Правовое государство: теория и практика.
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на его специфические особенности, оно (правовое государство) всегда оставалось и остается государством.
Что это означает?
Во-первых, то, что оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций.
Во-вторых, что оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, первичными (общеродовыми) признаками:
v обладает публичной властью,
v выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества,
v располагает специальным аппаратом управления и принуждения,
v устанавливает и взимает налоги и займы;
v располагает разветвленной системой юридических средств (они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения);
v издает нормативно-правовые акты;
v обладает суверенитетом.
Правовое государство отличается прежде всего своими чертами и дополнительными признаками.
Основные черты правового государства:
(1). Экономической основой правового государства являютсяпроизводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, коллективной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве:
- собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ;
- индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
(2). Социальную основу правового государства составляет саморегулирующее гражданское общество, которое объединяет свободных граждан.
В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы.
Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство.
(3). Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы:
- гуманизма и справедливости,
- равенства и свободы,
- её чести и достоинства.
Правовой режим государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, исключает произвол и насилие над личностью.
Конкретно, например, это выражается:
§ в демократических методах государственного управления;
§ справедливости правосудия;
§ в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством;
§ терпимости к различным религиозным воззрениям.
Принуждение в правовом государстве осуществляется исключительно на основе права. Государство применяет силу только в правовых рамках и только в тех случаях, когда имеется посягательство на интересы граждан, общества и государства. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.
(1) Верховенство и господства права (в широком смысле) и закона (в узком смысле
Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство
- не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17),
- а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2).
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и др.).
Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.
Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
(2) Демократизм, реальное осуществление народовластия.Термин «народовластие» — один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. В этой связи обратим внимание на следующие моменты.
Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы.
Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации и т.д.).
(3) Режим демократии и конституционного правления.Известно уже по опыту веков, писал по этому поводу Ш. Монтескье, что «всякий человек», обладающий властью, «склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. А в пределе — кто бы это мог подумать! — нуждается и сама добродетель». Чтобы не было злоупотребления властью, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
При таком режиме высшие органы государственной власти на основе действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми методами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политические права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных) органов власти.
Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть
§ институты представительной демократии (представительные органы, избираемые непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры) и
§ институты непосредственной демократии (референдум и т.д.).
(4) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Что это означает? В чем суть этого принципа?
Суть этого принципа в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.
Законодательная властьобладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливается тем, что принимаемы ими законы имеют высшую юридическую силу, выраженные в них нормы права имеют общеобязательный характер для всех индивидов.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Эта ветвь власти находится под контролем народа и конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Исполнительная властьв лице своих органов занимается непосредственной реализаций правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона.
Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций.
Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности, подотчетна и ответственна перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной и правоприменительной деятельности суд руководствуется только законом и не должен зависеть от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.
Независимость и законность правосудия является важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Таким образом, судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых норм, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соответствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть представляет двухпалатный Конгресс, исполнительную — Президент, судебную — Верховный Суд.
Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство.
Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства.
В республиках — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.).
Вот почему в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) — глава исполнительной власти.
Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть.
Конституция Российской Федерации предусматривает:
§ государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10).
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации),
исполнительную — Правительство,
судебную — органы правосудия, суды.
Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).
Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.
(5) Возвышение права, закона над государственной властью, то что называют верховенством закона.Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом.
В соответствии с данным принципом ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.
Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе.
(6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.
Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Конституция РФ закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным Правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам.
В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).
Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «зависли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государственного имиджа.
Можно сказать, что причины этого кроются не только в кризисном состоянии политической, экономической, финансовой систем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система.
В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирующаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает должными возможностями и система юстиции, задачей которой является организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком состоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не располагает эффективной системой мер — правовых, организационных и др., называемых правовыми гарантиями.
Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные органы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в порядке административного или судебного обжалования.
Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безнадежный...» (Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.).
Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена институтами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности.
(7) Режим строгой законности в государстве и обществе.Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан.
На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения.
Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные нормативные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме.
Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных.
В-третьих, права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Следовательно, для понимания законности как режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных правовых актов (конституции, законов, подзаконных актов).
Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права распространяется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бесконтрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.
В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. Приведенные положения позволяют рассматривать законность в качестве элемента правового государства, его необходимого признака.
Таковы основные характерные признаки (черты) правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития общества.
Помимо названных есть и другие признаки, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны
Так, в юридической литературе в числе признаков правового государства также называют такие, как
§ взаимная ответственность государства и личности,
§ приоритет международного права перед национальным,
§ высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц,
§ господство права в решении национальных проблем,
§ наличие независимой, но регулируемой четвертой власти — власти средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество.
Уяснение основных признаков правового государства позволяет сформулировать следующее его понятие.
