Период феодальной раздробленности на Руси. Персоналии
Невский Александр Ярославич(1252-1263)- сын Ярослава II Всеволодовича.
Детские годы и юность Александра Ярославича большей частью прошли в Новгороде, где княжил его отец. В 1236 году Ярослав, отъезжая в Киев, посадил Александра в Новгороде князем вместо себя.
Будучи князем Новгородским (1236-1252 гг.), Александр показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в Невской битве (1240 г.), в Ледовом побоище (1242 г.), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр остановил католическое нашествиена русские земли.
После смерти отца в 1246 году Александр вступил в борьбу за великокняжеский владимирский престол.
Шесть лет продолжалось противоборство между русскими князьями за право называться Великим князем Владимирским. Сразу после смерти Ярослава Всеволодовича престол занял его брат Святослав Всеволодович. Через два года, в 1248 году, он был изгнан из Владимира своим племянником Михаилом Хоробритом. В это время в Золотой Орде решался вопрос, кто из сыновей Ярослава – Андрей или Александр – более достоин титула Великого князя. Ярлык на Великий стол первым получил брат Александра Невского – Андрей Ярославич. Но вскоре Александр добился своего и с помощью татарского войска под предводительством Неврюя изгнал брата из Владимира.
В 1252 году Александр Невский стал Великим князем и на протяжении всего своего правления последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь.
Следуя этой политике, он передал под протекторат татар Новгород «что бы тот ни подвергся разорению».
Вместе с тем в годы правления князя Александра на Руси была введена система баскачества. Это привело к народным волнениям в Новгороде в 1259 году.
«В 1255 году умер Батый. Власть захватил его брат – хан Берке.(См. схему«Золотоордынская династия») В 1257 году Берке велел провести на Руси вторую перепись населения (первая была еще при Ярославе Всеволодовиче) для сбора дани. Приехали численники, сочли всю землю Суздальскую, Рязанскую и Муромскую, поставили десятников, сотников, тысячников и темников.
В Новгород пришла весть, что татары с согласия Александра хотят наложить дань и на этот прежде свободный город. Все лето в Новгороде продолжалось смятение, а зимой убили посадника Михалку. Вслед затем из Орды приехали татарские послы, которые начали требовать десятины и тамги. Новгородцы не соглашались, дали дары для хана и отпустили послов с миром. Василий, сын Невского, был против дани. Александр рассердился и явился в Новгород сам. Василий при его приближении выехал в Псков. Александр выгнал его оттуда и отправил в Суздальскую волость, а советников его жестоко наказал. Весь следующий год прошел мирно, но когда зимой 1259 года приехал Александр и с ним татары с женами, то опять начался сильный мятеж. Татары испугались и стали говорить Александру: "Дай нам сторожей, а то убьют нас", и князь велел стеречь их по ночам сыну посадникову со всеми детьми боярскими. Татарам наскучило дожидаться. "Дайте нам число, или побежим прочь", - говорили они. Между тем в Новгороде, как обычно, оказались две враждебные сословные партии, Одни горожане никак не хотели дать числа. "Умрем честью за святую Софию и за домы ангельские", - говорили они. Но другие требовали согласиться на перепись и наконец осилили, когда Александр с татарами съехали уже с Городища. Татары начали ездить по улицам и переписывать дома. Взявши число, они "уехали; вслед за ними отправился и Александр, оставив в Новгороде сына Дмитрия. С тех пор Новгород, хотя и не видел у себя больше татарских чиновников, участвовал в платеже дани, доставляемой хану со всей Руси». (В кн. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний.)
После новгородского восстания волнения охватили и другие княжества: Ростовское, Суздальское, Владимирское (1262 год). Во время этих восстаний были убиты татарские баскаки, и князь Александр решил ехать в Орду с богатыми дарами и оправданиями, чтобы избавить русские города от очередного татарского нашествия.
По некоторым источникам, существовала и другая причина поездки в Орду: хан требовал русского войска в помощь татарам. Александр добился у хана освобождения от этой тяжкой для русских повинности. Все просьбы Великого князя были удовлетворены в Орде.
Александр пробыл в Орде всю зиму и лето. Осенью 1263 года он, "уже слабый здоровьем", вернулся на Русь, в Нижний Новгород, а оттуда в Городец. Здесь 14 ноября 1263 года он скончался, предварительно приняв схиму. Митрополит Кирилл, узнав о кончине Великого князя, воскликнул: "Солнце Отечества закатилось! Не стало Александра!" "Все оцепенели от ужаса: ибо Невский казался необходимым для Государства". (Карамзин)
Тело Александра Невского народ встречал у села Боголюбова: "Не было человека, который бы не плакал и не рыдал". (Карамзин) 23 ноября тело Александра Невского погребли в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В 1724 году по приказанию Петра I прах князя был перенесен в Санкт-Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре, основанной на том месте, где Александр Ярославич разбил шведов.
Александр Невский канонизирован Русской православной церковью. В честь Александра Невского был учрежден орден (1725 год), который стал одной из высших наград в Российской империи. Его девиз "За труды и Отечество".
Боголюбский Андрей Юрьевич(1157-1174). Сын Юрия Долгорукого.
Помогая отцу во всех походах, Андрей не одобрял его настойчивого желания овладеть Южной Русью. В 1156 году он оставил свой удельный Вышгород и без отцовского позволения уехал в Суздальскую землю.
Из Вышгородского женского монастыря он увез с собой знаменитую икону, Богоматери, (написанную по преданию Святым Лукой, автором одного из четырех Евангелий на доске стола, за которым трапезничал в дни своей юности Сам Спаситель). Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь велел здесь заночевать. Ночью Божья Матерь явилась ему во сне и запретила вести икону в Ростов, как он прежде собирался (или делал вид, что собирался), а велела оставить ее во Владимире. На этом месте, при впадении реки Нерли в Клязьму, князь Андрей Юрьевич велел поставить церковь Рождества Богородицы, дворец для себя и кельи для монахов. Вскоре поселение разрослось и получило название Боголюбова, и стало любимой резиденцией Андрея, где он проводил очень много времени, за что и получил свое прозвище «Боголюбский».
В мае 1157 года его отец Юрий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах - Ростове и Суздале - власть князя ограничивало вече, и сильный боярский совет, а в молодом «пригороде» Владимире веча и обширных боярских вотчинных землевладений не было.
Стремясь укрепить свою собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца (бояр) и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в Киевской Руси дружинники землевладельцы были вассаламикнязя, то теперь дворяне северо-востока, получившие от князя свои земельные владения на условиях поместья, становятся его слугами (милостниками), полностью поддерживающими политику князя. Так было положено начало становления княжеского единовластия.
При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси.
За счет военных походов князь расширил территорию своего княжества: в 1164 году он совершил поход на Волжскую Болгарию, в 1172 году – на Дунайскую Болгарию, в 1166 году отправил сына Мстислава в Подвинье.
Андрей фактически самостоятельно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам, провозгласив себя Великим князем, остался жить во Владимире.
Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле Андрея. Отношения с младшими князьями Андрей также стремился строить не на основе вассалитета, а на основе служебничества.
Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.
Авторитарный характер правления Андрея Боголюбского, вызвал недовольство в окружении князя. В 1174 г. Андрей был убит приближенными боярами, недовольными его деспотическим нравом.