Рассказ об очищениивнутреннего слоя коры
Рассказ о странникеНигродхе
Так я слышал. Однажды Благословенный, остановился близ Раджагахи, на гореГиджакута[1]. В то время,в (парке царицы[2])Удумбарики,предназначенном для [остановки]странников, пребывалстранствующий аскет[3]Нигродха, вместе с большой группой странствующих аскетов, числомв три тысячи. Тогда домохозяин Сандхана, вышел после полудня из Раджагахи,чтобы посетить Благословенного. Потом ему пришло на ум: «Это не своевременно посещать прямо сейчас Благословенного, онбудет в уединении». И это не время для посещениямонахов, которые практикуют совершенствование ума, они будут в уединении.Что, если мнепойти впарк Удумбарики и проведать странствующего аскетаНигродху? И Сандхана так и сделал.
В то время странствующий аскетНигродха,сидел со своей большой компанией. Все разговаривали громкими голосами, с шумом и криками, ведяразговоры наразличные несерьезные темы, а именно: рассказы о царях, разбойниках и государственных чиновниках; рассказы о армиях, тревогах и битвах; разговоры о еде, напитках и одеждах, о кроватях, гирляндах и духах; разговоры о родственниках; разговоры о повозках, деревнях, поселках, городах и странах; разговоры о женщинах;разговорыо героях; сплетни суличных закоулков и мест для набора воды; разговоры о призраках; бессвязные разговоры; разговоры о мире и о море, о существовании и несуществовании.
Нигродха увидел приближающегося домохозяинаСандхану, и призвал своихтоварищей к порядку, говоря: «Успокойтесь уважаемые, и не шумите. Вотприближается последовательотшельника Готамы, домохозяин Сандхана. Разные мирские последователи Готамы в белых одеждах проживают в Раджагахе, этотСандхана является одним из них. Эти почтенные,восхищаются тишиной, они обучались в тишине, они восхваляюттишину.Как хорошо было бы, если услышав, как тихо в нашем собрании, он счелбы нужным присоединиться к нам. И когда он сказал это, собраниесохраняло молчание.
Домохозяин Сандхана пришел туда, где былНигродха,и обменявшись с ним приветствиями и любезностями,[в соответствии с принятыми обычаями] учтивости ивежливости, сел рядом. Сев, Сандхана сказал Нигродхе: «Отличен способ ведения бесед, этихотшельников, придерживающихся своих собственных воззрений, когда они встречаются и собираются вместе, от практикуемогоБлагословенным. Они говорят громкими голосами, с шумом и криками, ведяразговоры наразличные несерьезные темы, а именно: рассказы о царях, разбойниках и государственных чиновниках… …о существовании и несуществовании[4]. Но Благословенныйчасто посещаетуединенные и отдаленныеуголки леса, где отсутствуют шум и громкие звуки, где легкийветерок дует с пастбища, но которые скрыты от глаз людей, места подходящиедля размышления.
И когда Сандханазакончил говорить, Нигродха ответил ему: «Послушайте теперь вы, домохозяин, знаете ливы, с кем говорит отшельник Готама? С кем он проводит беседы? При общении с кем, он достигпрояснения в мудрости? ПониманиеотшельникаГотамыиспорчено его привычкой к уединению. Онрастеряется на этом собрании. Он не подготовлен кдискуссиям. Он занят только поверхностными вещами. Точно одноглазая корова, которая ходит по кругу, следует только по окраине, так и этототшельникГотама. Поэтому поверьте, домохозяин, если отшельникГотама пришел бы на это собрание, то одним единственным вопросом мы сможем оседлать его. Да, мне кажется, мы могли бы перевернуть его, как пустой горшок[5]».
ТогдаБлагословенный услышал своимяснослышащим слухом, чистым, превосходящим человеческий[6], этот разговор между домохозяином Сандханой и странствующим аскетом Нигродхой. И спустившись с горы Гиджакуты, он пришел кПавлиньему святилищу на берегу Сумагадхи, и ходил взад и вперед на открытом воздухе. КогдаНигродхаувидел его,ходящеготаким образом, то увидев его, он призвал свою компанию к порядку, говоря: «Успокойтесь, уважаемые и не шумите. ОтшельникГотама ходит взад и вперед на открытом воздухе у Павлиньего святилища, по берегу Сумагадхи. Этот почтенный,восхищается тишиной, восхваляеттишину, как хорошо было бы, если услышав, как тихо в нашем собрании, он счелбы нужным присоединиться к нам. Если отшельник Готамапришел бы на этособрание, мы могли бы расспросить его:«Достопочтенный, в чем заключается ДхаммаБлагословенного, которой он обучает своих учеников, чтобы они, так обученные Благословенным,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни?»Когда он сказал это,странствующие аскетысохраняли молчание.
