Поэтому критерием справедливости должны выступать

- не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью на­селения,

- сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценно­стях и отражающие интересы всего общества или большинства его членов.

(4) Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо независимо от своего служебного или материального положе­ния, иных обстоятельств подлежит заслуженному наказанию за со­вершенное им правонарушение. Содеянное должно получить пуб­личную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства.

Осуществление принципа неотвратимости наказания является необходимым условием эффективности юридической ответственно­сти, обеспечения действенности ее функций.

Неотвратимость ответ­ственности обеспечивается деятельностью полиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления и административные про­ступки, изобличать их в противоправных деяниях. Суды в свою оче­редь должны выносить справедливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современ­ному государству.

(5). Принцип презумпции невинов­ности. Действие принципа неотвратимости наказания не должно на­рушать другого принципа ответственности— презумпции невиновности.

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его винов­ность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Доказывание вины возлагается на специальные органы государства:

органы предварительного следствия и дознания, прокуратуру. При этом обязанность доказывания невиновности нельзя перекладывать на подозреваемого и обвиняемого. Ибо обвинение, положенное в основу приговора, должно быть основано на доказанных, а не пред­положительных фактах, а признание виновности обвиняемого под­тверждено бесспорными и объективными доказательствами.

(6). Принцип право на защиту и квалифицированную юридическую помощь.Этот принцип выражается в виде процессуальных прав при­влеченного к ответственности знать суть обвинения, приводить до­казательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприменителя в вышестоящие органы или в суд.

Кроме того, привлеченный к ответственности может пользоваться квалифици­рованной юридической помощью. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Кон­ституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обви­няемый в совершении преступления имеет право пользоваться услу­гами адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кроме того, если обвиняемый не имеет достаточных средств, но желает пользо­ваться услугами адвоката, то такая помощь ему предоставляется бесплатно. Аналогичным правом обладают и лица, привлекаемые к ответственности за совершение какого-либо проступка.

(7). Индивидуализация правовой ответственности гражданина — это всесторонний учет личнос­ти правонарушителя, особенностей совершенного им деяния, а также других обстоятельств объективного и субъективного поряд­ка в целях справедливого разрешения дел об ответственности.

В случае коллективной юридической ответственности она рас­пределяется, «раскладывается» между членами и руководителя­ми коллектива в соответствии с долей вины каждого в совершен­ном правонарушении.

(8) Принцип недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушениенаправ­лен на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому недопустимо сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение.

Этот принципизвестен со времен Древнего Рима в форме изречения — «не дважды за одно». Суть принципа выражается в том, что дело не мо­жет быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отно­шении которого имеется вступившее в силу решение компетентного правоприменительного органа или должностного лица.

Анализируемого правила российское государство придержи­вается не только в национальном законодательстве, но и при ус­тановлении ответственности в международно-правовых актах. В ст. 3 Конвенции «О передаче лиц, осужденных к лишению сво­боды, для отбывания наказания в государстве, гражданами кото­рого они являются» говорится: «Осужденный, переданный для от­бывания наказания в государство, гражданином которого он яв­ляется, не может быть вновь привлечен к уголовной ответствен­ности за то же деяние».

Гуманизм юридической ответственности как принцип этого института формулируется еще со времен Ч. Беккариа. Он, в част­ности, писал: «...Следует употреблять только такое наказание, ко­торое ...производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника» (Беккариа ЧА. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 244.).

Ж.П. Марат, составляя «План уголовного законодательства» стре­мился к тому, чтобы, по его словам, «не ущемляя ни справедли­вости, ни свободы, примирить мягкость кары с ее надежностью и человечностью с безопасностью гражданского общества» (Марат Ж.П. Избранные произведения. М., 1956. Т. 1. С. 213.).

(9). Персонифицированность (индивидуализация) возложения юридической ответственности. Российское право закрепляет принцип равенства граждан перед законом, который предполагает не только равенство прав и обязанностей граждан, но и личную ответственность каждого гражданина за совершенный деликт. Юридическая ответственность — есть правовая форма осуществ­ления наказания, и ее персонифицированность означает в конеч­ном счете индивидуализацию наказания.

