Глава пятая Европе — второе дыхание
Жак Делор прибыл в Европейскую комиссию в январе 1985 года, и подобрать более благоприятное для него время вступления в должность едва ли было бы возможно. Хотя Европейское экономическое сообщество пребывало в состоянии умиротворенности и неподвижности, ветры, готовые привести его в движение, судя по ряду признаков, набирали силу. В январе 1985 года перед всяким, кого бы судьба ни поставила председателем, открывались вдохновляющие возможности. Сомнительно, однако, чтобы многие сумели использовать эти возможности так же искусно, как это сделал Делор.
Комиссия, как и обслуживаемое ею Сообщество, имела за плечами 35-летнюю историю чередования света и тени. Корни у Сообщества были политические: Франция и Германия хотели навсегда исключить войну друг с другом. Добиваться этого они решили экономическими средствами: созданием общего рынка угля и стали, которые служат сырьем войны. В 1950 году Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, Конрадом Аденауэром, германским канцлером, и Жаном Монне, главой французского Генерального Комиссариата планирования, овладела мечта о Европейском сообществе угля и стали (ЕСУС). Унижаемые контролем, который союзники установили над их угольной и сталелитейной про-
-97-
мышленностью, немцы ухватились за возможность войти в международную организацию с французами на равных. Французы, обеспокоенные возможным возрождением немецкого национализма, хотели поставить ведущие отрасли германской промышленности под международное управление.
ЕС УС начало действовать в 1952 году, и к нему присоединились Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. Образованные им учреждения остаются, в общем, институтами и нынешнего Европейского союза: Верховное управление (которое стало Европейской комиссией), чиновничий аппарат с монополией на законодательную инициативу, ассамблея, где обсуждаются законопроекты, и представляющий национальные правительства Совет министров, который голосованием утверждает или отвергает законы и принимает крупные исполнительские решения.
Жан Монне, первый глава Верховного управления, разделял с Шуманом и Аденауэром надежду, что постепенно, в течение десятилетий правительства европейских стран уступят свои полномочия федеральным институтам. Он полагал, что начинать лучше всего с постановки ограниченных, экономических задач, и что в долговременной перспективе наднациональные институты будут захватывать все новые сферы.
ЕСУС успешно вошел в жизнь, а вот Европейское оборонное сообщество в 1954 году рассыпалось: Французский парламент, встревоженный перспективой перевооружения Германии, отказался ратифицировать договор о его создании. Начиная с этого времени федералисты сосредоточились на экономике. В середине 1950-х годов шесть стран, входивших в ЕСУС, переживали подъем; дешевая нефть, фиксированные обменные курсы, стабильная денежная политика и устойчиво сохранявшееся положительное сальдо торгового баланса — все это заставляло их размышлять об углублении взаимных связей. Подстегивало шестерку и беспокойство, что без выгод общего рынка их экономика будет отставать от американской.
В 1955 году они собрались в Мессине, чтобы обсудить, как бы им обзавестись таким объединенным рынком.
Присутствовавший на конференции в роли наблюдателя британский дипломат по имени Брезертон сделал следующее заявление:
Нет никаких шансов согласовать обсуждаемый вами будущий договор; коли все-таки согласовать удастся, у него нет шансов быть ратифицированным, а если будет ратифицирован, нет шансов, что его станут выполнять. Если же выполнять его будут, для Британии он останется совершенно неприемлемым. Вы говорите о сельском хозяйстве то, что нам не нравится, о регулировании таможенных пошлин такое, с чем мы не согласны, и намечаете создание институтов, которые нас пугают. Monsieur le president, messieurs, аи revoir et bonne chance*.
Сказав это, Брезертон встал и удалился.
Не желая допустить, чтобы слова Брезертона оправдались, конференция образовала комитет, который возглавил Поль-Анри Спаак, бельгийский министр иностранных дел. И работа этого комитета проложила путь к подписанию в марте 1957 года Римского договора, на основе которого образовалось Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Еще один тогда же подписанный договор дал жизнь Евратому, сообществу в использовании атомной энергии. «Эти институты внешне выглядели экономическими и техническими, но цель они преследовали политическую», — писал в то время Монне.
