в 2007-2012 гг.
Снижение количество отрицательных статей во многом связано с внешнеполитическим курсом Д.А. Медведева. За 6 лет изменилось не только отношение, но и главные лица государства. Если в 2007-2008 году количество отрицательных статей было более 50%, то к 2010 году их становится менее 40%.
Подобная динамика особенно заметна в отношении российско-американских отношений. В 2007 и 2008 годах отмечается резко отрицательное отношение к международной политике, которую проводит Путин, что связано с: усилением контактов России с так называемыми «странами-изгоями» по вопросам поставки оружия, энергетический шантаж для достижения своих внешнеэкономических целей и «империалистические» амбиции России.
С изменением отношения администрации президента США к главному лицу государства, начинается политика «перезагрузки». Приход Барака Обамы, который проводит более лояльную политику по отношению к России: о чем свидетельствуют не только освещаемые поступки, такие как его приезд в Россию. Но и большое количество упоминаний, о несогласии американской общественности с политикой проводимой Обамой. Несмотря на это, внешнеполитический курс Медведева, отличающийся от путинского, положительно воспринимается в СМИ. Это касалось диалога с США по вопросам перевооружения и демократии. Однако по мере приближения к выборному году во внешней политике Кремля отмечаются тревожные тенденции. Понимание об очередном сроке Путина на посту президента и смене внешнеполитического курса негативно отражаются на медийном имидже России в этой сфере. Так ожидания от России поведения страны с претензией на главного игрока становится основной точкой преткновения между двумя странами.
Если в 2008 году Россия выступает агрессором в Абхазо-Грузинской войне, то в 2012 году большое количество негативных статей посвящено сирийской войне и российской поддержки Башара Асада. Также к 2012 году возрастает количество отрицательных статей, посвященных «империалистическим» настроениям во внешней политики России.
Федеральные органы власти
В течение 6 лет наблюдается отрицательная динамика по данному параметру, кроме 2010 года, когда количество положительных неотрицательных статей превысило количество негативных материалов. Ниже представлена динамика отношения к федеральным органам власти в течение 6 лет на основании 261 статьи (29% статей от общего количества) (Рис.2).
Рис. 2. Динамика отношения к федеральным органам власти 2007-2012 гг.
В первую очередь, мне представляется важным отметить, что частота появления новостных событий и оценочных суждений в качественной прессе США не дает возможности говорить о существовании какого-либо конкретного политического образа органов законодательной и судебной власти в РФ.
В данной сфере В.В. Путин и Д.А. Медведев, оказываясь на посту президента, по большей части олицетворяли всю российскую власть в принципе для американской общественности. Интерпретации подвергаются любые высказывания этих политиков. Оценке подвергаются действия политиков, их личная жизнь, выступления и отношения россиян к их действиям. Поэтому имидж, который американские СМИ строят вокруг данного субъекта, напрямую зависит от них. Так негативная оценка Путина, как «царя» во много влечет описание России, как претензия страны на статус супердержавы. При этом в журналистском сообществе существует понимание, что с момента прихода к власти Путина в России произошли некоторые позитивные изменения, но они также оценивают и де-демакратизацию, рост коррупции или скрытность Путина по отношению к своей семье. С другой стороны положительная динамика наблюдается в 2010 году, что вероятно связано с политикой «перезагрузки» и изменением оценки Дмитрия Анатольевича, как зависимого политика. Оптимизм, который вызывает Медведев в период с 2009-2010 год (улучшение динамики), заметно остывает к середине 2011 года, когда Путин объявляет о «рокировке».
В имидже Путина на протяжении всего анализируемого периода можно выделить следующие социокультурные и исторические стереотипы, которые также тесно связаны с восприятием России:
•КГБ: российского премьера до сих пор представляют как бывшего агента советской спецслужбы;
•Таинственность, загадочность, непредсказуемость: за рубежом Путина считают сильным и изощренным тактиком, который добивается целей, переигрывая оппонентов, «хитроумным гроссмейстером, который всегда играет черными, но выигрывает»[73].
После 2008 года интерес привлекает новая фигура Дмитрия Медведева. Как уже было написано ранее, изначально издания характеризовали его полностью негативно. Но на протяжении 3х лет имидж Дмитрия Медведева в качественной прессе США меняется. Это один из тех субъектов, который имеет положительную динамику имиджа. Статьи в 2010 году приобретают характер «надежды»: взгляд на будущее страны под руководством президента Медведева вызывает в американской прессе позитивный настрой. Если в первоначальных публикациях Д. Медведев только пешка в руках В. Путина, то, начиная с 2009 года, на него обращают внимание как на отдельного игрока на политической арене.