Основным делением юридической ответственности, которое достаточно полно и четко охватывает все ее виды, следует признать ее разделение на два крупных вида:

1) имущественную (правовосстановительную);

2) штрафную (карательную).

Названные виды юридической ответственности существенно различаются по основаниям возникновения, порядку осуществле­ния и функциям.

(1) Имущественная ответственность осуществляется таким образом, что в случае причинения имущественного вреда или на­рушения договора на правонарушителя возлагается обязанность возместить вред, уплатить неустойку или возместить убытки. Эта обязанность конкретна, возникает с момента правонарушения и может быть выполнена добровольно.

Существуют следующие ос­новные виды имущественной ответственности:

а) гражданско-правовая ответственность;

б) материальная ответственность работников как государствен­ных, так и частных предприятий (организаций);

в) имущественная ответственность иных объединений граж­дан.

(2). Штрафная (карательная) юридическая ответственностьимеет иную природу. Она не может осуществляться вне и помимо деятельности уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц. Она возникает с момента официального обви­нения определенного лица в совершении правонарушения. В про­цессе развития законодательства в известных пределах возможно установление за какой-либо вид правонарушений административ­ной или дисциплинарной ответственности вместо уголовной (или наоборот). По отношению к имущественной ответственности такая замена невозможна.

Основными разновидностями штрафной юридической ответ­ственности выступают (особенности юридической ответственности)

- конституционная,

- уголовная,

- админи­стративная,

- дисциплинарная.

На практике возможно одновременное применение разных видов имущественной и штрафной ответственности. Лицо, совер­шившее преступление и причинившее имущественный вред, в со­ответствии с законом по решению управомоченных государствен­ных органов и должностных лиц может быть освобождено от уголовной ответственности,от наказания, но не от обязанности возместить причиненный вред. И наоборот, добровольное возме­щение виновным ущерба, причиненного преступлением, законом оценивается как обстоятельство, смягчающее уголовную ответст­венность, но не освобождающее от нее.

(1) Конституционная ответственность в российской и зару­бежной общетеоретической и отраслевой юридической литературе стала выделяться в особый, относительно самостоятельный вид правовой ответственности сравнительно недавно.

К особенностям конституционной ответственности относятся следующие:

а) она имеет ярко выраженный политический характер;

б) относительно узок круг органов и лиц, на которые она рас­пространяется;

в) ее меры специфичны;

г) она — ключевой институт публичного права;

д) она наступает как в случае совершения правонарушений, так и при их отсутствии (задержка в принятии решений, принятие неэффективного решения);

е) ее наступление направлено прежде всего на защиту Консти­туции.

Конституционная ответственность может наступать за нару­шения Конституции, но не всякая ответственность за ее наруше­ние является конституционной ответственностью.

Нарушение конституционных норм может повлечь уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в зави­симости от характера правонарушения, статуса его субъекта и про­цедуры применения. Более того, конституционная ответствен­ность может наступать не только за нарушение конституции, но и за отступление от требований иных законов.

Интересно отметить и то, что основанием конституционной от­ветственности могут быть аморальные поступки. Совершение амо­рального поступка (даже в далеком прошлом) должностным лицом государства, депутатом вполне может служить основанием для снятия с должности. Иногда это основание получает закреп­ление в законодательстве («не оправдал доверия», «совершил дей­ствия, порочащие высокое звание»), а иногда является конститу­ционным обычаем.

Меры конституционной ответственности и практика ее приме­нения зависят от политического режима государства, качества де­мократии в стране.

К видам конституционной ответственности от­носятся следующие.

Отрешение от должности Президента — одна из мер кон­ституционной ответственности, которая получила описание в Кон­ституции России, но фактический порядок ее применения весьма труден для осуществления.

Отставка Правительства. По Конституции РФ Государст­венная Дума может выразить недоверие Правительству, хотя это не влечет его отставки. Принять решения об отставке Правитель­ства может Президент. Отставка Правительства по собственной инициативе ответственностью не является.

Отзыв депутата, посла либо иного должностного лица — своеобразная мера конституционной ответственности, которая вы­зывает споры по основаниям и оправданности. Основанием кон­ституционной ответственности для высших должностных лиц яв­ляется нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимаю­щее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины.

