Рассказ о достижении сердцевины

Каким же образом,Достопочтенный, обрести высшее достижение и добраться до сердцевины? Было бы хорошо, если Благословенный направилбы мою аскезу, чтобы [я смог] обрести высшее достижение и добраться до сердцевины!

Возьмем случай,Нигродха, когда аскет стал сдержанным, сдерживая себячетырехчастной бдительностью; убрал пять помех;наполнил свойум доброжелательностью,состраданием, сорадованием и невозмутимостью; вспомнилразличные свои прошлые, временные состояния, во всех подробностях и деталях.

Он, чистым божественным видением[15], превосходящимчеловеческое, видит существ, как они уходят из одной формы существования и обретают следующую форму. Он различает низких и благородных, благополучных и неблагополучных, счастливых и несчастных, переходящих [из одного рождения, в следующее],в соответствии со своими деяниями: такие-то –недостойные,порочные в деяниях, словах и мыслях, злословящие наАрьев, придерживающиеся неправильных взглядов,вследствие действий, обусловленныхнеправильными взглядами, они, после распада тела, после смерти, возрождаются в состояниилишений, страданий, в аду; но другие существа – достойные, благие в деяниях, словах и мыслях, не злословящиенаАрьев, придерживающиеся правильных взглядов, вследствие действий, обусловленных правильными взглядами, они, после распада тела, после смерти, возрождаются в счастливом состоянии, на небесах. Таким образом, он, чистым божественным видением, превосходящимчеловеческое, видит существ, как они уходят из одной формы существования и обретают следующую форму. Он различает низких и благородных, благополучных и неблагополучных, счастливых и несчастных, переходящих [из одного рождения, в следующее], в соответствии со своими деяниями.

Как вы думаете,Нигродха, аскеза, исполняемая таким образом,делает по-настоящему чистым, или нет?

Воистину,Достопочтенный, аскеза, исполняемая таким образом,делает по-настоящему чистым и непорочным, это является высшим достижением и достижением сердцевины.

Таким образом, Нигродха, аскеза доходит до своего высшегодостижения,достигая сердцевины. Итак, Нигродха, когда вы спрашиваете меня: «Достопочтенный, в чем заключается ДхаммаБлагословенного, которой он обучает своих учеников, чтобы они, так обученные Благословенным,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни?»,я говорю, что то, чему я обучаю своих учеников, чтобы они, так обученные мною,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни – это вопрос более высокого порядка и превосходящего уровня.

Когда он так сказал, аскеты подняли крик, громко восклицая и шумя: «Нас и нашего учителя, ни во что не ставят! Мы не знаем ничего,выше нашего учения!»


4. Нигродха раздосадован

Когда домохозяин Сандхана понял: «Конечно, сейчас эти странствующие аскеты, придерживающиеся других взглядов, не слушают того, что говорит Благословенный, не обращают внимания, не склоняют свои умы, чтобы понять», тогда он сказал Нигродхе: «Не вы ли говорили мне недавно, Нигродха: «Послушайте теперь вы, домохозяин, знаете ли вы, с кем говорит отшельник Готама? С кем он проводит беседы? При общении с кем, он достигпрояснения в мудрости? Пониманиеотшельника Готамыиспорчено его привычкой к уединению. Онрастеряется на этом собрании. Он не подготовлен кдискуссиям. Он занят только поверхностными вещами. Точно одноглазая корова, которая ходит по кругу, следует только по окраине, так и этототшельникГотама. Поэтому поверь, домохозяин, если отшельникГотама пришел бы на это собрание, то одним единственным вопросом мы сможем оседлать его. Да, мне кажется, мы могли бы перевернуть его, как пустой горшок». Вот теперьДостопочтенный, Благословенный, Арахант, Полностью Самопробужденный[16], пришелсюда,покажите ему, как онрастеряется на этом собрании, покажите ему, как одноглазая корова ходит по кругу,покажите, как одним единственным вопросом вы сможете оседлать его, перевернуть его, как пустой горшок».

Когда он сказал так, Нигродха сидел молчаливый и раздосадованный, ссутулив спину и опустив голову, мрачный и остолбеневший.

Тогда, Благословенный, увидев, что он в таком состоянии, сказал: «Это правда, Нигродха, что вы говорили так?»

Это правда, Достопочтенный, говоря так, я поступил безрассудно, глупо и неправильно.