Римский договор наметил сроки и порядок устранения внутриевропейских тарифов и создания таможенного союза к 1970 году. Он также призвал к выработке Общей сельскохозяйственной политики (ОСП). Суть сделки, заключавшейся за ширмой ЕЭС, состояла в том, Германия получала расширенные экспортные рынки для своих промышленных товаров, тогда как Франции ОСП давала новые рынки и субсидии для ее сельского хозяйства.
* Господин председатель, господа, до свидания, желаю успехов (фр.).
-98-
-99-
Все шло гладко, пока генерал де Голль не стал опасаться растущей силы расположившейся в Брюсселе Комиссии во главе с ее председателем, способным и высокомерным немцем Вальтером Хальштейном. В 1960 году де Голль выдвинул схему образования Европейского союза, которая получила известность как «план Фуше», по имени дипломата, готовившего ее проект. Предполагалось, что «межправительственные» учреждения будут разрабатывать и осуществлять совместные действия в области экономики, культуры, обороны и внешней политики. Роль ЕЭС и его Комиссии должна была сократиться.
В ходе переговоров вокруг плана Фуше де Голль обозначил свою цель в ноте, направленной Аденауэру: наднациональные образования Шестерки, которые неизбежно и во вред делу становятся безответственными сверхгосударствами, будут реформированы, подчинены правительствам и начнут использоваться для выполнения нормальных консультативных и технических задач.
В 1962 году страны Бенилюкса отвергли эту схему, потому что хотели иметь сильную Комиссию, защищающую бы их от больших государств. Тридцать лет спустя при подготовке Маастрихтского договора Делор и другие федералисты осуждали Францию за стремление возродить план Фуше.
В 1965 году Хальштейн разозлил де Голля, предложив, чтобы у ЕЭС были собственные бюджетные ресурсы, а у Комиссии и ассамблеи больше прав ими распоряжаться. Де Голль ответил тем, что отказался исполнять положение Римского договора о введении с января 1966 года порядка принятия некоторых решений Совета министров большинством голосов. Остальные пять государств, не простившие де Голлю его вето на присоединение к Сообществу Великобритании в 1963 году, стали на сторону Халыптейна. В течение шести месяцев кресло Франции за столом Совета министров пустовало.
Достигнутый в январе 1966 года люксембургский компромисс позволил Франции прекратить свой бойкот. Франция объявила, что в случаях, когда на карте будут стоять жизненно важные интересы, она не согласится с порядком принятия решений большинством голосов. С того времени все правительства ссылались на этот принцип, оправдывая свои вето на решения даже по самым незначительным вопросам. В последующие двадцать лет через Совет министров законы проходили либо очень медленно, либо вообще не проходили.
Казалось, де Голль остановил утечку власти из правительств в наднациональные институты, и с 1966 по 1984 год ЕЭС смотрелось как тусклое, не очень-то достойное внимания образование. В эти годы, тем не менее, были созданы многие предпосылки будущего развития. В 1967 году слились бюрократические аппараты ЕСУСа, Евратома и ЕЭС. В 1969 году государства-члены начали координировать свою внешнюю политику в рамках процесса, названного «Европейским политическим сотрудничеством». В 1970 году ЕЭС добилось, что у него появились собственные финансовые средства.
На Парижском саммите в 1972 году ЕЭС взяло обязательство образовать Валютный союз, хотя система, связывавшая между собой его валюты, так называемая «змея», вскоре развалилась. В 1973 году к Сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. С 1975 года происходившие время от времени встречи высших руководителей стали регулярными, формально организованными мероприятиями, получившими известность как Европейские советы. В деятельности ЕЭС появилось множество перекрещивающихся направлений, не ограниченных торговлей и сельскохозяйственной политикой. Сообщество занялось установлением правовых норм в области охраны окружающей среды и трудовых отношений, были приняты программы НИОКР и образованы фонды структуризации для помощи отставшим регионам.
- 100-
-101
В 1979 году германский канцлер Гельмут Шмидт, президент Франции Жискар д'Эстен и председатель Еврокомиссии Рой Дженкинс учредили Европейскую валютную систему. Механизм валютных курсов увязал валюты между собой, установив подлежавшие периодическому уточнению верхний и нижний пределы их курсовой стоимости. Великобритания этот механизм не приняла. В том же году прошли первые прямые выборы в Европарламент; в числе избранных депутатов был Делор. В 1981 году в ЕЭС вступила Греция.