Роспуск партии или общественного движения за причинение ущерба государству — также мера конституционной ответствен­ности.

(2) Уголовная ответственность — наиболее жесткий вид юри­дической ответственности.

Согласно ст. 44 УК РФ видами уголовных наказаний явля­ются:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) утратил силу (конфискация имущества) (см. ч.3 ст. 81 УПК РФ – при вынесении приговора должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом: орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются; деньги иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства)

з) ограничение свободы;

3.1) принудительные работы (7.12.2011)

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Перечень этот исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию. Данная статья существенно меняет перечень наказаний, вводя новые и опуская некоторые старые виды наказаний. В перечень видов наказаний дополнительно введены обязательные работы, ог­раничение по военной службе, ограничение свободы, арест, по­жизненное заключение.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисцип­линарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применя­ются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и ли­шение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основ­ных, так и дополнительных видов наказаний. Лишение специаль­ных наград применяются толь­ко в качестве дополнительных видов наказаний.

(3) Административная ответственность — вид администра­тивного принуждения, состоящий в применении следующих ос­новных мер наказания:

а) предупреждение;

б) арест;

в) лишение специальных прав;

г) административный штраф;

д) реквизиция и др.

Правовая природа реквизиции как особого вида администра­тивной ответственности изучена слабо.

Конституция РФ 1993 г., гарантируя охрану законом права частной собственности (ч. 1 ст. 35), тем не менее предусматривает возможность принудительного отчуждения имущества для «госу­дарственных нужд». Так, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ определяет: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. При­нудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Исходя из смысла содержащихся в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ положений, речь идет о реквизиции.

Гражданское законодательство также предусматривает возможность применения реквизиции. Так, ч. 1 ст. 242 ГК РФ определяет основания, цели, порядок и условия возможности от­чуждения имущества: «В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрез­вычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция)».

В ныне действующем законодательстве закона о реквизиции нет. Очевидно, в части, не противоречащей Конституции и зако­нодательству России, продолжает действовать «Сводный закон о реквизиции о конфискации имущества» от 28 марта 1927 г. (Сводный закон о реквизиции и конфискации // СУ РСФСР. 1927. № 38. Ст.248. М.,1977. С.109.).

Поэ­тому в настоящее время в российском законодательстве сущест­вует пробел, который требует скорейшего правового решения, ибо осуществление реквизиционных мер без наличия прочной право­вой основы может привести к грубому попранию имущественных прав и интересов граждан, нарушению режима законности.

(4) Гражданско-правовая ответственность — выражается в воз­мещении убытков, неустойке, штрафах, пени, принудительном восстановлении прошедшего правового состояния, принудитель­ном исполнении правовой обязанности.

В качестве иллюстрации специфики частноправовой природы гражданско-правовой ответственности может служить гл. 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств» и гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

(5) Дисциплинарная ответственность представляет собой доста­точно сложную систему, которая включает в себя:

1) ответственность работников по правилам внутреннего тру­дового распорядка, в порядке подчиненности, по специальным ус­тавам и положениям, ответственность работников отдельных общественных организаций (артели старателей, коллегии адвока­тов);

2) ответственность учащихся школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений;

3) ответственность военнослужащих, работников системы МВД, ФСБ и других органов, где дисциплина устанавливается применительно к воинской;

4) ответственность лиц, отбывающих уголовное наказание;

5) ответственность несовершеннолетних, находящихся в спе­циальных учебно-воспитательных учреждениях.

Основанием дисциплинарной ответственности является дис­циплинарный проступок — виновное нарушение правил дисцип­лины и других обязанностей, возложенных на лицо в связи с его работой, учебой и иной трудовой (служебной) деятельностью в дан­ной организации.

Основаниями дисциплинарной ответственности выступают также административные правонарушения, амораль­ные поступки, а военнослужащие отвечают в дисциплинарном по­рядке и за некоторые воинские преступления, совершенные при смягчающих обстоятельствах.

Мерами дисциплинарной ответственности выступают

- замеча­ние, выговор, строгий выговор,

- увольнение, исключение из членов организации,

- лишение осужденного свидания, снятие со стипен­дии, понижение в звании, должности, классном чине.

Наши рекомендации