Странствующие аскеты раздосадованы

Возможно, Нигродха, вы будете думать: «Отшельник Готама сказал это, из-за желания получить учеников». Но вы не толкуйте подобным образом мои слова. Пусть тот, кто является вашим учителем,остается вашим учителем по-прежнему. Возможно, Нигродха, вы будете думать: «Отшельник Готама сказал это, из-за желания заставить нас отказаться от наших правил».Но вы не толкуйте подобным образом мои слова. Пусть то, что является вашими правилами,остается вашими правиламии дальше. Возможно, Нигродха, вы будете думать: «Отшельник Готама сказал это, из-за желания заставить нас отойти от нашего образа жизни».Но вы не толкуйте подобным образом мои слова. Пусть ваш образ жизни, остается таким же, каким был до сих пор. Возможно, Нигродха, вы будете думать: «Отшельник Готама сказал это, из-за желанияутвердить правильными для нас, такие положения нашего учения,которыеявляются ошибочными, и считаются неправильным в нашей общине».Но вы не толкуйте подобным образом мои слова. Пусть эти положения в ваших учениях, которые являются ошибочными, и считаются неправильным в вашей общине, остаются таковыми и дальше для вас. Возможно, Нигродха, вы будете думать: «Отшельник Готама сказал это, из-за желания отъединить нас от таких положений в нашем учении, которые являютсяправильными, и считаются правильными в нашей общине».Но вы не толкуйте подобным образом мои слова.Пусть эти положения в ваших учениях, которые являются правильными, и считаются правильными в вашей общине, остаются таковыми и дальше для вас.

Я говорю так, Нигродха, не потому, что я хочу набрать учеников, и не потому, что я хочу заставить вас отказаться от ваших правил;не потому, что я хочу заставить вас отойти от вашего образа жизни, и не потому, что я хотел бы утвердить вас в ошибочных учениях, или отъединить вас от правильных учений. Но на самом деле, Нигродха, есть плохие вещи, которые, не будучи искорененными, развращают, влекут повторное рождение, приводят к страданиям, приводят к несчастью, к рождению, старению и смерти в будущем. И это для их искоренения, я учу Дхамме.Если вы практикуете в соответствии с Дхаммой, то вещи, которые развращают, должны быть искоренены, а вещи, которые делают чистыми, должны расти и расцветать.И так практикуя,в соответствии с Дхаммой, познав себя,вы здесь и сейчас, посредством высшего знания, достигнетевысшей цели.

Когда он так сказал, странствующие аскетысиделимолчаливые и раздосадованные, ссутулив спины и опустив головы, мрачные и остолбеневшие, так как сердцаих были преданы Маре[22].

Тогда Благословенныйподумал: «Все эти глупые люди охваченыЗлым[23], так что даже ни в одном из них,не возникломысли: «Давай станем жить праведной жизнью, которой учитотшельникГотама, ведь мы можем научитьсяэтому. Что стоит, посвятить этому семь дней?»».

Затем Благословенный, прорычав своим львиным рыком в (парке царицы)Удумбарики,предназначенном для [остановки]странников, встал, и поднявшись внебо, перенесся на горуГиджакута. А затем, домохозяин Сандханавернулся в Раджагаху.

Удумбарика-сиханадасуттазакончена.

[1] Утес Ястребов (или гора Грифов, Стервятников)

[2]Видимо, это пояснение Рис-Дэвиса. В палийском тексте написано просто Удумбарика, т.к. для современников Будды, это было довольно известным местом, и пояснений не требовалось. Поэтому я заключил его в скобки.

[3]paribbājakā

[4]Повторяется весь абзац.

[5] Т.е. безоговорочно повергнуть в диспуте.

[6]Сверхспособность (иддхи) яснослышания.

[7]Речь идет об остатках в посуде, оставшихся после приготовления пищи.

[8]Возможно, речь идет о практике, приводящей ксамоумертвлению через обезвоживание.

[9]Вести к загрязнению ума.

[10]Почивание на лаврах.

[11]Имеется в виду демонстративная практика в людных местах, чтобы привлечь к себе внимание, подчеркнуть свою аскетичность, снискать уважения, славы и подношений.

[12]Используется аналогия между духовной практикой и обработкой плотником ствола дерева, которая видимо широко использовалась в среде саманов Древней Индии. Чтобы добраться до твердой сердцевины дерева, пригодной для использования, ствол сначала нужно очистить от внешней, грубой коры, затем от внутренней, тонкой коры (луба), затем стесать слой мягкой древесины, и только тогда станет доступна твердая, качественная древесина из сердцевины ствола.

[13]Каппа – временной цикл существования чего либо, в данном случае – Мира.

[14]Социальное положение.

[15]Сверхспособность (иддхи) божественного ви́дения.

[16]sammāsambuddho

[17]danto

[18]santo

[19]tiṇṇo

[20]parinibbuto

[21]parinibbānāya

[22]Божество, олицетворяющее мир страстей, и искушающее подвижников, ведущих праведную жизнь.

[23]pāpimatā –Злой, Лукавый. Прозвище Мары.

Наши рекомендации