Когда Благословенный приблизился к странствующемуаскету Нигродхе, тоНигродхасказал ему: «Пусть Достопочтенный подходит. Приветствуем Благословенного! Долго Достопочтенный раздумывал, прежде чем решитьсяприблизиться сюда. Прошу, присаживайтесь Достопочтенный, занимайтесиденье. Вот одно готово».
Беседа о аскезах
Благословенный сел на подготовленное сиденье, аНигродха,заняв более низкое сиденье, сел рядом с ним. После чего,Благословенный сказал так: «О чем вы говорите,Нигродха, чем вы занимаетесь здесь сейчас, когда вы сидите, собравшись вместе, и что за разговор между вами я прервал?»Вслед за этим,Нигродха ответил на вопрос и сказал: «Достопочтенный, мы только что видели, как Благословенный прогуливалсяна открытом воздухе у Павлиньего святилища, по берегу Сумагадхи, и видя его таким образом, мы сказали: «Если отшельникГотамарешит прийти на этособрание, то мы могли бы задать ему этот вопрос: «Достопочтенный, в чем заключается ДхаммаБлагословенного, которой он обучает своих учеников, чтобы они, так обученные Благословенным,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни?»»
Сложно, Нигродха, для разделяющего иные взгляды, иные убежденияи иноеучение, без практики, без обучения, разобраться в Дхамме,которой я обучаю своих учеников, чтобы они, так обученные мною,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни. Давай сначала, Нигродха,поговорим о вашем учении, о суровой аскетической жизни.В чем состоитисполнение или неисполнение этой аскезысамоумервщления?
Когда он сказал это, аскеты воскликнули громко, с шумом и возгласами: «Замечательно, Достопочтенный! Чудесно, Достопочтенный! Великий талант и способность отшельника Готамы в удержании его собственных идей идоктрин, через обсуждение других!»
ЗатемНигродхапризваласкетовкспокойствию, итакимобразомсказалБлагословенному: «Мы,Достопочтенный, исполняемаскезусамоумервщления,мысчитаемэтонеобходимым,мыразделяемее [пользу]».
[Благословенный:] «В чем состоитее исполнение или неисполнение? Предположим, Нигродха, что аскет ходит голый, имеет определенные свободные привычки [поведения], лижет свои руки, не принимает ни предложения подойти, ни предложения остановиться,не принимает ниспециально принесенного, ни специально подготовленного, ни какоголибо приглашения. Он не принимает в пищу ничего со стенокгоршка, ни поставленного на порог, ни из ступы, ни среди палочек, ни из жернова[7]; ни чего-либо от двух едящих вместе, ни от беременной женщины, ни от кормящей матери, ни от женщины,имеющей половую связь с мужчиной; ни собранного во время засухи, ни там где есть собака, ни там где роятся мухи; не принимает он ни рыбу, нимясо, не пьетни крепких напитков, ни браги, ни рисового отвара. Он получает, подаяние в одном доме, от одного человека, или в двух домах, от двух человек, или в семидомах, от семи человек. Он поддерживает себя одной милостыней, двумя, или семью. Он принимает пищу только один раз в день, или раз в два дня, или раз в семь дней. Таким образом, он живет, практикуя прием пищи в соответствии с правилами, через регулярные промежутки времени, вплоть до одного раза в половинумесяца. Он питается, или зеленью, или диким рисом, или просом, илишелухой, или катом; или пылью от сухого риса, или рисовыми корочками, или мукой масличных семян;или травами, или коровьим навозом, или плодами и кореньями из леса, или упавшими плодами. Он носит одежду изгрубой пеньковой ткани, из холстины, из мертвецкого савана, из выброшенных тряпок, из луба тиритаки; или же он носит одежду из шкуры антилопы, или из полосок той же шкуры, или из волокон куса, или из коры, или издощечек; или носит накидку из человеческих волос, или накидку из конского волоса, или накидку из перьев совы. Он выщипывает волосы и бороду, следуя практике выщипыванияволос, он всегда стоит [никогда не садится и не ложится], илисидит на корточках, следуя этой практике изо всех сил,передвигаясь только таким образом [на корточках]; использует терновое ложе, иликладет железные шипы или колючки на свое ложе, он использует деревянный настил, ложиться на голую землю, спит только на одном боку; носит на себе пыль и грязь [не моется],живет на открытом месте, садится где придется; ест отбросы, следуя практике поедания отбросов; не пьет, следуя практики воздержания от питья (воды) в последнюю треть жизни[8]. Как вы думаете, Нигродха, если это [осуществляется] так, то аскезасамоумервщленияисполняется или нет?
