Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для
· проведения реформ,
· укрепления целостности и единства государства,
· противопоставления сепаратизму,
· приостановления экономического развала.
В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.
Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно.
В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются.
Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы.
Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Личность лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.
Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.
Авторитарная власть осознает, что доверие народа — великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций.
В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего — либерально-демократический режим.
Таким образом, форма (устройство) государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов:
§ формы правления,
§ формы государственного устройства
§ и формы государственного режима.
15. Функции государства: понятие и классификация.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА это основные (главные) направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение,его цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Классификацию функций государства можно предложить по следующим основаниям:
-по сферам государственной деятельности (внутренние и внешние),
- по продолжительности действия (постоянные и временные),
- по социальной значимости (основные и неосновные),
(А) По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние.
Внутренние функцииэто основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач.
В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на:
- экономическую, социальную, финансового контроля,
-охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
(1). ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования,в частности, в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Для правового государства характерно государственное регулирование экономики экономическими методами, а не административными. А это означает свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
Сегодня существует два основных экономических метода государственного регулирования:
1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом. Экономическая деятельность современного государства имеет следующие направления:
(1). государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается
а) в формировании государством бюджетаи контроля за его расходованием;
б) в составлении программ экономического развития в масштабе страны;
в) в финансировании программ промышленных и научных исследований;
г) в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.
В государственном регулировании экономических процессов участвуют как высшие, так и местные органы государственной власти.
Особенно хотелось бы отметить стимулирующее воздействие на экономику местных органов государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения дополнительных средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру , решают проблемы безработицы.
Для осуществление этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.