Федеральное собрание. Исход выборов в Государственную Думу, также как и президентских выборов, не стал для американских изданий сюрпризом. «Фарс» вместо выборов, на который отказались приезжать международные наблюдатели, был нужен, чтобы поддержать образ «демократической» страны. Но всем было понятно, что Президентом станет ставленник В. Путина, а выборы в Госдуму выиграет партия Путина. В связи с выборами в Государственную думу появились материалы о немногочисленной российской оппозиции, малые крупицы которой Кремль пытается изжить в российской политике.
Что касается других российских политических институтов, то чаще всего встречается понятие «Кремль», которое характеризуют политическую власть в России.
Политические акторы, которые также упоминаются в этот период: А. Кудрин, С. Лавров, С. Иванов, Д. Рогозин. В большинстве своем их персоналии не являются главными лицами в материалах, они встречаются в связке с Путиным или Медведевым. Таким образом, у них невозможно определить оценочную характеристику.
Таким образом, можно сделать вывод, что отношение к субъекту-прообразу «федеральные органы власти» имеет негативную валентность, но мы учитываем снижение отрицательных публикаций в 2010 году в момент максимального доверия к президенту Д.А. Медведеву.
Российский бизнес
Динамика отношения к сфере российского бизнеса несколько отличается от представлений о предыдущих субъектов. Так минимальное количество отрицательных статей приходится на 2012 год. Это также единственный год, когда количество положительных статей превалирует над отрицательными. В период за 6 лет было проанализировано 142 статьи (Рис.3).
Рис. 3. Динамика отношения к российскому бизнесу 2007-2012 гг.
Освещение российского бизнеса в основном затрагивало следующие темы: экономическая политика власти, инвестиционная привлекательность российских компаний, а также взаимоотношения между государством и бизнесом. За редкими исключениями, российский бизнес представлен в американских изданиях крупными компаниями из энергетического или сырьевого сегмента рынка.
Отрицательность статей объясняется стойким стереотипом о ненадежности российских партнеров и развитости коррупции в России. Также нестабильная политическая ситуация вызывает беспокойство среди журналистов. Неоднозначно оценивались действия Кремля по отношению к бывшим управленцам крупных российских компаний (Березовский и Ходорковский). Ужесточение государственного контроля Владимиром Путиным вызывают обеспокоенность, с другой стороны приход Д. Медведева, в отличие от других сфер, кардинально не меняет сложившуюся ситуацию с имиджем российского бизнеса. Экономический рост объясняется высокими мировыми ценами на нефть, а не протекционными решениями Кремля. Зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей подвергается резкой критике на протяжении всего анализируемого периода. При этом повсеместно издания отмечают непрозрачность российского рынка и большое количество препятствий для стабильного развития иностранного бизнеса.
Одной из основных проблем российского бизнеса называют коррупцию. Здесь стоит отметить, стойкую уверенность в желании Медведева изменить ситуации, так этому посвящено большое количество статей в 2010 году, когда прослеживается некоторая положительная динамика в отношении к этой сфере.
Возвращение Путина в 2012 году с экономической точки зрения было воспринято неоднозначно. С одной стороны с Путиным обеспечена стабильность и снижаются риски при инвестировании в российские компании, с другой стороны ожидается усиление государственного контроля и доминирования сомнительных сделок. Оценка экономическим решениям Путинского правления сводится к восстановлению бизнеса за счет высоким мировым ценам на нефть. Также важными представляются публикации о вступлении России в ВТО в 2012 году, имеют положительную. Так американские СМИ оценивают данное событие, как возможность получить контроль над внутренней ситуацией в стране.
Таким образом, можно говорить о дуалистическом характере представлений в прессе США о российском бизнесе. С одной стороны экономический рост и стабилизация ситуации в стране. С другой стороны в прессе неоднократно подчеркивалось, что экономический рост обусловлен только высокими ценами на нефть, а стабильность сосуществует государственным контролем крупных компаний. Постоянный отрицательный фон, сопровождавший освещение российской экономики, является высокий уровень коррупции в стране.
Российская оппозиция
Одной из самых интересных тем в анализируемый период является Российская оппозиция. Резкий скачок новостной видимости субъекта произошел в 2011 году после выборов в Государственную Думу, что видно на графике ниже (Рис.4).
Рис. 4. Динамика количества статей на тему оппозиции в России 2007-2012 гг.
При этом за счет количества статей в 2011-2012 году, эта тема становится четвертой по популярности за анализируемый период – 61 статья (7% от общего количества статей).
Достаточно сложно проанализировать отношение к оппозиции с 2007 по 2011 год, когда тема освещалась недостаточно широко. Здесь стоит отметить главную особенность, что все статьи, которые выходили в этот период касались неразвитости оппозиционного движения или оппозиционных партий в России. Рост статей наблюдался в 2008 году, что связано с выборами и активизацией небольших оппозиционных партий, так количество статей в этом году составило 9. Для сравнения в 2011 году количество публикаций, посвященных митингам и оппозиционному движению – 27, 25 из них вышло в декабре месяце. Исходя из новостной видимости динами отношения представления за 2011 и 2012 гг. (Рис. 5).