Воистину, Достопочтенный, если это так, то аскезасамоумервщленияисполняется, а не наоборот.
Теперь я, Нигродха, утверждаю, что аскезасамоумервщления, исполняемая таким образом,можетпятнать[9] различными способами.
2.1 Пятна
Каким образом,Достопочтенный, вы подтвердите, что происходит пятнание?
В случае,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу, ивследствие этого он становится самодовольным, а его стремления удовлетворенными[10]. Это,Нигродха, становится пятномдляаскета.Также,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу, ивследствие этого он возвышаетсебя и презирает других. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу, ивследствие этого онстановитсяопьяненным,ослепленным и беспечным. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу,и это приносит емудары, внимание и признание,вследствие чего он становится самодовольным и его стремления удовлетворяются. Это тоже становится пятномдляаскета.Также,Нигродха, когда аскет, обретая дары, внимание и признание, возвышает себя и презирает других. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, когда аскет обретает дары, внимание и признание, он становитсяопьяненным,ослепленным и беспечным. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет,исполняяаскезу, решает делать различие в пище, говоря: «Это меня устраивает, а это мне не подходит». Пищу второго вида, он сознательно отвергает. К пище первого вида,у него возрастает жадность и страсть, он прилипает к ней, не видя в этом опасности, не различаяэтого как небезопасного, и наслаждается ей. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, когдаиз-за его стремления к дарам, знакам внимания и славе, он думает: «Раджи будут уделять мне знаки внимания, а с ними и их чиновники,знать, брахманы, домохозяева и последователи иных учений». Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет критикуетдругих отшельников или брахманов, говоря: «Эти люди живут любыми сортами пищи: выращенными из клубней, или побегов, или ягод, или веток, или из семян, жуют все это вместе, перетирая и смешивая– и они называют этоведением праведнойжизни!» Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет видит некого отшельника или брахмана, получающего внимание,пользующегося почтением, уважением и подношениямилюдей, то видя это, он думает: «Люди оказываютуважение этомучеловеку, который живет в роскоши, они почитают и прославляют его, одаривают его подношениями, тогда как мне, ведущемупо-настоящему очень аскетический образ жизни, они не уделяют никакого внимания, ни почтения, ни уважения, ни подношений!» И поэтому он лелеет зависть и недоброжелательность к людям. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет становится тем, кто сидит на публике[11]. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет, ходя заподаянием среди людей, крадется вдоль стен, как бы говоря: «Это часть моей аскезы, это часть моей аскезы». Это тоже становится пятномдляаскета.Также,Нигродха, когда аскет спекулирует на неизвестном, отвечая на вопрос: «Утверждаете ли вы это?», он не подтверждает, говоря: «Я утверждаю», и не делает обратного, говоря: «Я неутверждаю». Таким образом, он сознательно вводит в заблуждение. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда Татхагата или ученикТатхагаты, обучают Дхамме, используя методы, достойные признательности, аскет не ценитэтого. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, аскет может потерять самообладание и зародить враждебность. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, аскет может быть лицемерным и лживым, а также завистливым и скупым; он может быть хитрым и коварным, жестоким и тщеславным, он может придерживаться злых умыслов и стать их пленником; он может придерживаться ошибочныхвоззрений, бытьодержимымложнымидогмами;извращать полученные знания;бытьалчным и питать отвращение ксамоотречению. Это тоже становится пятномдляаскета.
Что вы думаете об этом, Нигродха? Являются эти вещипятнами в аскезесамоумервщления, или нет?
Воистину,Достопочтенный, эти вещи являются пятнамив аскезесамоумервщления. ВозможноДостопочтенный, что аскет может быть одержим даже всеми этимипороками, многими из них, или же тем или иным из них.
2.2 Рассказ об очищенииверхнего слоя коры[12]
Теперь возьмем противоположный случай,Нигродха. Когда аскет исполняетаскезусамоумервщления, и вследствие этого он не становится самодовольным, а его стремления удовлетворенными. Если это так, то он до некоторой степени очищен.