Что вы думаете об этом, Нигродха? Вы когда-нибудь слышали, отстранствующих аскетов, почтенных, пожилых, от своих учителей и учителей своих учителей такое: «В прошлые века были Архаты, Полностью Самопробужденные, и когда эти Благословенные собирались вместе, то они говорили громкими голосами, с шумом и криками, ведяразговоры наразличные несерьезные темы, а именно: рассказы о царях, разбойниках и государственных чиновниках… или спекулятивные разговоры о существовании и несуществовании», как вы делаете теперь на этом собрании? Или же они говорили таким образом: «Эти Благословенныепосещалиуединенные и отдаленныеуголки леса, где отсутствуют шум и громкие звуки, где легкийветерок дует с пастбища, но которые скрыты от глаз людей, места подходящиедля размышления», также, как делаю теперь я?

Достопочтенный, я слышал, отстранствующих аскетов, почтенных, пожилых, от своих учителей и учителей своих учителей такое: «В прошлые века были Архаты, Полностью Самопробужденные, и не было такого, чтобыэти Благословенные собирались вместе, и говорили громкими голосами, с шумом и криками, ведяразговоры наразличные несерьезные темы, а именно: рассказы о царях, разбойниках и государственных чиновниках… или спекулятивные разговоры о существовании и несуществовании», как мы поступаем на этом собраниитеперь. Они говорили: «Эти Благословенныепосещалиуединенные и отдаленныеуголки леса, где отсутствуют шум и громкие звуки, где легкийветерок дует с пастбища, но которые скрыты от глаз людей, места подходящиедля размышления», также как Достопочтенный делает сейчас.

Вы сами, Нигродха, разумныйчеловек и в годах, почему вам не пришло на ум подобное:«Пробужденным, является Благословенный, он учит Дхамме Пробуждения.Самоукрощенным[17], является Благословенный, он учит Дхаммесамоукрощения.Умиротворенным[18] является Благословенный, он учит Дхаммеумиротворения. Освобожденным[19], являетсяБлагословенный,он учит Дхамме освобождения. Окончательно успокоенным[20], является Благословенный, он учит Дхамме окончательного успокоения [окончательного угасания][21]»?

Высший плод праведной жизни

Когда так было сказано, странствующий аскет Нигродха,таким образомобратился к Благословенному:«Проступок мой,удалось признать мне, Достопочтенный, я поступил безрассудно, глупо и неправильно, говоря так о Благословенном!Пусть Благословенный примет от меня признание в этом проступке, и обещание, чтов будущем я буду себя сдерживать».

Воистину, Нигродха, это былпроступок, который удалось признать вам, что говорятаким образом, вы поступили безрассудно, глупо и неправильно. И поскольку вы, Нигродха, видя в этом проступок, сделали признаниев своих деяниях, мы принимаем ваше признание. Для того, Нигродха, в дисциплине Арьев принято, что всякий, кто видит свой проступок, кто признает его, и правильно признается в нем, в будущем сможетдостичь самообуздания.

Но я, Нигродха, говорю вам: «Пусть разумный человек пришел ко мне, чистый, искренний, честный– я буду учить его, и я научу его Дхамме. Если он будет практиковатьв соответствии с Дхаммой, то познав себя,он здесь и сейчас, посредством высшего знания, достигнет высшей цели праведной жизни, ради которой члены клана уходят от семейной жизни в отшельничество, всего за семь лет. Нет, Нигродха, даже не семь лет.Если он будет практиковатьв соответствии с Дхаммой, то познав себя,он здесь и сейчас, посредством высшего знания, достигнет высшей цели праведной жизни, ради которой члены клана уходят от семейной жизни в отшельничество, всего за шесть лет… пять лет, четыре года, три года, два года, один год, шесть месяцев… пять месяцев, четыре месяца, три месяца, два месяца, один месяц, половину месяца. Нет, Нигродха, даже не половину месяца. Пусть разумный человек пришел ко мне, чистый, искренний, честный– я буду учить его, и я научу его Дхамме. Если он будет практиковатьв соответствии с Дхаммой, то познав себя,он здесь и сейчас,посредством высшего знания, достигнет высшей целиправедной жизни, ради которой члены клана уходят от семейной жизни в отшельничество, всего за семь дней».

Наши рекомендации