Рис. 5. Динамика отношения к оппозиции в России 2007-2012 гг.
Исходя из графика видно, что оппозицию американские СМИ оценивает положительное. При этом присутствие большой доли отрицательных материалов связано с неготовностью оппозиции выступить единым фронтом, а также с отсутствием единого лидера и четкой программы действий.
Российские СМИ
Также как оппозиция, тема российских СМИ стоит достаточно остро в американской прессе – 60 статей (7% от общего количества). Субъект-прообраз, который на протяжении всего анализируемого периода имеет крайне негативную оценку (Рис.6).
Рис. 6. Динамика отношения к российским СМИ 2007-2012 гг.
Основные темы, которые совещаются в трех изданиях, были: свобода слова в СМИ, убийства «неудобных» журналистов и отсутствие неподконтрольных государству СМИ. Самая болезненная тема, которая в течение 6 лет, является основной – это убийство А. Политковской. Так, американские издания обвиняют Путина в убийстве журналистки. Обеспокоенность также вызывает усиление контроля Кремля над средствами массовой информации в стране и конфликтами между еще существующими независимыми изданиями (в особенности «Новая газета») и властью. Динамика относительно не меняется, даже со сменой президента, откуда можно сделать вывод о сложившемся негативном имидже российских СМИ.
Демократия и НКО
Крайними по популярности субъектами-прообразами СМИ в прессе США являются – демократия и НКО, 5% и 4% от общей доли статей соответственно.
Что касается демократии, то здесь важно отметить рост положительных статей в период президентства Медведева. Такая динамика связана с появившейся «надеждой» у американских журналистов на изменение политического строя в России. Так Медведев выглядит прозападным либералом, готовым на решение существующих проблем внутри страны. Резкий рост негативных статей наблюдается после объявления о рокировке и выдвижение Путина на пост президента (Рис.7).
Рис. 7. Динамика отношения к демократии в России 2007-2012 гг.
Что касается отношения к НКО, то наибольший интерес у американских СМИ вызывает прокремлевское движение «Наши». Активность российской молодежи в рамках данных организаций выглядит неубедительно. Полная уверенность в «проплаченности» движения оставляет негативный осадок в публикациях. При этом частота нейтральных статей относится к организациям, которые не имеют политической составляющей. Существование некоммерческих организаций скорее оценивается как факт, но не анализируется журналистами. Это единственная тема, которая попадает в новостную видимость, на протяжении всего анализируемого периода имеет нейтральную оценку (Рис.8).
Рис. 8. Динамика отношения к НКО 2007-2012 гг.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в ходе анализа материалов американской прессы была выявлена следующая динамика отношения к России на основании представлений об основных субъектах-прообразах, которые попадают в новостную видимость в американской прессе (Рис.9).
Рис. 9. Динамика отношения к России 2007-2012 гг.
Исходя из представленного графика, можно сделать следующий вывод, что на протяжении 6 лет имидж России имеет стабильно отрицательную оценку, при этом в 2009 и 2010 годах наблюдаются минимальные значения и некоторый рост показателя неотрицательных статей.
Общее количество отрицательных статей составило 474 (54%), положительных – 158 статей (18%) и нейтральных (28%). Таким образом, негативные публикации превалируют над неотрицательными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель моей работы заключалась в проведение комплексного анализа имиджа России в прессе США с 2007 по 2012 гг.: исследование структуры, инструментов и основных характеристик формирования имиджа России. Она была достигнута в несколько этапов. В первую очередь были рассмотрены теоретические положения: понятия политического образа и политического имиджа страны, инструменты и функции политического имиджа, основные модели по построению национального бренда.
На втором этапе были проанализировано влияние СМИ на общественное мнение США, что было необходимо для подтверждения того, что СМИ в США играют важную роль и могут влиять на общественное мнение. Т.е. была оценена степень влияния СМИ на динамику общественных представлений о политических фактах и акторах, на основании чего были сделаны выводы о значимости для общественности США оценок, транслируемых средствами массовой информации.
Две страны идут на очень большие уступки друг другу и стараются строить отношение по другому пути, другими методами. Но по большей части это касается только международных вопросов. Отношение качественной прессы США к внутреннему положению дел в России негативное: отсутствие демократии, коррупция, бедность, цензура СМИ привлекают внимание журналистов. В ходе проведенного анализа субъектов имиджа России на материалах качественной американской прессы была выявлена отрицательная динамика, она также совпадает с общей динамика имиджа России.