Также,Нигродха, когда аскет …не возвышает себя и не презирает других;…онне становитсяопьяненным,ослепленным и беспечным;…он не становится самодовольным и презрительным, получаядары, знаки внимания и признание, а также не возвышает себя и не презирает других, нестановитсяопьяненным,ослепленным и беспечным в связи с этим;…он не делает различий между видамипищи,он не говорит: «Это меняустраивает, а это мне неподходит», он сознательно не отвергаетпищу одного вида, и у него не возрастает жадность и страсть к другому виду пищи, он не прилипает к нему, не видя в этом опасности, а различаетэто как небезопасное, и ненаслаждается им; …он не имеет стремления к дарам, знакам внимания и признанию, он не думает:«Раджи будут уделять мне знаки внимания, а с ними и их чиновники,знать, брахманы, домохозяева и последователи иных учений».
Также,Нигродха, когда аскет не критикуетдругих отшельников или брахманов.Он не говорит: «Эти люди живут любыми сортами пищи: выращенными из клубней, или побегов, или ягод, или веток, или из семян, жуют все это вместе, перетирая и смешивая– и они называют этоведением праведнойжизни!» Когда аскет видит некого отшельника или брахмана, получающего внимание,пользующегося почтением, уважением и подношениямилюдей, то видя это, он не думает: «Люди оказываютуважение этомучеловеку, который живет в роскоши, они почитают и прославляют его, одаривают его подношениями, тогда как мне, ведущемупо-настоящему очень аскетический образ жизни, они не уделяют никакого внимания, ни почтения, ни уважения, ни подношений!»И он не лелеет зависть и недоброжелательность к людям; …он не сидит на публике;…ходя заподаянием среди людей, он не крадется вдоль стен, как бы говоря: «Это часть моей аскезы, это часть моей аскезы». Он не спекулирует на неизвестном, отвечая на вопрос: «Утверждаете ли вы это?», он или подтверждает, говоря: «Я утверждаю», либо говорит: «Я не утверждаю». При этом он избегает сознательно говорить неправду.
Также,Нигродха,когда Татхагата или ученикТатхагаты, обучают Дхамме, используя методы достойные признательности, аскет ценит это. Он не теряет самообладания и не зарождает враждебности; он не становится лицемерным и лживым, завистливым и скупым; хитрым и коварным, жестоким и тщеславным, он не придерживается злых умыслов и не становится их пленником; он не придерживается ошибочныхвоззрений, не становитсяодержимымложнымидогмами;не извращает полученные знания;он не становится алчным и непитает отвращение ксамоотречению.
Не зараженныйсамомнением, не будучи алчным, склонный к отречению – до такой степени он очистился. Как вы думаете,Нигродха, аскеза,исполняемая таким образом,делает по-настоящему чистым, или нет?
Воистину,Достопочтенный, аскеза, исполняемая таким образом,делает по-настоящему чистым и непорочным, это является высшим достижением и достижением сердцевины.
Нет,Нигродха, такая аскеза еще не является высшим достижением, это не достижение сердцевины, это только проникновение сквозь внешний слой коры.
Высший плод праведной жизни
Когда так было сказано, странствующий аскет Нигродха,таким образомобратился к Благословенному:«Проступок мой,удалось признать мне, Достопочтенный, я поступил безрассудно, глупо и неправильно, говоря так о Благословенном!Пусть Благословенный примет от меня признание в этом проступке, и обещание, чтов будущем я буду себя сдерживать».
Воистину, Нигродха, это былпроступок, который удалось признать вам, что говорятаким образом, вы поступили безрассудно, глупо и неправильно. И поскольку вы, Нигродха, видя в этом проступок, сделали признаниев своих деяниях, мы принимаем ваше признание. Для того, Нигродха, в дисциплине Арьев принято, что всякий, кто видит свой проступок, кто признает его, и правильно признается в нем, в будущем сможетдостичь самообуздания.
Но я, Нигродха, говорю вам: «Пусть разумный человек пришел ко мне, чистый, искренний, честный– я буду учить его, и я научу его Дхамме. Если он будет практиковатьв соответствии с Дхаммой, то познав себя,он здесь и сейчас, посредством высшего знания, достигнет высшей цели праведной жизни, ради которой члены клана уходят от семейной жизни в отшельничество, всего за семь лет. Нет, Нигродха, даже не семь лет.Если он будет практиковатьв соответствии с Дхаммой, то познав себя,он здесь и сейчас, посредством высшего знания, достигнет высшей цели праведной жизни, ради которой члены клана уходят от семейной жизни в отшельничество, всего за шесть лет… пять лет, четыре года, три года, два года, один год, шесть месяцев… пять месяцев, четыре месяца, три месяца, два месяца, один месяц, половину месяца. Нет, Нигродха, даже не половину месяца. Пусть разумный человек пришел ко мне, чистый, искренний, честный– я буду учить его, и я научу его Дхамме. Если он будет практиковатьв соответствии с Дхаммой, то познав себя,он здесь и сейчас,посредством высшего знания, достигнет высшей целиправедной жизни, ради которой члены клана уходят от семейной жизни в отшельничество, всего за семь дней».
