Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории госу­дарства. Однако есть акты ограниченного территориального дей­ствия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ:

а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой);

б) воды, включая территориальные воды — примы­кающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати мор­ских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории)прирав­ниваются

-территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства,

-кабели и трубопроводы, продолженные в от­крытом море и соединяющие территории государств,

-технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря.

При этом военные суда приравниваются условно к терри­тории государства повсеместно, а невоенные морские и воздуш­ные суда — соответственно только в водах и воздушном простран­стве своего государства в открытом море и воздушном простран­стве над ним.

3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц (по лицам).

Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории:

-граждан нашего государства,

-иностранцев и

-лиц без гражданства.

Специальные нормативные правовые акты дей­ствуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужа­щих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Край­него Севера имеет в виду только граждан, работающих и прожи­вающих в этих регионах, законодательные предписания об ответ­ственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.

В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за гра­ницей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.

Не подпадают под действие нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации (и тем самым не подлежат юридической от­ветственности) лица, обладающие дипломатическим иммуните­том. Это главы представительств и члены дипломатического пер­сонала представительства, главы и члены делегаций на междуна­родных встречах и конференциях и др.

Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.

36.Закон как источник права: понятие, признаки, виды.

В юридическом смыслезакон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирова­ние наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или рефе­рендумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отноше­ния.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наиболь­шей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. При­нятие нового закона обычно влечет за собой необходимость от­мены или внесения изменений во все другие акты по урегулиро­ванному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла, Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда норма­тивен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа — постанов­лений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в Обществе, устанавливаются отправные начала правового регули­рования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основыва­ются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура.

Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представи­тельных органов.

Будучи едиными по способу формирования, положению в Правовой системе государства и роли в регулировании обществен­ных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные.

Федеральный, конституционный закон является разновидностью феде­рального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Сре­ди них вопросы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе ново­го субъекта; о изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ; о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и бо­лее) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и ¾) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет (ст. 108 Конституции РФ)..

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юриди­ческой силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федераль­ного конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

Обыкновенные федеральные законы, в свою очередь, делятся на

- кодифи­кационныеи

- текущие.

Федеральный закон является основным видом закона Российской Феде­рации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал феде­ральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Госу­дарственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государствен­ной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Ду­мой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитно­го, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государствен­ной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думойпроекта федерального закона (наложения пето Советом Феде­рации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласится,, ной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большин­ством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) - преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

ПрезидентРФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицирован­ным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квали­фицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соот­ветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Прези­дент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы.

Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.

Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от­ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от­расли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский процессу­альный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, например, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках.

Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Издание законов — не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания — Государственная Дума и Совет Федерации — полно­мочны приниматьпостановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются например, постановление об амнистии, или постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности.

37. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Законотворчество: понятие и стадии.

Наши рекомендации