Можно с уверенностью утверждать, что отрицательная оценка представлений во всех сферах имеет общее основание: действия Кремля во всех сферах публичного пространства в рассматриваемый период для американской прессы есть свидетельство окончательного отхода российского Президента от принципов демократии и усиление влияния Кремля на другие органы власти, некоммерческий и коммерческий сектор. Таким образом, состояние российской политической сферы явилось решающим фактором, определяющим оценку медийного образа субъектов политического пространства России в прессе США.
Список литературы
1. Австралия проводит конкурс соискателей на «шесть лучших вакансий мира»// ria.ru: РИА Новости. - 05.03.2013. – URL: http://ria.ru/world/20130305/925893433.html (дата обращения 28.05.2013)
2. Анхольт С. Создание бренда страны// Бренд-менеджмент. – 2007. - №1. – 2 – 24 c.
3. Анхольт. С. Брендинг: дорога к мировому рынку. — М.: Кудиц-Образ, 2004. – 272 c.
4. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшенз». - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
5. Бондарева Л.В. Имидж России в отражении американских СМИ // Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004.
6. Быков А. Ю. Пресса Соединенных Штатов Америки о политических и социально-экономических проблемах современной России (1996 - 2000 гг..) / дис. канд. полит. наук - Екатеринбург, 2001.
7. В России выборы в парламент, но в действительности голосование будет за Путина // inosmi.ru: Иносми. – 29.11.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/inrussia/20071129/238084.html (дата обращения 28.05.2013).
8. В России, поворачивая время вспять// inosmi.ru: Иносми. – 30.09.2011. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20110930/175388231.html (дата обращения 28.05.2013).
9. Возвращение Путина осложняет политику США// inosmi.ru: Иносми. – 27.09.2011. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20110927/175218103.html (дата обращения 28.05.2013).
10. Галумов Э. А. Имидж против Имиджа. – М.: Известия, 2004, 552 c.
11. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. - М.: Известия, 2003, 446 с.
12. Галумов Э. Основы PR: учеб. для ВУЗов. – М.: Летопись, 2004. – 359 с.
13. Грубость, реализм и Россия // inosmi.ru: Иносми. – 18.05.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20070518/234563.html (дата обращения 28.05.2013).
14. Джанджушазова Е. Маркетинг туристских территорий. – М.: Академия, 2006. – 224с.
15. Зимняя газовая война// inosmi.ru: Иносми. – 07.01.2009. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20090107/246477.html (дата обращения 28.05.2013).
16. Имидж России: город, регион, страна/ под ред. И.А. Василенко. - М.: Издатель Воробьёв А.В., 2011. - 124 с.
17. Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный документ] URL: http://studentforever2007.narod.ru/constusa.html
18. Косачев К. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России // http://russiancouncil.ru: портал Российского совета по международным делам. – 12.09.2012. – http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top (дата обращение 28.05.2013)
19. Котлер Ф, Асплунд К. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. – 371 с.
20. Крашенинникова В. Америка - Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М.: Изд-во “Европа”, 2007. - 392 с.
21. Марченко, Г.И. Имидж в политике. - М.: Владос, 1997 - 208 с.
22. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 446 с.
23. Молчание Медведева// inosmi.ru: Иносми. – 04.09.2009. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20090409/248400.html (дата обращения 28.05.2013).
24. Наша странная привязанность к Кремлю // inosmi.ru: Иносми. – 20.02.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20070220/232974.html (дата обращения 28.05.2013).
25. Образ России в западных СМИ// inosmi.ru: Иносми. – 03.05.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20070503/234331.html (дата обращения 28.05.2013).
26. Образ России и политиков от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина / под ред. Е.Б.Шестопал. - М.: Роспен, 2007, - 415 c.
27. Панкрухин А.П. Зачем, кому и какой нужен маркетинг территорий// http://www.marketing.spb.ru/: Энциклопедия Маркетинга – 30.01.2003. – URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/territory/1.html (дата обращения 28.05.2013)
28. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс, 2002, - 398 с.
29. Политическая имиджелогия / учебник под ред. А.А. Деркача. - М.: Аспект-Пресс, 2006. – 398 с.
30. Политические коммуникации / учебник под ред. А.И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 154с.
31. Потемкинские выборы// inosmi.ru: Иносми. – 30.01.2008. – URL: http://www.inosmi.ru/inrussia/20080130/239250.html (дата обращения 28.05.2013).
32. Пустовалов В.А. Печать или веб? Ведущие газеты США в борьбе за популярность. – Пермь.: Вестник Пермского университета, 2012. – 186 - 195 с.
33. Путин В. Россия и меняющийся мир// mn.ru: Московские новости. - 27.02.2012. – URL: http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html (дата обращения 28.05.2013).
34. Рожков И.Я, Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. - М.: РИП-Холдинг, 2006. – 256 с.
