Технологии эффективного поиска информации в процессе разработки темы
Работа в Интернете не должна начинаться до того, как будет подготовлен первоначальный вариант исследовательского проекта. Необходимо не только знать гему исследовательского проекта, но и сформулировать
хотя бы общие представления об основных разделах его содержания. Фик сация идеи и объекта поиска существенно сужает формулировку темы поиска, а следовательно, и повышает его эффективность. Но эффективность будет еще выше, если после определения идеи и объекта поиска пользователь сможет ознакомиться с тематической литературой и печатными справочными изданиями. Это поможет определить ключевые понятия и слова, относящиеся к выбранной теме.
Обращение к Интернету без предварительной тематической подготовки в большинстве случаев оказывается пустой тратой времени и средств.
Выбор поисковый системы
Прежде всего необходимо выбрать поисковую систему. Не все они одинаковы: одна может не выдать желаемый результат по конкретному запросу, в то время как другая предложит большой выбор веб-сайтов по искомой теме. Поэтому тщательный поиск информации в Интернете подразумевает использование нескольких поисковых систем.
1. Поиск по ключевому слову. В этом случае в строку поиска впечатыва
ется ключевое слово. Основной недостаток такого поиска заключа
ется в том, что в качестве результата могут быть выданы документы
или URL-адреса, лишь косвенно относящиеся к выбранной теме.
Иногда поиск по ключевому слову может не дать результатов. Однако это не значит, что информации по заданной теме не существует. Здесь возможны два варианта: либо слово, заданное в строке поиска, слишком многозначно и поисковая система не может определиться с его значением, либо в базе данных поисковой системы нет веб-сайтов именно с таким словом. В таком случае рекомендуется выбрать другое, относящееся к теме ключевое слово либо сменить поисковую систему.
2. Эффективный поиск с применением логических инструментарием ■ Для
повышения результативности поиска для расширения или сужения
его рамок используется логический инструментарий, соответствен
но поиска. К таковым инструментариям относятся: знаки «+», «—»,
«*» , круглые простые скобки, а также союзы и, или, частица не.
— Знак «+». Данный знак, поставленный непосредственно перед ключевым словом в строке поиска, усиливает вероятность, что найденные документы обязательно будут содержать Данное слово. Добавление данного знака между ключевыми словами обеспечит в конечном итоге представление лишь тех документов, которые непосредственно содержат данные слова или их вариативное сочетание.
— Знак «—». Данный знак, поставленный непосредственно перед ключевым словом в строке поиска, усилит вероятность, что документы, найденные в процессе поиска, не будут содержать это слово. Если использовать его в сочетании со знаком
«+» между ключевыми словами поиска, ненужные документы будут исключены из списков результатов поиска.
— Союз и. Использование этого союза в строке поиска сужает его
до нескольких документов, которые содержат вариативные со
четания ключевых слов.
—- Союз или. Данный союз используется для расширения параметров поиска, отображения синонимичных вариантов или учета возможностей разных вариантов транскрибирования ключевого слова.
— Частица не. Ее целесообразно использовать для избежания мно
гозначных слов в процессе поиска, а также для того, чтобы
расширить его сферу.
— Простые круглые скобки. С их помощью группируются несколько поисковых запросов для дальнейшего расширения поиска.
— Звездочка «*». Она может также использоваться для увеличения параметров поиска посредством предоставления всех од-нокоренных слов, где корнем является ключевое слово.
Дополнительные пути получения информации. Иногда просмотр справочников интернет-ресурсов может помочь сформулировать ключевые слова для поиска. Следует быть аккуратными при выборе таких справочников. Некоторые из подобных справочников требуют большого количества времени для нахождения какой-либо информации, относящейся к искомому документу, однако ее качество и количество очень часто далеко не идеальное. (Для примера попробуйте обратиться к Академическому политологическому справочнику: www.academicinfo.net/polisci.html)
Политологам, начинающим активно использовать интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно обратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы — Yandex и Google1. Первый из поисковиков является преимущественно русскоязычным, а второй, осуществляет поиск на различных языках. При обращении к Yandex можно получить ссылки на сайты, материшш которых представляют значительный общий интерес: www. auditorim.ru; www.eurasia.org.ru; www.gazeta.ru; www.globalafTairs.ru; www. lenta.ru; www.polit.ru; www.politanaliz.ru; politstudies. ru; rami..ru; www. rbk.ru; www. rian.ru; www. regnum.ru.
Обращение к Google позволяет получить доступ к ряду сайтов, материалы которых особенно полезны при изучении международной проблематики: vww etown.edu/vl; first.sipri.org; www.apsia.org; www.focusweb.org; www.diplomaticnet.com; www.intenrationalaffairs.com; www.foreignpolicy.com; www.hillnews.com; www.isn. ethz.ch; www.eleclionworld.org.
При выборе языка получения информации в доменном имени поисковика Google используются сокращения, например: «ш» — русский язык.
Еще одним удобным путем нахождения нужной информации является использование ранее полученных данных. Можно пользоваться ссылками интернет-библиотек, а также содержащимися в конце документами.