Рассказ о странникеНигродхе
Так я слышал. Однажды Благословенный, остановился близ Раджагахи, на гореГиджакута[1]. В то время,в (парке царицы[2])Удумбарики,предназначенном для [остановки]странников, пребывалстранствующий аскет[3]Нигродха, вместе с большой группой странствующих аскетов, числомв три тысячи. Тогда домохозяин Сандхана, вышел после полудня из Раджагахи,чтобы посетить Благословенного. Потом ему пришло на ум: «Это не своевременно посещать прямо сейчас Благословенного, онбудет в уединении». И это не время для посещениямонахов, которые практикуют совершенствование ума, они будут в уединении.Что, если мнепойти впарк Удумбарики и проведать странствующего аскетаНигродху? И Сандхана так и сделал.
В то время странствующий аскетНигродха,сидел со своей большой компанией. Все разговаривали громкими голосами, с шумом и криками, ведяразговоры наразличные несерьезные темы, а именно: рассказы о царях, разбойниках и государственных чиновниках; рассказы о армиях, тревогах и битвах; разговоры о еде, напитках и одеждах, о кроватях, гирляндах и духах; разговоры о родственниках; разговоры о повозках, деревнях, поселках, городах и странах; разговоры о женщинах;разговорыо героях; сплетни суличных закоулков и мест для набора воды; разговоры о призраках; бессвязные разговоры; разговоры о мире и о море, о существовании и несуществовании.
Нигродха увидел приближающегося домохозяинаСандхану, и призвал своихтоварищей к порядку, говоря: «Успокойтесь уважаемые, и не шумите. Вотприближается последовательотшельника Готамы, домохозяин Сандхана. Разные мирские последователи Готамы в белых одеждах проживают в Раджагахе, этотСандхана является одним из них. Эти почтенные,восхищаются тишиной, они обучались в тишине, они восхваляюттишину.Как хорошо было бы, если услышав, как тихо в нашем собрании, он счелбы нужным присоединиться к нам. И когда он сказал это, собраниесохраняло молчание.
Домохозяин Сандхана пришел туда, где былНигродха,и обменявшись с ним приветствиями и любезностями,[в соответствии с принятыми обычаями] учтивости ивежливости, сел рядом. Сев, Сандхана сказал Нигродхе: «Отличен способ ведения бесед, этихотшельников, придерживающихся своих собственных воззрений, когда они встречаются и собираются вместе, от практикуемогоБлагословенным. Они говорят громкими голосами, с шумом и криками, ведяразговоры наразличные несерьезные темы, а именно: рассказы о царях, разбойниках и государственных чиновниках… …о существовании и несуществовании[4]. Но Благословенныйчасто посещаетуединенные и отдаленныеуголки леса, где отсутствуют шум и громкие звуки, где легкийветерок дует с пастбища, но которые скрыты от глаз людей, места подходящиедля размышления.
И когда Сандханазакончил говорить, Нигродха ответил ему: «Послушайте теперь вы, домохозяин, знаете ливы, с кем говорит отшельник Готама? С кем он проводит беседы? При общении с кем, он достигпрояснения в мудрости? ПониманиеотшельникаГотамыиспорчено его привычкой к уединению. Онрастеряется на этом собрании. Он не подготовлен кдискуссиям. Он занят только поверхностными вещами. Точно одноглазая корова, которая ходит по кругу, следует только по окраине, так и этототшельникГотама. Поэтому поверьте, домохозяин, если отшельникГотама пришел бы на это собрание, то одним единственным вопросом мы сможем оседлать его. Да, мне кажется, мы могли бы перевернуть его, как пустой горшок[5]».