35. Самые читаемые издания в США [Электронный документ] URL: http://accessabc.wordpress.com/2012/05/01/the-top-u-s-newspapers-for-march-2012/
36. Суд над миллиардером может указывать на возвращение Путина к власти// inosmi.ru: Иносми. – 11.02.2010. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20101102/164005445.html (дата обращения 28.05.2013).
37. Таранова, Ю.В. Туристический имидж страны//http://pravo33.wordpress.com/: Правоведение и политология. – 16.02.2010. – URL: http://pravo33.wordpress.com/2010/02/16/ (дата обращения 28.05.2013)
38. Угроза большим планам Путина// inosmi.ru: Иносми. – 02.02.2009. – URL: http://www.inosmi.ru/economic/20090202/247117.html (дата обращения 28.05.2013).
39. Черных А.И. Власть демократии – власть медиа. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 71 с.
40. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. для ВУЗов. - М.: Дело АНХ , 2006. – 608 с.
41. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учеб. для ВУЗов. - М.: Перспектива, 2004. – 274 с.
42. Шершнев И.Л Общественная дипломатия: стратегический ресурс геополитики России//mir-politika.ru: политический журнал Мир и Политика. – 10.10.2011. – URL: http://mir-politika.ru/148-obschestvennaya-diplomatiya-strategicheskiy-resurs-geopolitiki-rossii.html (дата обращения 28.05.2013)
43. Ядов В.А. Стратегия социологического иследования. - М.: Омега-Л, 2007. – 568 с.
44. Anholt S. “Brandig place and nations” in The Economist newspaper, n 4, 2009, pp. 213-224.
45. Brown J. “What's happened to anti-Americanism, and to the State Department? The Obama administration and public diplomacy: March to mid-June 2009” in Place Branding and Public Diplomacy, n 9, 2009, pp. 247–252.
46. Cantril H. Gauging Public Opinion. - N.J., 1972, 33 p.
47. Copeland D. “Transformational public diplomacy. Rethinking advocacy for the globalisation age” in Place Branding and Public Diplomacy, n 9, 2009, pp. 97–102p.
48. Digital Insights: Reaching, And Keeping, Digital Readers [Электронный документ] URL: http://www.auditedmedia.com/(дата обращения 28.05.2013).
49. Dominick, Joseph R. The Dynamics of Mass Communication: Media in the Digital Age, New York: McGraw-Hill, 2002, 494 p.
50. Election in Japan?" in A Study of Agenda-Setting”, n 17, 1995, pp. 27-41.
51. Gitlin T. Media Unlimited: How the Torrent of Images and Sounds
Overwhelms our Lives, New York: Picador, 2002, 272 p.
52. Golan J. "Second-Level Agenda Setting"// academia.edu: Share research. – 2004. – URL: http://www.academia.edu/279400/Second-Level_Agenda_Setting_and_Political_Advertising (дата обращения 28.05.2013).
53. Happy Birthday, Mr. President: Putin Turns 60, and Russians Pay//nytimes.com: The New York Times. – 08.10.2012. – URL: www.nytimes.com/2012/10/08/world/europe/russia-marks-vladimir-putins-60th-birthday.html?_r=2& (дата обращения 28.05.2013).
54. Holly A. S., Brzinski J. “TV News and U.S. Public Opinion About Foreign Countries: The Impact of Exposure and Attention” in International Journal of Public Opinion Research, n 4, 1992, pp. 18-36.
55. Iyengar, S., Reeves, R. Do the Media Govern?, Ca., 1997, 463 p.
56. Jarol В. Manheim & Robert В. Albritton, "Changing National Images: International Public Relations and Media Agenda Setting" in American Political Science Review, n 78, - 1984, pp. 641- 657.
57. Joseph Nye Jr . “The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone” in Oxford University Press, n 3, 2002, pp. 8.
58. Joseph S. Nye Jr. Power in the Global Information Age: From Realism to Globalization, London: Routledge, 2004, pp. 8.
59. Kramer A. Selling the World on Russia (Leaving Out the Spies) // nytimes.com: The New York Times. – 29.12.2010. – URL:www.nytimes.com/2010/12/29/business/media/29adco.html?_r=1&partner=rss&emc=rss (дата обращения 28.05.2013).
60. Nye J.S. “The future of American power” in Foreign affaires, n 6, 2010, pp. 2-12.
61. On Russian TV, It Isn’t All About the Strongman//nytimes.com: The New York Times. – 14.02.2012. – URL: http://www.nytimes.com/2012/02/14/arts/television/putins-rivals-in-russia-gain-a-place-on-the-air-for-now.html?_r=3&pagewanted=1& (дата обращения 28.05.2013).
