В этой характеристике устройства (формы) государства отражаются
¨ способы осуществления власти,
¨ методы использования «материальных» придатков государства — тюрем, иных карательных учреждений,
¨ диктаторские или демократические приемы воздействия на население,
¨ идеологическое давление,
¨ обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан,
¨ участие в управлении народа, политических партий,
¨ мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.
Под государственным (политическим) режимомпонимается совокупность используемых стоящих у власти группами или классами МЕТОДОВ и СПОСОБОВ осуществления государственной власти.
Давайте выясним соотношение понятий государственного и политического режимов.
Государственный режим – это важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Именно государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период.
Недаром политические партии свое главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя
¨ не только методыгосударственного властвования,
¨ но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов, клубов и т.д.)
Таким образом, государственный (политический) режим – это по сути своей всегда государственно-правовой режим т.е. определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти.
Идеальных демократических форм государственно-правового режима в реальной действительности не существует.
В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственно-правового режима.
В зависимости от ХАРАКТЕРА используемых государственной властью СРЕДСТВ и СПОСОБОВ различают:
¨ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ государственно-правовой режим и
¨ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ государственно-правовой режим
Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Указанные виды режимов не плод размышлений ученых, а обобщение всех тех режимов, которые имели место в многовековой истории государственности.
Демократический государственно-правовой режим (demokratia –в переводе с греч. народовластие) складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые основаны на признании принципа равенства и свободы всех людей реально обеспечивают участии народа в управлении государством, свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.
Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:
Во-первых, демократический режим основан на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.
Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство
¨ предоставляет возможность выражать собственное мнение о политике государства,
¨ участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях.
Таким образом демократическое государство не ограничивается только провозглашением личных прав и свобод гражданина, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате — широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
Во-вторых, в демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания.
Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти — отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим.
В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм-
В-третьих, демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов).
В-четвертых, в демократическом государстве нормативное регулирование приобретает качественно новый характер.
Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей
Личность в таком обществе защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия.
В-пятых,демократический режим является следствием реального разделения властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.
Здесь имеет место принципиально новый уровень системы разграничения полномочиймежду центральными и местными органами власти.
Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.
В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. Она также является препятствием бюрократическому произволу и нарушениям социально-экономических прав национальных меньшинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, а обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства.
Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.
В-восьмых, основным принципом деятельности демократического государства является политический плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, которые поддерживают политику государства, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и их общественных образований.
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы:
¨ чрезмерное социальное расслоение общества,
¨ временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.
Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
Из собственно демократического режима вырастает либерально-демократический режим, который является наиболее современной формой демократического режима.
Либерально-демократический режим существует во многих странах. Он имеет свои особенности.
В теории государства и права либеральныминазываются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства.
При либеральном режиме в экономической сфере человек обладает
¨ собственностью,
¨ правами и свободами,
¨ экономически самостоятелен
¨ и на этой основе становится политически самостоятельным.
В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью.
Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления.
Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров.
Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе
¨ провозглашается свобода слова, мнений, формы собственности,
¨ дается простор частной инициативе.
Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.
Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность.
Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни.
Государство выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.
На поздних стадиях либерализма государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами:
¨ необходимостью рационально распределять экономические ресурсы,
¨ решать экологические проблемы,
¨ участвовать в мировом разделении труда,
¨ предотвращении международных конфликтов и т.д.
Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей
¨ интересы меньшинства,
¨ учитывает эти интересы,
¨ создает специальные процедуры учета этих интересов.
Плюрализм и, прежде всего, многопартийность— необходимые атрибуты либерального общества.
Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам.
Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности.
Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями.
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит
¨ не только от мнения народа,
¨ но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.
Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосов.
В государственном управлении используется децентрализация:
¨ центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Естественно, как и любой режим, либерально-демократический режим тоже имеет свои проблемы. Главные среди них:
¨ социальная незащищенность некоторых категорий граждан,
¨ расслоение общества,
¨ фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п.