Реформация в Западной Европе
Рубеж XV и XVI столетий был ознаменован значительными переменами в жизни стран Западной Европы, давшими историками основание для вывода о том, что рубеж названных веков был гранью между двумя великими эпохами всемирной истории — Средневековьем и Новым временем. Достаточно назвать по крайней мере два события, последствия которых на многие столетия определили многие линии развития западноевропейской цивилизации. Первое — это открытие Америки Колумбом в 1492 году, которое принесло с собой рождение понятий Старого и Нового Света.
Не меньшее значение имела Реформация, оставившая глубокий след в экономике, политической и духовной жизни Западной Европы.
Родиной Реформации стала Германия, потому что, с одной стороны, именно в этой стране противоречия эпохи проявились с наибольшей остротой, а, с другой стороны, здесь отсутствовала сильная королевская власть, способная направить развитие в конструктивное русло. Реформация в Германии была по своему существу первой буржуазной революцией в истории человечества.
Незрелость предпосылок буржуазной революции обусловила то обстоятельство, что остриё критики существующих порядков в идеологии Реформации было направлено против католической церкви. Католическая церковь в Германии накануне Реформации стала предметом всеобщего недовольства, с одной стороны, по причине крайней степени нравственного разложения её высших иерархов, а, с другой стороны, по той причине, что она выступала как инонациональная сила, выкачивающая из страны колоссальные средства в виде десятин, платежей, платы за занятие церковных должностей, продажи индульгенций. Если в централизованных монархиях Западной Европы королевская власть ограничивала деятельность папства, то раздробленная Германия оказывалась беззащитной перед лицом беззастенчивого грабежа папского Рима. Деятельность католической церкви в Германии чем дальше, тем больше приобретала характер национального бедствия.
Начало Реформации было положено выступлением монаха-августинца, профессора университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года с 95 тезисами против индульгенций в Виттенберге. Оно приобрело огромный резонанс по всей стране и вызвало волну стихийных выступлений. Обеспокоенные этим высшие иерархи католической церкви попытались подавить набиравшее силу движение с помощью угроз, однако это имело прямо противоположный эффект. Когда в сентября 1520 года римский папа Лев Х издал буллу об отлучении Лютера от церкви, последний ответил на это актом публичного сожжения папской грамоты, который произвёл огромное впечатление на всех сочувствовавших идеям преобразования церкви современников.
В этих условиях многое зависело от позиции императора Карла V. Реформация открывала перед ним возможность глубоких политических преобразований, укрепления Германской империи как национального государства, создания национальной церкви под эгидой императорской власти при поддержке большинства населения страны безотносительно к его сословной принадлежности. Однако Карл V не стал поддерживать движение сторонников реформации, опасаясь его непредсказуемых последствий. Немалую роль при этом сыграло то обстоятельство, что помимо земель Священной Римской империи ему принадлежали также земли испанской короны, включая колонии в Новом свете. Сохранение единой римско-католической церкви во главе с папой казалось ему необходимым условием сохранения власти над всеми своими владениями.
На Вормсском рейхстаге 1521 года Лютер и его сторонники были в присутствии императора объявлены вне закона, однако это решение, открывавшее возможность казни основоположника Реформации, не имело сколько-нибудь значительных практических последствий (Лютер был взят под защиту саксонским курфюрством Фридрихом Мудрым и скрылся от возможных преследований в его владениях) и способствовало дальнейшей поляризации сил и радикализации настроений сторонников Реформации.
В 1523 году вспыхнуло восстание немецких рыцарей, которое возглавил знаменитый рыцарь Франц фон Зиккинген. Восставшие рыцари ставили своей задачей восстановление единства империи, превращение её в централизованное государство, ключевое место в управлении которым должны были занять рыцари, пополнившие свои владения за счёт земель церкви.
В 1524 — 1525 гг. Германию охватило пламя Крестьянской войны, которую в современной зарубежной историографии принято называть «революцией простого человека». Восставшие ставили перед собой задачу глобального обновления общества на основах принципов социальной справедливости, но были разгромлены объединёнными силами князей и дворян. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.
Крестьянская война стала кульминацией буржуазной революции в Германии. После её подавления начался процесс свёртывания общественных преобразований и сведение дела реформации к исправлению состояния церкви.
В 1526 г. Шпейерский рейхстаг предоставил каждому из германских князей право самостоятельно решать вопрос об устройстве церкви. Многие из князей незамедлительно осуществили в пределах своих владений секуляризацию (конфискацию в пользу государства) земель церкви. Когда в 1529 г. император, церковные иерархи и поддерживавшие их князья, оправившись от испуга, вызванного Крестьянской войной, добились на рейхстаге подтверждения Вормсского эдикта, 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Лютера и Реформации стали называть протестантами.
На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. с изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил один из ближайших сподвижников Мартина Лютера Филипп Меланхтон. В лютеранстве упразднялись пышные богослужения, почитание икон и святых, в новом богослужении центральное место заняли не обряды, а проповедь пастора. Церковь как организация переходила под главенство светских правителей.
Таким образом, реформация в Германии не выполнила в полной мере те исторические задачи, которые она была призвана решить. Более того, политическая раздробленность страны усугубилась церковной раздробленностью, ставшей дополнительным препятствием на пути к национальному объединению немецкого народа.
Гораздо более благотворные последствия имели события немецкой Реформации для других стран Европы. Прежде всего они были важным шагом в духовном развитии человечества. Возникла новая ветвь христианства, выражавшая мировоззренческие искания рубежа Средних веков и Нового времени — протестантизм, который овладел умами и сердцами миллионов людей.
Наряду с лютеранством возникли другие варианты протестантского вероучения, самым влиятельным из которых стал кальвинизм — учение француза Жана Кальвина, нашедшего многочисленных приверженцев сначала в Женеве, а затем и в других странах Западной Европы.
Кальвинизм стал религиозным знаменем первой победоносной буржуазной революции — Нидерландской (1566 — 1609), завершившейся освобождением Северных Нидерландов от испанского владычества и образованием Республики Соединённых провинций.
В Англии и в скандинавских странах реформация была проведена «сверху», по инициативе королевской власти, и существенно способствовала укреплению государства, а также социальному и политическому обновлению общества (за счёт упразднения привилегированного положения католической церкви и перераспределения накопленных ею земельных богатств).
Лекция № 10