62. Philip P. Stepping Out From Putin's Shadow// washingtonpost.com: The Washington Post. – 09.02.2009. - URL: http://articles.washingtonpost.com/2009-02-09/world/36770455_1_putin-and-medvedev-russian-president-dmitry-medvedev-prime-minister-vladimir-putin (дата обращения 28.05.2013).
63. Political Choice Reveals Russia's Unsettled Mood// washingtonpost.com: The Washington Post. – 23.12.2008. - URL: http://articles.washingtonpost.com/2008-12-23/world/36772109_1_putin-and-medvedev-ilya-yashin-levada-center (дата обращения 28.05.2013).
64. Professional Investment Community// erdosmorgan.com: Erdos&Morgan. – 2011. – URL: http://www.erdosmorgan.com/downloads/2011_12_E&M_PIC_CodeBook_.pdf (дата обращения 28.05.2013).
65. Punish the Russian abusers// washingtonpost.com: The Washington Post. – 17.06.2012. - URL: http://www.washingtonpost.com/opinions/punish-the-russian-abusers/2012/06/17/gJQAEYJrjV_allComments.html?ctab=all_& (дата обращения 28.05.2013).
66. Russia’s Liberals Lose Their Voice// nytimes.com: The New York Times. – 24.12.2008. – URL: http://www.nytimes.com/2008/12/24/world/europe/24russia.html?pagewanted=all (дата обращения 28.05.2013).
67. Russian Literati Plot Activist Role// wsj.com: The Wall Street Journal. – 03.12.2012. - URL: http://online.wsj.com/article/SB10001424052970203920204577197001555194074.html
68. The Last Battle of the Cold War// wsj.com: The Wall Street Journal. – 31.01.2012. - URL: http://online.wsj.com/article/SB10001424052970204652904577195050334241954.html?mod=googlenews_wsj (дата обращения 28.05.2013).
69. Toshio Takeshita and Shunji Mikami, “How did theMass madia Influence the Voters' Choice in the 1993 General Election in Japan?" in A Study of Agenda-Setting”, n 17, 1995, pp. 27-41.
70. Wolf Ch. Jr., Rosen B. Public Diplomacy: How to Think about and Improve It//http://www.rand.org/: RAND corporation - URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2004/RAND_OP134.pdf (дата обращения 28.05.2013)
71. http://washingtonpost.com
72. http://www.inopressa.ru
73. http://www.inosmi.ru
74. http://www.nytimes.com
75. http://europe.wsj.com/
[1]Черных А.И. Власть демократии – власть медиа. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 68 с.
[2]Nye J.S. “The future of American power” in Foreign affaires, n 6, 2010, pp. 2-12.
[3]Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М., 2002. – 97 с.
[4] Таранова, Ю.В. Туристический имидж страны//http://pravo33.wordpress.com/: Правоведение и политология. – 16.02.2010. – URL: http://pravo33.wordpress.com/2010/02/16/ (дата обращения 28.05.2013)
[5] Котлер Ф, Асплунд К. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. – 206 с.
[6]Рожков И.Я, Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. - М.: РИП-Холдинг, 2006. – 17 с.
[7] Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учеб. для ВУЗов. - М.: Перспектива, 2004. – 207 с.
[8] Политическая имиджелогия / учебник под ред. А.А. Деркача. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.
[9] Политические коммуникации / учебник под ред. А.И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004 – 65с.
[10] Марченко, Г.И. Имидж в политике. - М.: Владос, 1997 - 155 с.
[11]Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшенз». - СПб.: Питер, 2003. - 41- 42 с.
[12] Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшенз». - СПб.: Питер, 2003. - 41- 42 с
[13] Колесникова Т. Н., Чапайкина М. В. Роль имиджа России в глобальном пространстве//http://pravo33.wordpress.com/: Правоведение и политология. – 02.14.2010. – URL: http://pravo33.wordpress.com/2010/02/14/ (дата обращения 28.05.2013)
[14] Там же.
[15] Галумов Э. Основы PR: учеб. для ВУЗов. – М.: Летопись, 2004. – 359 с.
[16] Джанджушазова Е. Маркетинг туристских территорий. – М.: Академия, 2006. – 224с.
[17]Филип К., Кристер А., Ирвинг Р. Маркетинг мест/ Пер. с англ. М.Аккая. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 203-225 с.
[18]Панкрухин А.П. Зачем, кому и какой нужен маркетинг территорий// http://www.marketing.spb.ru/: Энциклопедия Маркетинга – 30.01.2003. – URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/territory/1.html (дата обращения 28.05.2013)
[19] Анхольт С., Создание бренда страны// Бренд-менеджмент. – 2007. - №1. – 2 c.
[20] Анхольт. С. Брендинг: дорога к мировому рынку. — М.: Кудиц-Образ, 2004. – 138 c.
[21] Anholt S. “Brandig place and nations” in The Economist newspaper, n 4, 2009, pp. 213-224.