ТогдаБлагословенный услышал своимяснослышащим слухом, чистым, превосходящим человеческий[6], этот разговор между домохозяином Сандханой и странствующим аскетом Нигродхой. И спустившись с горы Гиджакуты, он пришел кПавлиньему святилищу на берегу Сумагадхи, и ходил взад и вперед на открытом воздухе. КогдаНигродхаувидел его,ходящеготаким образом, то увидев его, он призвал свою компанию к порядку, говоря: «Успокойтесь, уважаемые и не шумите. ОтшельникГотама ходит взад и вперед на открытом воздухе у Павлиньего святилища, по берегу Сумагадхи. Этот почтенный,восхищается тишиной, восхваляеттишину, как хорошо было бы, если услышав, как тихо в нашем собрании, он счелбы нужным присоединиться к нам. Если отшельник Готамапришел бы на этособрание, мы могли бы расспросить его:«Достопочтенный, в чем заключается ДхаммаБлагословенного, которой он обучает своих учеников, чтобы они, так обученные Благословенным,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни?»Когда он сказал это,странствующие аскетысохраняли молчание.
Когда Благословенный приблизился к странствующемуаскету Нигродхе, тоНигродхасказал ему: «Пусть Достопочтенный подходит. Приветствуем Благословенного! Долго Достопочтенный раздумывал, прежде чем решитьсяприблизиться сюда. Прошу, присаживайтесь Достопочтенный, занимайтесиденье. Вот одно готово».
Беседа о аскезах
Благословенный сел на подготовленное сиденье, аНигродха,заняв более низкое сиденье, сел рядом с ним. После чего,Благословенный сказал так: «О чем вы говорите,Нигродха, чем вы занимаетесь здесь сейчас, когда вы сидите, собравшись вместе, и что за разговор между вами я прервал?»Вслед за этим,Нигродха ответил на вопрос и сказал: «Достопочтенный, мы только что видели, как Благословенный прогуливалсяна открытом воздухе у Павлиньего святилища, по берегу Сумагадхи, и видя его таким образом, мы сказали: «Если отшельникГотамарешит прийти на этособрание, то мы могли бы задать ему этот вопрос: «Достопочтенный, в чем заключается ДхаммаБлагословенного, которой он обучает своих учеников, чтобы они, так обученные Благословенным,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни?»»
Сложно, Нигродха, для разделяющего иные взгляды, иные убежденияи иноеучение, без практики, без обучения, разобраться в Дхамме,которой я обучаю своих учеников, чтобы они, так обученные мною,достигали успокоения, утверждаясь в правильном знании и праведной жизни. Давай сначала, Нигродха,поговорим о вашем учении, о суровой аскетической жизни.В чем состоитисполнение или неисполнение этой аскезысамоумервщления?
Когда он сказал это, аскеты воскликнули громко, с шумом и возгласами: «Замечательно, Достопочтенный! Чудесно, Достопочтенный! Великий талант и способность отшельника Готамы в удержании его собственных идей идоктрин, через обсуждение других!»
ЗатемНигродхапризваласкетовкспокойствию, итакимобразомсказалБлагословенному: «Мы,Достопочтенный, исполняемаскезусамоумервщления,мысчитаемэтонеобходимым,мыразделяемее [пользу]».
[Благословенный:] «В чем состоитее исполнение или неисполнение? Предположим, Нигродха, что аскет ходит голый, имеет определенные свободные привычки [поведения], лижет свои руки, не принимает ни предложения подойти, ни предложения остановиться,не принимает ниспециально принесенного, ни специально подготовленного, ни какоголибо приглашения. Он не принимает в пищу ничего со стенокгоршка, ни поставленного на порог, ни из ступы, ни среди палочек, ни из жернова[7]; ни чего-либо от двух едящих вместе, ни от беременной женщины, ни от кормящей матери, ни от женщины,имеющей половую связь с мужчиной; ни собранного во время засухи, ни там где есть собака, ни там где роятся мухи; не принимает он ни рыбу, нимясо, не пьетни крепких напитков, ни браги, ни рисового отвара. Он получает, подаяние в одном доме, от одного человека, или в двух домах, от двух человек, или в семидомах, от семи человек. Он поддерживает себя одной милостыней, двумя, или семью. Он принимает пищу только один раз в день, или раз в два дня, или раз в семь дней. Таким образом, он живет, практикуя прием пищи в соответствии с правилами, через регулярные промежутки времени, вплоть до одного раза в половинумесяца. Он питается, или зеленью, или диким рисом, или просом, илишелухой, или катом; или пылью от сухого риса, или рисовыми корочками, или мукой масличных семян;или травами, или коровьим навозом, или плодами и кореньями из леса, или упавшими плодами. Он носит одежду изгрубой пеньковой ткани, из холстины, из мертвецкого савана, из выброшенных тряпок, из луба тиритаки; или же он носит одежду из шкуры антилопы, или из полосок той же шкуры, или из волокон куса, или из коры, или издощечек; или носит накидку из человеческих волос, или накидку из конского волоса, или накидку из перьев совы. Он выщипывает волосы и бороду, следуя практике выщипыванияволос, он всегда стоит [никогда не садится и не ложится], илисидит на корточках, следуя этой практике изо всех сил,передвигаясь только таким образом [на корточках]; использует терновое ложе, иликладет железные шипы или колючки на свое ложе, он использует деревянный настил, ложиться на голую землю, спит только на одном боку; носит на себе пыль и грязь [не моется],живет на открытом месте, садится где придется; ест отбросы, следуя практике поедания отбросов; не пьет, следуя практики воздержания от питья (воды) в последнюю треть жизни[8]. Как вы думаете, Нигродха, если это [осуществляется] так, то аскезасамоумервщленияисполняется или нет?