Правовое государствоэто такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
Правовое государство – это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения самоподчиняющееся праву («связанное правом»).
56.Правовая система: понятие и структура.
Отечественное правоведение понятием “правовая система” оперирует примерно с середины 80-х годов. Сегодня можно смело утверждать, что эта категория наряду, например, с такими категориями как “экономическая система”, “политическая система”, “социальная система” прочно вошла не только в научный, но и повседневный обиход.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА- это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Полагаю, что несложно ответить на вопрос: почему в теории права назвали данную систему правовой. Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем и, естественно, отсюда и ее название.
Вместе с тем, правовая система не сводится исключительно только к праву в истинном его понимании. Она значительно шире его, так как правовая система - комплексное образование ибо включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску.
К основным элементам правовой системы можно отнести:
1) явления духовного, мировоззренческого характера (это юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура , правовая политика);
2) правоивыражающее его законодательство,
3) правовые отношения ,
4) юридическая практика,
5)и юридическая техника.
Правовая система является именно тем инструментом общественного-экономического развития, с помощью которого преобразования идет преобразование многих сторон социальной жизни.
В этой связи правовая система современной России в соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновление, что и происходит на практике.
Если конкретизировать сказанный тезис, то в настоящее время этопроисходит по следующим направлениям:
- осмысление юридической наукой происходящих процессов и их прогнозирование;
- существенное обновление и переработка действующего законодательства, создание нормативно-правовой базы рынка;
- развитие и углубление демократических, гуманистических и нравственных начал в жизни общества ;
- защита личности и собственности;
- максимальная увязка правовой системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволит эффективнее использовать потенциальные возможности юридических средств.
Правовую систему не следует смешивать с юридической надстройкой.
Юридическая надстройка - составная часть правовой системы, которая включает в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения и правовые учреждения.
Юридическая надстройка призвана показать место правовых явлений по отношению к экономике, производственным отношениям, подчеркнуть вторичность правовых явлений и первичность базисных отношений.
Понятие правовой системы шире по объемуименно по количеству входящих в нее элементов, а также является выразителем внутренних связей правовых явлений, их структуры и организации.
В настоящей лекции относительно подробно рассматриваются те элементы правовой системы, которые не полно раскрыты в учебниках по теории права, но в законодательстве, в науке и при применении закона играют значительную роль. Ряд элементов таких, как право, провоотношение, правовая культура и др. основательно будут рассмотрены в процессе изучение курса теории права.
Первым элементом, входящим в правовую систему являются
(1) ЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, составными частями которых являются:
а) ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА , как важнейшая духовная, мировоззренческая часть правовой системы общества и представляет собой сумму (систему) знаний о правовыхявлениях, о праве и о процессах его воздействия на общественные отношения.
Назначение юридической науки в жизни общества проявляется в еефункциях. Эти функции таковы:
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ )ФУНКЦИЯюридической науки проявляется в том, что в ее рамках познается право, процесс его действия и все правовые явления.
В процессе познания правовой действительности формируются правовые понятия, категории, конструкции и они же становятся средством дальнейшего познания правовых явлений.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ (познавательная) ФУНКЦИЯ юридической науки выражается в определении подходов к изучению правовых явлений. Правильная методология - это та методология, которая рождается в столкновении различных подходов к анализируемому явлению, находит подтверждение в повседневной практической деятельности человека. И в этой связи не имеет значения, являлся ли исследователь материалистом или идеалистом. Практика мировых открытий - неопровержимый тому пример.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ юридической науки состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гопотез о развитии права, правовых явлений. Научные правовые пргнозы имеют исключительно важное значение, ибо позволяют последовательно, без рывков и перепадов строить процесс правового регулирования общественных отношений, своевременно обновлять законодательство и устранять постоянно возникающие в нем противоречия.
ПРИКЛАДНАЯ ФУНКЦИЯ юридической науки связана с выработкой практической рекомендаций по совершенствованию правотворческой и провреализующей деятельности. Юридическая наука предлагает как создать качественное законодательство, как эффективней претворять его в жизнь.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ юридической науки заключается в формировании его средствами законопослушного гражданина. Юридическая наука раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества.
б) ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ -понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.
Правовые понятия важнейшая разновидность социально-политических понятий, многие из которых были сформулированы в глубокой древности. Такими понятиями как “государство”. “справедливость”, “закон”, “государственное устройство” и т.д. оперировали древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель.
Возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими. Они постоянно развиваются, наполняются новым содержанием.
Правовые понятия имеют особый предмет отражения - государственно-правовые явления. Неразрывная связь юридических понятий с государством и правом является главным, существенным признаком, определяющим их характерные черты.