[22] Анхольт С., Создание бренда страны// Бренд-менеджмент. – 2007. - №1. – 2 c.
[23]Iyengar, S., Reeves, R. Do the Media Govern?, Ca., 1997, pp.380
[24]Wolf Ch. Jr., Rosen B. Public Diplomacy: How to Think about and Improve It//http://www.rand.org/: RAND corporation - URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2004/RAND_OP134.pdf (дата обращения 28.05.2013)
[25]Косачев К. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России // http://russiancouncil.ru: портал Российского совета по международным делам. – 12.09.2012. – http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top (дата обращение 28.05.2013)
[26]Шершнев И.Л Общественная дипломатия: стратегический ресурс геополитики России//mir-politika.ru: политический журнал Мир и Политика. – 10.10.2011. – URL: http://mir-politika.ru/148-obschestvennaya-diplomatiya-strategicheskiy-resurs-geopolitiki-rossii.html (дата обращения 28.05.2013)
[27]Австралия проводит конкурс соискателей на «шесть лучших вакансий мира»// ria.ru: РИА Новости. - 05.03.2013. – URL: http://ria.ru/world/20130305/925893433.html (дата обращения 28.05.2013)
[28]Jarol В. Manheim & Robert В. Albritton, "Changing National Images: International Public Relations and Media Agenda Setting" in American Political Science Review, n 78, - 1984, pp. 641-657
[29]Joseph S. Nye Jr. Power in the Global Information Age: From Realism to Globalization,
London: Routledge, 2004, pp. 8.
[30]Имидж России: город, регион, страна/ под ред. И.А. Василенко. - М.: Издатель Воробьёв А.В., 2011. - 89 с.
[31]Joseph Nye Jr . “The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone” in Oxford University Press, n 3, 2002, pp. 8.
[32]Kramer A. Selling the World on Russia (Leaving Out the Spies) // nytimes.com: The New York Times. – 29.12.2010. – URL:www.nytimes.com/2010/12/29/business/media/29adco.html?_r=1&partner=rss&emc=rss (дата обращения 28.05.2013).
[33]Путин В. Россия и меняющийся мир// mn.ru: Московские новости. - 27.02.2012. – URL: http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html (дата обращения 28.05.2013).
[34]Черных А.И. Власть демократии – власть медиа. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 15 с.
[35]Черных А.И. Власть демократии – власть медиа. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 13 с.
[36]Образ России и политиков от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина / под ред. Е.Б.Шестопал. - М.: Роспен, 2007, 286 c.
[37]Golan J. "Second-Level Agenda Setting"// academia.edu: Share research. – 2004. – URL: http://www.academia.edu/279400/Second-Level_Agenda_Setting_and_Political_Advertising (дата обращения 28.05.2013).
[38] Там же.
[39]Toshio Takeshita and Shunji Mikami, “How did theMass madia Influence the Voters' Choice in the 1993 General
Election in Japan?" in A Study of Agenda-Setting”, n 17, 1995, pp. 27-41.
[40]Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный документ] URL: http://studentforever2007.narod.ru/constusa.html (дата обращения 28.05.2013).
[41]Holly A. S., Brzinski J. “TV News and U.S. Public Opinion About Foreign Countries: The Impact of Exposure and Attention” in International Journal of Public Opinion Research, n 4, 1992, pp. 18-36.
[42]Бондарева Л.В. Имидж России в отражении американских СМИ // Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004.
[43]Dominick, Joseph R. The Dynamics of Mass Communication: Media in the Digital Age, New York: McGraw-Hill, 2002, pp.327.
[44]Digital Insights: Reaching, And Keeping, Digital Readers [Электронный документ] URL: http://www.auditedmedia.com/(дата обращения 28.05.2013).
[45] Быков А. Ю. Пресса Соединенных Штатов Америки о политических и социально-экономических проблемах современной России (1996 - 2000 гг..) / дис. канд. полит. наук - Екатеринбург, 2001. – 67 с.
[46] Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 170 с.
[47] Крашенинникова В. Америка - Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М.: Изд-во “Европа”, 2007. – 368 с.
[48]Пустовалов В.А. Печать или веб? Ведущие газеты США в борьбе за популярность. - Пермь.: Вестник Пермского университета, 2012. – 187 с.
[49]Самые читаемые издания в США [Электронный документ] URL: http://accessabc.wordpress.com/2012/05/01/the-top-u-s-newspapers-for-march-2012/ (дата обращения 28.05.2013).
[50]Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. - Спб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 170 с.
[51]Социологический опрос [Электронный документ] URL: http://www.erdosmorgan.com/downloads/2011_12_E&M_PIC_CodeBook_.pdf (дата обращения 28.05.2013).
[52] Ядов В.А. Стратегия социологического иследования. - М.: Омега-Л, 2007. – 140 с.
