Веления государственного органа могут
- быть обязательными либо для всех граждан, либо для определенного круга
- выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.
В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь ГОСУДАРСТВА и ПРАВА, механизм государства в целом и отдельного государственного органа.
(4) Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).Компетенция определяется задачами и функциями государственного органа и закрепляется в зависимости от места и роли такого органа либо в конституции либо в текущем законодательстве. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.
(5) Характеризуется определенной внутренней структурой, т.е. строением по видам отдельных служб, подразделений, которые скреплены единством целей.
(6) Состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Положение, права и обязанности госслужащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются законом.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество.
(7) Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, а также территориальным масштабом деятельности.
(8)Орган государства хотя и обладает определенной самостоятельностью (автономностью), однакоон является частью единого механизма государства,занимает в государственной машине свое место. Следовательно, органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Различаются государственные органы между собой по задачам, функциям, структуре, компетенции и сферам деятельности.
Государственных учреждения(В.М. Сырых их называет публичные службы) выступает важным элементом механизма государства, которые обеспечивают:
а) управление государственной собственностью;
б) регулирование бюджетно-налоговых отношений;
в) использование природных ресурсов;
г) материально-техническое обеспечение;
д) режимы использования людских ресурсов, имея в виду законодательство о труде, о занятости и т.д.
17.Государственная власть. Учение о разделении властей: теория и практика.
Государственная власть. В научной и учебной литературе под публичной властью понимается государственная власть, точнее — аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей.
Следует отметить, что в науке нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда — как синоним государства.
Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие государственной (публичной) власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытнообщинной организации.
В условиях первобытного строя власть имела общественный характер.
Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. В обществе не было людей, которые бы ни занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли.
Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом.
Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.
Властные функции осуществлялись
- как через систему органов самоуправления — советы родов, фратрий, племен и др.,
- так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений.
Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.
Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на фолее поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат насилия и принуждения.
Государственная (публична) власть представляет собой особую разновидность общественной власти.
Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, — синонимы.
Политическая власть (термин «политика» в пер. с греч. — государственный, искусство управления государством, участие в делах государства) в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
Рассматривая государственную власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть».
Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти, отличающие ее от, общественной власти доклассового обществазаключаются в следующем.
(1). При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе — общине, роде, фратрии, племени и т.д.
Государственная власть носит классовый характер.
(2). Родовая власть доклассового общества, осуществляемая старейшинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом смысле сливалась со всем населением.
Иначе обстоит дело с государственной властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими.
(3). При родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения.
Государственная же власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.
(4). Государственная власть предполагает содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги, которые были неизвестны родовому устройству общества.
(5). При родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение государственной власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.
Учение о разделении властей: теория и практика. Основателями учения о разделении властей считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1633— 1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689—1755).
Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде "Два трактата о государственном правлении" (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения — в романе "Персидские письма"; историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян" и основном его произведении — "О духе законов" (1748).
Согласно философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия — эта тирания и беззаконие — находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.
Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека,
- как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими;
- как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям;
- наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои сношения с другими людьми.
Наличием данных природных черт человека обосновывались необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ведающую международными отношениями) власти.
Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского».
В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государства.
Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.
Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого компромисса во Франции, так же как и в Англии, усматривалась конституционная монархия.
В настоящее время, так же как и в прошлом, теория, или принцип разделения властей, имеет не только научное, академическое, но и практическое значение.
Особенности применения принципа разделения властей в России. Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление.
Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
Согласно Конституции законодательным и представительныморганом Российской Федерации является Федеральное Собрание —парламент. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).
Исполнительную властьв стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).
Судебная власть осуществляется "посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизвод ства" (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляю щих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.
Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, "самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конститу ционного судопроизводства".
Верховный Суд Российской Федерации является "высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции" (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган "по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами" (ст. 127 Конституции РФ).