Воистину, Достопочтенный, если это так, то аскезасамоумервщленияисполняется, а не наоборот.
Теперь я, Нигродха, утверждаю, что аскезасамоумервщления, исполняемая таким образом,можетпятнать[9] различными способами.
2.1 Пятна
Каким образом,Достопочтенный, вы подтвердите, что происходит пятнание?
В случае,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу, ивследствие этого он становится самодовольным, а его стремления удовлетворенными[10]. Это,Нигродха, становится пятномдляаскета.Также,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу, ивследствие этого он возвышаетсебя и презирает других. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу, ивследствие этого онстановитсяопьяненным,ослепленным и беспечным. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет исполняетаскезу,и это приносит емудары, внимание и признание,вследствие чего он становится самодовольным и его стремления удовлетворяются. Это тоже становится пятномдляаскета.Также,Нигродха, когда аскет, обретая дары, внимание и признание, возвышает себя и презирает других. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, когда аскет обретает дары, внимание и признание, он становитсяопьяненным,ослепленным и беспечным. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет,исполняяаскезу, решает делать различие в пище, говоря: «Это меня устраивает, а это мне не подходит». Пищу второго вида, он сознательно отвергает. К пище первого вида,у него возрастает жадность и страсть, он прилипает к ней, не видя в этом опасности, не различаяэтого как небезопасного, и наслаждается ей. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, когдаиз-за его стремления к дарам, знакам внимания и славе, он думает: «Раджи будут уделять мне знаки внимания, а с ними и их чиновники,знать, брахманы, домохозяева и последователи иных учений». Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет критикуетдругих отшельников или брахманов, говоря: «Эти люди живут любыми сортами пищи: выращенными из клубней, или побегов, или ягод, или веток, или из семян, жуют все это вместе, перетирая и смешивая– и они называют этоведением праведнойжизни!» Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет видит некого отшельника или брахмана, получающего внимание,пользующегося почтением, уважением и подношениямилюдей, то видя это, он думает: «Люди оказываютуважение этомучеловеку, который живет в роскоши, они почитают и прославляют его, одаривают его подношениями, тогда как мне, ведущемупо-настоящему очень аскетический образ жизни, они не уделяют никакого внимания, ни почтения, ни уважения, ни подношений!» И поэтому он лелеет зависть и недоброжелательность к людям. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет становится тем, кто сидит на публике[11]. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда аскет, ходя заподаянием среди людей, крадется вдоль стен, как бы говоря: «Это часть моей аскезы, это часть моей аскезы». Это тоже становится пятномдляаскета.Также,Нигродха, когда аскет спекулирует на неизвестном, отвечая на вопрос: «Утверждаете ли вы это?», он не подтверждает, говоря: «Я утверждаю», и не делает обратного, говоря: «Я неутверждаю». Таким образом, он сознательно вводит в заблуждение. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, когда Татхагата или ученикТатхагаты, обучают Дхамме, используя методы, достойные признательности, аскет не ценитэтого. Это тоже становится пятномдляаскета.
Также,Нигродха, аскет может потерять самообладание и зародить враждебность. Это тоже становится пятномдляаскета. Также,Нигродха, аскет может быть лицемерным и лживым, а также завистливым и скупым; он может быть хитрым и коварным, жестоким и тщеславным, он может придерживаться злых умыслов и стать их пленником; он может придерживаться ошибочныхвоззрений, бытьодержимымложнымидогмами;извращать полученные знания;бытьалчным и питать отвращение ксамоотречению. Это тоже становится пятномдляаскета.