По сфере действия, правовые понятия делятся на:
- общеправовоые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства (напр., государство, право, првоотношение, законность и др.)
- межотраслевые, имеющие значение для нескольких отраслей права и науки (напр., проступок, материальная ответственность и др.),
- отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли (напр., преступление, состав преступление, соучастие, обвиняемый, подозреваемый, свидетель и т.д.)
Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующих юридических понятий. Например, обобщив понятие уголовной, административной и гражданской ответственности, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будит правовой категорией, ибо это понятие, отвлекаясь от признаков свойственных отраслевой ответственности, фиксирует наиболее существенные признаки.
В юридической науке и в законодательстве понятия употребляются либо как таковые (без указания их существенных признаков) либо с указанием таких признаков. В данном случае речь идет об определении правовых понятий. Определением широко пользуется не только юридическая наука, но и законодательство. Напр., определения понятия преступления, проступка, договора, которые закреплены в нормах различных отраслей права.
Понятие как форма мысли выражается и фиксируется в словах.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ (лат terminus - предел, граница) это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное прововое понятие.
Терминология, которой пользуется юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы:
1.общеупотребительные терминыслова обычного литературного языка (напр., жилое помещение, захват, доля ). Без этих терминов не может существовать ни юридическая наука ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство доступным для понимания.
2.специальные юридические термины - ЭТО ТЕРМИНЫ отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юридической деятельности. Таковыми, напр., являютя: правоотношение, подсудимый, истец, прокурор, преюдиция и др.
3. специальные неюридические термины - это термины составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке. Напр., перевозка, функции, венерическая болезнь, СПИД, эпидемия.
Юридическая терминология должна отвечать требованиям:
- точности в обозначении того или иного понятия,
- единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений),
- краткости, ясности и простоты.
Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски.
Для законодательства привычны термины “государство”, но не употребляются близкие ему по смыслу слова “отечество”, “родина”, “держава” . Законодатель оперирует термином “смерть”, но не использует слова “гибель”, “кончина” и т.д.
По образному выражению русского дореволюционного правоведа С.В.Пахмана “для того, кто уже успел близко освоится с юридической наукой, сухость ее не отталкивает его, а напротив, строгие и точные ее начала и без всякой окраски социального или политического характера, будут для него столь же привлекательны, как числовые формулы для математика” (см.”О современном движении в науке права” 1882г).
Эта же мысль, но другими словами:”Для юриста слова-термины - то же, что для астронома условные буквы; как с теми, так и с другими приходится ознакомиться приступающему к изучению”.
в) правовые принципы в рамках правовой системы представляют собой совокупность идей, на которых базируются многочисленные ее элементы.
Категория эта собирательная, ибо в основе каждого из элементов правовой системы лежат свои принципы. Есть, например, принципы права как специфического социального явления, принципы правотворчества, принципы законности и др.
Магистральными принципами правовой системы, которые получают конкретизацию и развитие в принципах каждого ее элемента, являются: принцип справедливости, гуманизма, максимальной защиты личности и ее интересов и др. Именно эти принципы прежде всего определяют характер и тип правовой системы той или иной страны.
г) правовая культура как элемент правовой системы - это и уровень правового сознания, и правовой активности граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании закону и качество права в целом и культура правовых учреждений и всей юридической деятельности.
Правовая культура раскрывает качественную сторону правовой системы, уровень ее развития, связь с цивилизацией. Она тесно соприкасается с общей культурой общества. Культурное, или как стало принято говорить, цивилизованное общество, имеет, как правило, и высокоразвитую правовую систему.
д) правовая политика- ЭТО ОСНОВЫ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ, СТРАТЕГИЯ и ТАКТИКА правового регулирования общественных отношений.
Любое общество проводит определенную политику: экономическую, социальную, культурную, международную и т.д. Правовая политика - важнейший вид политики и относится к понятию собирательному. Правовая политика охватывает и правотворческую и правоприменительную политику. Напр., правотворческая политика обуславливает подходы к разработке нормативно-правовоых актов, стратегию развития законодательства. Правоприменительная политика включает в себя принципы реализации права, стратегию и тактику применения норм права к конкретной юридической ситуации.
К сожалению, правовая политика сегодняшнего дня не отвечает в полной мере этим требованиям. Она противоречива, непоследовательна в целях и задачах правового регулирования. Принципиально важные законодательные акты порой не согласуются, а порой и взаимоисключают друг друга.
Противоречивость и непоследовательность правовой политики вносит нестабильность и в процесс правового регулирования общественных отношений.
(2). ПРАВО И ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Вокруг права, как электроны вокруг ядра, вращаются все составные части правовой системы.
Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления - элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения.
(3). ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ -этоповедение субъектов на основе норм права. Правоотношение это динамика права, форма его жи