Экономика СССР в послевоенное десятилетие
9 мая 1945 г. закончилась Великая Отечественная война.
Гигантскими были и экономические потери. СССР утратил 30% своего национального богатства или 2 трлн. 169 млрд. рублей (для сравнения, утраченная доля национального богатства Великобритании 0,8%, США – 0,4%). Полностью или частично разрушены оказались 1710 городов и 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий (25 млн. человек осталось без крова). Из строя выведены 32 тыс. заводов и фабрик, более тысячи шахт, 65 тыс. км. железнодорожных путей, 16 тыс. паровозов и без малого полмиллиона вагонов. Уничтожены или вывезены в Германию 7 млн. лошадей и 17 млн. голов крупного рогатого скота. Заброшены порядка 37 млн. га посевных площадей. Восстановление разоренного народного хозяйства снова требовало титанических усилий от советского народа.
С переходом к мирному строительству произошли необходимые изменения в структурах власти. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР и наркоматы преобразованы в Совет Министров СССР и министерства соответственно. И.В. Сталин был избран председателем Совмина СССР и министром Вооруженных сил. Его ближайшее окружение составляли В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Л.П. Берия, А.И. Микоян, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, А.Н. Косыгин. Одной из самых характерных особенностей послевоенного периода является непомерное разбухание бюрократического аппарата. С 1928 г. количество чиновников в промышленности возросло в 7 раз, тогда как количество пролетариата – в 4,5 раза.
Конверсия (перевод на мирные рельсы) советской промышленности началась уже весной 1945 г. К лету на выпуск гражданской промышленности было переведено около 500 предприятий. Наркомат танковой промышленности был преобразован в министерство транспортного машиностроения, наркомат боеприпасов – в министерство сельскохозяйственного машиностроения и т.д. Перевод промышленности страны на мирные рельсы был завершен в основном в 1946 г. Уже в 1945 г. 8-часовой рабочий день на предприятиях и учреждениях был восстановлен. Кроме того, были отменены обязательные сверхурочные работы, восстановлены ежегодные оплачиваемые отпуска рабочим и служащим. Несмотря на огромные потери в войне в феврале – марте 1946 г. И.В. Сталин снова заговорил о построении социализма как о ближайшей задаче. Западные эксперты, оценивая состояние советской экономики после войны, подсчитали, что на восстановление ей понадобится около 25 лет. Однако в марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план IV пятилетки (1946–1950 г.), по которому довоенный уровень промышленного производства должен был быть достигнут к 1948 г., а к 1950 г. – превысить его на 48%. Упор, как и в довоенных планах, делался на развитии тяжелой промышленности, а ресурсы изыскивать снова предполагалось, усиливая экономический и административный натиск на сельское хозяйство.
Значительную роль в стабилизации хозяйства сыграла денежная реформа, проведенная в декабре 1947 г. Реформа предусматривала изъятие «лишних денег» из обращения и установление единых цен на товары. Старые деньги обменивались на новые, образца 1947 г. в соответствии 10:1. Переоценивались в пользу государства и банковские вклады, превышавшие 3 тыс. рублей. Исчисление курса рубля велось с 1950 г. не на базе доллара, как это было установлено в июле 1937 г., а на более устойчивой золотой основе в соответствии с золотым содержанием рубля. Одновременно с денежной реформой (декабрь 1947 г.) были отменены продовольственные и промышленные карточки. Помимо пропагандистской, эта мера имела и экономическую цель – государственные цены на промышленные товары были повышены по сравнению с пайковыми. В то же время введение открытой торговли сопровождалось введением норм отпуска товаров «в одни руки», так как промышленных и продовольственных товаров продолжало резко не хватать. Не раз после войны производилось понижение розничных цен на продукты массового потребления, однако, происходило это не на основе роста производства, а путем постоянного занижения закупочных цен государства на сельскохозяйственную продукцию.
Положение послевоенной деревни было крайне тяжелым. Вопреки бытовавшим среди крестьян слухам, что после победы колхозы будут отменены, государство усилило нажим на деревню, снова превратив сельское хозяйство в «дойную корову» промышленного развития. За годы войны трудовые ресурсы советской деревни резко сократились. Количество трудоспособных людей снизилось на 33%. Практически целиком была изношена сельскохозяйственная техника, не было и тяглового скота. Колхозы, бывшие под оккупацией, полностью утратили не только технику и скот, но и семенной фонд. Тем не менее в сентябре 1946 г. вышло Постановление «О мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах», предписывавшее укреплять колхозы и усиливать репрессии по отношению к «противоколхозным и противогосударственным» элементам. Капиталовложения в сельское хозяйство составили 7% от общего объема. На нужды сельского хозяйства использовалось 1,5% электроэнергии, вырабатываемой в стране. При этом закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию оставались на уровне 1940 г., повышались денежный и натуральный налоги с крестьян, сокращалась оплата трудодней. Хлебозаготовительные планы были непосильными для колхозов. Даже страшная засуха 1946 г., охватившая Молдавию, Украину и центрально-черноземную зону, и последовавший голод 1946–1948 гг., в результате которого умерло 1 млн. человек, не заставили государство изменить аграрную политику. Проблему старались решить административно-репрессивными мерами. 4 июня 1947 г. был принят Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», по которому провинившиеся лишались свободы на срок до 25 лет, а недонесение о хищении каралось 3-летним лишением свободы. В то же время постоянно возрастал экспорт хлеба. Если в 1946 г. экспорт составил около 10% заготовленного хлеба или 0,4 млн. т, то в1947 г. – 2,4 млн. т.
По официальным данным, план IV пятилетки был выполнен: произведенный в 1950 году национальный доход был выше соответствующего показателя 1940 г. на 64 %, промышленное производство выросло на 73 % (при плане в 48 %), производительность труда – на 45 %. Были не просто восстановлены, а значительно превзойдены выпуск стали, тракторов, автомобилей; производство электроэнергии; добыча нефти, угля и газа. На 12 % вырос объем продукции легкой промышленности. Однако реально росли такими темпами только государственные резервы. Так, к 1953 г. государственный резерв хлеба вырос по сравнению с довоенным периодом в 4 раза, тогда как довоенный уровень сельскохозяйственного производства все еще не был восстановлен. Тяжелым оставалось материальное положение большинства людей. Не преодолены были товарный дефицит и жилищный кризис, сохранялась обязательная подписка на государственные займы. Однако все это находило объяснения. В 1952 г. вышла книга И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой он провозглашал «экономический закон», гласивший, что при социализме возрастающие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Этим оправдывался и дефицит, и господство директивного распределения.
Так или иначе, к 1953 г. стратегические запасы государства увеличились в среднем в 5 раз по сравнению с 1940 г. Ограбление собственного народа, бесплатный труд миллионов заключенных, количество которых увеличилось благодаря новому витку репрессий, использование германских и японских репараций – все это позволило опровергнуть расчеты западных экономистов и восстановить статус великой державы в невиданно короткие сроки.