Понятие механизма государства и его структура
В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.
Обобщая исторический опыт развития эксплуататорских государств, можно определить государство как организацию для поддержания господства одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Это определение дает возможность раскрыть материальную субстанцию государства как организованной системы органов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных, обосновать его сущность второго порядка. Без механизма государства нет и государства, а существует государственная власть именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь простое название.
Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом.
Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи, является "приводным ремнем" общего механизма, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.
Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.
Вместе с тем на механизм государства воздействуют состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.
Механизм государства характеризуется тем, что он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет, образующие его государственные органы иерархически соподчинены. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.
Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует как орган государственного властвования. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.
Государственный механизм можно назвать "государственной властью" или "публичной властью". Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.
Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения — это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п. Очень часто считают, что государственные учреждения реализуют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования, появления новых органов.
В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами ("блоками") органов:
а) органы законодательной власти — т. е. органы государственной власти в собственном смысле слова, основа для иных органов;
б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) — исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т. е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Механизм государства внутренне един. Это значит, что его части подчиняются целому, выразителем которого выступают государственные органы в собственном смысле — органы законодательной власти. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти. Поэтому само понятие "орган государственной власти" служит как для выделения в механизме государства группы непроизводных (первичных) органов, так и для характеристики каждого отдельного органа как части этого механизма. Часть государственного механизма, будучи специфической по своей природе и непосредственному назначению, тем самым содержит в себе возможность обособления.
Государственная власть принадлежит народу, так как он является носителем суверенитета и единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В механизме государства разделение властей, с нашей точки зрения, есть не что иное, как прозаическое, деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля.
Механизм государственной власти, каждое его звено создает для своих нужд государственные учреждения — рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеются учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому-либо государственному органу (школа, вуз и т. д.),
Таким образом, государственный аппарат для осуществления своей властной, управленческой, организующей и охранительной деятельности создает необходимые учреждения, представляющие собой материальную силу, с помощью которой в общественную жизнь, в поведение людей непосредственно проводятся государственные решения. Они разнообразны по своему характеру. Так, исполнительно-распорядительные органы опираются на разветвленную сеть научных и проектных организаций, просветительские учреждения и организации, сеть общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, средних специальных и высших учебных заведений.
Система органов охраны общественного порядка имеет развитую структуру учреждений, обеспечивающих фактическое принуждение: милиция (полиция), учреждения исполнения наказаний, армия со всеми входящими в нее вооруженными силами; разведка и контрразведка и т. п.
В литературе учреждения государственного аппарата принято называть "вспомогательными", "материальным придатком". Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать.
Тесная связь государственных органов и учреждений дает основание сформулировать понятие "механизм государства", которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.
Следует учитывать, что органы государственной власти осуществляют не только правотворчество. Их назначение состоит в том, чтобы задавать другим государственным органам программу деятельности путем принятия нормативно-правовых актов, осуществлять высшее (на своей территории) государственное управление, надзор и контроль за законностью.
Органам государственного управления присуща как исполнительно-распорядительная деятельность, так и правотворчество, но оно подчинено исполнительно-распорядительном деятельности. Эта группа органов выполняет и правоохранительные функции.
Правоохранительные органы в процессе реализации своей основной деятельности также прибегают к управлению и правотворчеству, но они подчинены достижению главной цели — охране правопорядка и обеспечению безопасности страны. Таким образом, использование каждым органом всех форм правовой деятельности обеспечивает эффективное выполнение государственным аппаратом в целом функций государства.
Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и организационно-технически закрепляется в компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов — это не разделение власти, а разделение труда. Власть остается единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и многообразными органами и чутко реагирует на изменения целей, задач, интересов общества. Во-первых, осуществляется дифференциация управления различными органами в пределах отрасли, появляются новые отраслевые органы; во-вторых — интеграция управления отдельными сферами, возникают новые координирующие органы.
Организация и деятельность государственного аппарата строятся на основе принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования. Они проявляются в деятельности как государственного аппарата в целом, так и его отдельных частей, структурно обособленных единиц.
В целом все принципы закреплены в Конституции России, однако в законах и других нормативно-правовых актах они могут быть развиты и дополнены. Например, принципом деятельности органов прокуратуры является их независимость от каких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.
Большинство ученых к принципам организации и деятельности государственного аппарата относят следующие: демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиальности и единоначалия, равный доступ к государственной службе и т. д.