Что вы думаете об этом, Нигродха? Являются эти вещипятнами в аскезесамоумервщления, или нет?
Воистину,Достопочтенный, эти вещи являются пятнамив аскезесамоумервщления. ВозможноДостопочтенный, что аскет может быть одержим даже всеми этимипороками, многими из них, или же тем или иным из них.
2.2 Рассказ об очищенииверхнего слоя коры[12]
Теперь возьмем противоположный случай,Нигродха. Когда аскет исполняетаскезусамоумервщления, и вследствие этого он не становится самодовольным, а его стремления удовлетворенными. Если это так, то он до некоторой степени очищен.
Также,Нигродха, когда аскет …не возвышает себя и не презирает других;…онне становитсяопьяненным,ослепленным и беспечным;…он не становится самодовольным и презрительным, получаядары, знаки внимания и признание, а также не возвышает себя и не презирает других, нестановитсяопьяненным,ослепленным и беспечным в связи с этим;…он не делает различий между видамипищи,он не говорит: «Это меняустраивает, а это мне неподходит», он сознательно не отвергаетпищу одного вида, и у него не возрастает жадность и страсть к другому виду пищи, он не прилипает к нему, не видя в этом опасности, а различаетэто как небезопасное, и ненаслаждается им; …он не имеет стремления к дарам, знакам внимания и признанию, он не думает:«Раджи будут уделять мне знаки внимания, а с ними и их чиновники,знать, брахманы, домохозяева и последователи иных учений».
Также,Нигродха, когда аскет не критикуетдругих отшельников или брахманов.Он не говорит: «Эти люди живут любыми сортами пищи: выращенными из клубней, или побегов, или ягод, или веток, или из семян, жуют все это вместе, перетирая и смешивая– и они называют этоведением праведнойжизни!» Когда аскет видит некого отшельника или брахмана, получающего внимание,пользующегося почтением, уважением и подношениямилюдей, то видя это, он не думает: «Люди оказываютуважение этомучеловеку, который живет в роскоши, они почитают и прославляют его, одаривают его подношениями, тогда как мне, ведущемупо-настоящему очень аскетический образ жизни, они не уделяют никакого внимания, ни почтения, ни уважения, ни подношений!»И он не лелеет зависть и недоброжелательность к людям; …он не сидит на публике;…ходя заподаянием среди людей, он не крадется вдоль стен, как бы говоря: «Это часть моей аскезы, это часть моей аскезы». Он не спекулирует на неизвестном, отвечая на вопрос: «Утверждаете ли вы это?», он или подтверждает, говоря: «Я утверждаю», либо говорит: «Я не утверждаю». При этом он избегает сознательно говорить неправду.
Также,Нигродха,когда Татхагата или ученикТатхагаты, обучают Дхамме, используя методы достойные признательности, аскет ценит это. Он не теряет самообладания и не зарождает враждебности; он не становится лицемерным и лживым, завистливым и скупым; хитрым и коварным, жестоким и тщеславным, он не придерживается злых умыслов и не становится их пленником; он не придерживается ошибочныхвоззрений, не становитсяодержимымложнымидогмами;не извращает полученные знания;он не становится алчным и непитает отвращение ксамоотречению.
Не зараженныйсамомнением, не будучи алчным, склонный к отречению – до такой степени он очистился. Как вы думаете,Нигродха, аскеза,исполняемая таким образом,делает по-настоящему чистым, или нет?
Воистину,Достопочтенный, аскеза, исполняемая таким образом,делает по-настоящему чистым и непорочным, это является высшим достижением и достижением сердцевины.
Нет,Нигродха, такая аскеза еще не является высшим достижением, это не достижение сердцевины, это только проникновение сквозь внешний слой коры.
Рассказ об очищениивнутреннего слоя коры
Каким же образом,Достопочтенный, обрести высшее достижение и добраться до сердцевины? Было бы хорошо, если Благословенный направилбы мою аскезу, чтобы [я смог] обрести высшее достижение и добраться до сердцевины!
Возьмем случай,Нигродха, когда аскет становится сдержанным, сдерживая себячетырехчастной бдительностью. Что такое сдерживаниечетырехчастной бдительностью?Это когда аскет не причиняет вреда ни одному живому существу, не склоняет [других] к причинению вреда живым существам, и не одобряет причинение вреда живым существам. Он не берет того, что не дано, не склоняет[других] к взятию того, что не дано, и не одобряет взятия того, что не дано. Он не произносит лживых слов, не склоняет[других] ко лжи, и не одоб<