Несмотря на все эти шаги вперед, конец 1970-х-на-чало 1980-х были особенно мрачным временем в истории Сообщества. Нефтяной шок 1979 года привел Европу к экономическому спаду. На состоявшемся тогда Дублинском саммите Маргарет Тэтчер, разгневанная тем, что Британия вносит в бюджет ЕЭС больше, чем от него получает, заявила: «Я хочу мои деньги назад». Другие члены Сообщества, поглощенные борьбой за сокращение раздувшихся бюджетных дефицитов, вовсе не были расположены идти ей навстречу. Спор вокруг британских взносов в бюджет парализовал Сообщество на пять лет. Люксем-буржец Гастон Торн, который стал в 1981 году председателем Комиссии, оказался неэффективным руководителем, и дух организации совсем упал.
Тем временем в деловых кругах раздавалось недовольство по поводу «евросклероза», то есть речь шла о неспособности европейской экономики конкурировать с азиатской или американской вследствие недостатка исследований и опытно-конструкторских разработок, плохой подготовки кадров и неповоротливости рынков труда. Поступали жалобы на отсутствие всякого продвижения к обещанному Римским договором общему рынку. Правительства убрали внутриевропейские барьеры, но воздвигли невидимые препятствия движению торговли — зачастую в форме технических стандартов.
В июне того же года на саммите в Штутгарте была принята «Торжественная декларация о Европейском сою-
- 102-
зе», призывающая к углублению уже проводимой политики, к действиям в новых направлениях и к укреплению «европейского политического сотрудничества». Штутгартская декларация была велеречива по части высоких принципов и немногословна в практических предложениях. Но для ее принятия требовалось применить договорное правило голосования большинством. Великобритания, Франция, Ирландия и Дания внесли дополнение, в котором указали, что остаются приверженцами люксембургского компромисса.
В феврале 1984 года Европейский парламент голосовал за проект договора о Европейском союзе, представленный итальянским депутатом Альтиеро Спинелли. Предлагалось сделать принятие решений большинством голосов правилом для Совета министров и утверждать новые законы «совместными решениями», причем Совет и Парламент должны иметь равный вес. Президент Миттеран заявил, что проект Спинелли заслуживает изучения и что существующие договоры нуждаются в пересмотре. Он хотел, чтобы назначенный на июнь 1984 года саммит в Фонтенбло, который должен был завершить срок председательства Франции в ЕЭС, вдохнул в Сообщество новую жизнь, и не остался, подобно предыдущим встречам в верхах, форумом для обсуждения бюджетных взносов Великобритании.
В Фонтенбло руководители правительств договорились ввести управление расходами на сельское хозяйство (путем введения новоизобретенных квот на молоко), пополнить фонды структуризации и возобновить переговоры о приеме Испании и Португалии. С помощью своего министра финансов Жака Делора Миттеран утряс бюджетный вопрос: Британии будет предоставляться скидка, равная двум третям суммы, которая составляет разницу между внесенными ею в бюджет доходами от налога с добавленной стоимости и тем, что приходится на ее долю в расходах ЕЭС. В заключение на встрече был образован комитет для изучения путей совершенствования деятельности ЕЭС и Европейского политического сотрудничества.
-103-
В комитет под председательством Джеймса Дуджа, бывшего министра иностранных дел Ирландии, вошло по одному представителю каждого правительства. В докладе Дуджа, обнародованном в марте 1985 года, предлагалось расширить круг задач ЕЭС, дополнив их образованием «однородного внутриевропейского экономического пространства», технологического сообщества и «европейского социального пространства». Предлагалось усилить общую внешнюю политику, затрагивающую, в том числе, вопросы безопасности. Для Совета министров предлагался порядок принятия решений большинством голосов, а для Европейского парламента процедура «сопринятия» решений, хотя англичане, датчане и греки заявили о несогласии с этими пунктами. В докладе Дуджа предлагалось, чтобы межправительственная конференция подготовила проект Договора о Европейском союзе, исходя из собственных соображений, опираясь на существующие договоры, Штутгартскую декларацию и с учетом проекта Спи-нелли.