[53]Образ России в западных СМИ// inosmi.ru: Иносми. – 03.05.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20070503/234331.html (дата обращения 28.05.2013).
[54]Наша странная привязанность к Кремлю // inosmi.ru: Иносми. – 20.02.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20070220/232974.html (дата обращения 28.05.2013).
[55]В России выборы в парламент, но в действительности голосование будет за Путина // inosmi.ru: Иносми. – 29.11.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/inrussia/20071129/238084.html (дата обращения 28.05.2013).
[56]Суд над миллиардером может указывать на возвращение Путина к власти// inosmi.ru: Иносми. – 11.02.2010. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20101102/164005445.html (дата обращения 28.05.2013).
[57]Грубость, реализм и Россия // inosmi.ru: Иносми. – 18.05.2007. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20070518/234563.html (дата обращения 28.05.2013).
[58]Потемкинские выборы// inosmi.ru: Иносми. – 30.01.2008. – URL: http://www.inosmi.ru/inrussia/20080130/239250.html (дата обращения 28.05.2013).
[59]Суд над миллиардером может указывать на возвращение Путина к власти// inosmi.ru: Иносми. – 11.02.2010. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20101102/164005445.html (дата обращения 28.05.2013).
[60]Political Choice Reveals Russia's Unsettled Mood// washingtonpost.com: The Washington Post. – 23.12.2008. - URL: http://articles.washingtonpost.com/2008-12-23/world/36772109_1_putin-and-medvedev-ilya-yashin-levada-center (дата обращения 28.05.2013).
[61]Russia’s Liberals Lose Their Voice// nytimes.com: The New York Times. – 24.12.2008. – URL: http://www.nytimes.com/2008/12/24/world/europe/24russia.html?pagewanted=all (дата обращения 28.05.2013).
[62]Угроза большим планам Путина// inosmi.ru: Иносми. – 02.02.2009. – URL: http://www.inosmi.ru/economic/20090202/247117.html (дата обращения 28.05.2013).
[63] Philip P. Stepping Out From Putin's Shadow// washingtonpost.com: The Washington Post. – 09.02.2009. - URL: http://articles.washingtonpost.com/2009-02-09/world/36770455_1_putin-and-medvedev-russian-president-dmitry-medvedev-prime-minister-vladimir-putin (дата обращения 28.05.2013).
[64]Молчание Медведева// inosmi.ru: Иносми. – 04.09.2009. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20090409/248400.html (дата обращения 28.05.2013).
[65]Зимняя газовая война// inosmi.ru: Иносми. – 07.01.2009. – URL: http://www.inosmi.ru/world/20090107/246477.html (дата обращения 28.05.2013).
[66]В России, поворачивая время вспять// inosmi.ru: Иносми. – 30.09.2011. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20110930/175388231.html (дата обращения 28.05.2013).
[67]Возвращение Путина осложняет политику США// inosmi.ru: Иносми. – 27.09.2011. – URL: http://www.inosmi.ru/politic/20110927/175218103.html (дата обращения 28.05.2013).
[68]Happy Birthday, Mr. President: Putin Turns 60, and Russians Pay// nytimes.com: The New York Times. – 08.10.2012. – URL: www.nytimes.com/2012/10/08/world/europe/russia-marks-vladimir-putins-60th-birthday.html?_r=2& (дата обращения 28.05.2013).
[69]The Last Battle of the Cold War// wsj.com: The Wall Street Journal. – 31.01.2012. - URL: http://online.wsj.com/article/SB10001424052970204652904577195050334241954.html?mod=googlenews_wsj (дата обращения 28.05.2013).
[70]Punish the Russian abusers// washingtonpost.com: The Washington Post. – 17.06.2012. - URL: http://www.washingtonpost.com/opinions/punish-the-russian-abusers/2012/06/17/gJQAEYJrjV_allComments.html?ctab=all_& (дата обращения 28.05.2013).
[71]Russian Literati Plot Activist Role// wsj.com: The Wall Street Journal. – 03.12.2012. - URL: http://online.wsj.com/article/SB10001424052970203920204577197001555194074.html
(дата обращения 28.05.2013).
[72]On Russian TV, It Isn’t All About the Strongman//nytimes.com: The New York Times. – 14.02.2012. – URL: http://www.nytimes.com/2012/02/14/arts/television/putins-rivals-in-russia-gain-a-place-on-the-air-for-now.html?_r=3&pagewanted=1& (дата обращения 28.05.2013).
[73]Лукьянов Ф. Владимир Путин — аватар и человек// forbes.ru: Forbes. – 08.11.2011. - URL: www.forbes.ru/sobytiya-column/vlast/76071-vladimir-putin-avatar-i-chelovek (дата обращения 28.05.2013).