Значительной особенностью применения принципа разделения властей в государственном механизме России является фактическое доминирование исполнительной власти в лице Президента над всеми другими ветвями власти.
По природе и характеру выполняемых, согласно Конституции России, своих функций Президент является не только главой государства, но и фактически главой исполнительной власти.
В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка России, а также ставит вопрос о его освобождении.
Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, Президент подчиняет себе непосредственно так называемые "силовые структуры" (армию, милицию и др.), зачастую вмешивается в повседневную деятельность Правительства.
Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине "суперпрезидентскую", власть.
18.Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства и права в политической системе общества.
Что дать понятия политической системы общества необходимо поразмышлять над тем, а какова вообще структура общества?
Структура общества может быть представлена в виде различных взаимодействующих систем:
¨ политической, экономической, идеологической, правовой
¨ и некоторых других (напр., религиозной)
Перечисленные системы складываются и существую объективно.
Они представляют объединение различных социальных элементов, которые
§ взаимосвязаны, имеют определенный характер этих взаимосвязей,
§ их деятельность определяется целями, задачами и иными критериями жизни общества.
К эти элементам, образующие разные общественные системы, относятся:
§ социальные институты (напр., государство, партии, церковь и т.п.);
§ институты, объединяющие культурные начала (идеологические, религиозные течения, традиции, язык и т.д.);
§ экономические организации (предприятия, учреждения, органы экономического управления);
§ правовые начала(нормы, правовые институты, законодательство)
Перечисленные элементы в разных сочетаниях и СТРУКТУРИРУЮТ ОБЩЕСТВО на системы, а теоретическая мысль выделяет и изучает эти системы:
q политические , социальные, правовые, экономически и т.д.
Разумеется, что системная организация общества не является единственной в виду того, что общество бесконечно сложное образование.
Можно выделить структуры общества формирующиеся не по системным образованиям, например,
v по критерию соотношения индивида (личности) и коллектива;
v можно выделить в обществе базис и надстройку и т.п.
Но системная организация оказывается одной из самых важных структур общества и позволяет
· с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни общества,
· в том числе и соотношениях государства с другими политическими элементами общества.
Поэтому теория государства в этих целях
· выделяет прежде всего политическую систему общества,
· рассматривает элементы, которые входят в нее,
· изучает характер их связей.
Исходя из сказанного можно дать следующее определение политической системы общества: политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных, общественных и иных организаций, базирующихся на разных формах собственности, отражающие интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
В рамках политической системыосновным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служитВЛАСТЬ, которую и используют субъекты политической системы, в качестве которых выступают (основные):
· государство
· политические п а р т и и, которые могут быть классовыми (представляют интересы социальных групп), национальными, религиозными, государственно-патриотическими, «гротескные партии» (вроде партии любителей пива;
· профсоюзы и другие организации;
· движения,участвующие в сфере общественной жизни,
где ядром является завоевание, удержание и использование власти.
ИменноВЛАСТЬ и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, которые и образуют политическую систему.
В этой сфере общественной жизни – завоевание, удерживание, использование власти –проявляются и отношения классов, и других социальных групп, наций.
Общественные отношения тут как раз и возникают по поводу власти и связанных с властью других социальных ценностей: суверенитет, свобода личности, самоуправления.
Эти общественные отношения проявляются не само по себе, а через организацию и деятельность различных общественных образований
– от государства до молодежных образований,
- от партий до органов самоуправления, которые и образуют в совокупности политическую систему.
Сфера жизни общества это власть, суверенитет, свобода личности, которые затрагивают интересы множества людей и становится политической сферой. Поэтому политика начинается там, где та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают жизненные интересы множества людей.
Такие понятия как политика, политические организации, политические система характеризуют отношения государства, классов, партий, наций и других социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования власти в обществе.
В современных условиях политическая система призвана обеспечить:
· эффективное управлениевсеми общественными делами;
· все более активное участие граждан в государственной и общественной жизни,
· сочетаниереальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и согражданами.