Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»
Ответ.
Речь идет об учреждении опричнины царем Иваном IV.
Билет 8. Вопрос 1. Культура и общественная мысль России в XVIII в.
В XVIII в. культура России претерпевает огромные изменения. Россия начинает ускоренными темпами ликвидировать свое отставание от европейских стран. Базой культурного развития страны стали успехи просвещения. При Петре I и после него были открыты школы - навигацкая, инженерные, артиллерийские, горные, епархиальные, цифирные и адмиралтейские. Начали издаваться учебные пособия, словари, буквари. Стала выходить первая русская печатная газета «Ведомости». Появлялись солдатские школы -для детей солдат. Дети дворян учились в пансионах, шляхетских корпусах; девушки-дворянки - в институте благородных девиц (Смольный институт). К концу XVIII в. в России было 550 учебных заведений с 62 тысячами обучающихся. В 1725 г. возникла Российская академия наук в Петербурге с университетом и гимназией. В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова и М В. Ломоносова основан Московский университет. Через два года — Академия художеств.
Развитие наук.При Петре I в России начинает развиваться наука. Она обслуживает интересы растущего государства. Многочисленные экспедиции составляют географические карты и геологические описания, занимаются поиском полезных ископаемых. Первый географический атлас Российской империи появляется в 1734 г. Для пропаганды науки и научных знаний при Петре I открывается Кунсткамера - первый российский музей естественных наук. Ученые занимаются вопросами металлургии (производство пушек). Бурно развивается историческая наука. Петр I сам принимает участие в написании «Истории Северной войны» и «Книги Марсовой». Появляется первая «История Российская», созданная В. Н. Татищевым, в которой было использовано значительное количество не дошедших до настоящего времени летописей. В дальнейшем традицию научного летописания истории России продолжает М. М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»). Первым русским ученым-энциклопедистом стал М. В. Ломоносов.
Развитие искусств.Продвинулась вперед и литература. Стали издаваться светские книги. В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Его представителями были А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин. Событием стало сентиментальное творчество Н. М. Карамзина. В театре ставились первые русские комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Признанным поэтом стал Г. Р. Державин.
Исключительного успеха достигла архитектура. Русские и иностранные зодчие воздвигли посреди невских болот новую столицу России - Санкт-Петербург. В середине XVIII в. русское зодчество эпохи классицизма достигает своего высшего развития. Архитекторы А Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги и другие создают большое количество зданий в Петербурге и Москве. Их отличают величественная простота, торжественность и гармоничность. Выдающимся зодчим России был признан В. И. Баженов. В стиле барокко работал В. В. Растрелли.
Русская живопись и скульптура также заявили о себе как самостоятельное культурное явление. Наиболее известны имена художников Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, скульпторов Б.-К Растрелли, Э.-М. Фалъконе, Ф. И. Шубина.
Появился национальный театр под руководством Ф. Г. Волкова.
Общественно-политическая жизнь.До начала XVIII в. в России любые попытки гласно обсуждать вопросы государственного устройства, развития общественной жизни карались как одно из самых страшных государственных преступлений. Пусть робко и слабо, но новые общественные силы начинают заявлять о себе. Так, И. Т. Посошков, автор книги «О скудости и богатстве», писал в защиту нарождающихся буржуазных классов России - торговцев, купечества, промышленников. С проектами и предложениями выступали вице-канцлер П. П. Шафиров («Рассуждение о причинах Свейской войны»), Феофан Прокопович («Правда воли монаршей»), В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов. На антикрепостнических позициях стояли депутаты Уложенной комиссии дворяне Г. С. Коровин, Я. П. Козельский и другие. Общественно-политические темы освещались в журналах Н. И. Новикова, резко критиковал крепостное право в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев. Для него это обернулось сожжением тиража книги и ссылкой. Развитие культуры сопровождалось и большими изменениями в жизни православия. XVIII в. - время начала синодиального периода в истории русской церкви. После смерти патриарха Адриана (1700) во главе церкви оказался всего лишь «местоблюститель патриаршего престола». Церковь была поставлена под неусыпный контроль обер-прокурора Синода и его агентов, лишилась большей части земельных владений.
Билет 8. Вопрос 2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.
Восстановление хозяйства России после Гражданской войны | Восстановление хозяйства России после Великой Отечественной войны |
См. Билет 16. Вопрос 1. (вторая часть – о новой экономической политике) | После войны разрабатывались разные планы восстановления хозяйства страны. В том числе рассматривался и опыт НЭПа. Предполагалось как и тогда перейти к свободной торговле, разрешить частную торговлю наряду с государственной. Но Сталин отверг эти проекты. Произошло резкое ужесточение политического режима. Культ личности Сталина достиг вершины. Восстановление хозяйства проводилось в годы 4-й пятилетки. Несмотря на жесткие меры экономического принуждения к началу 50-х гг. экономика страны была полностью восстановлена. |
Общие черты заключались в радикальном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Только, в первом случае можно отметить значительную долю свободу в экономической сфере, а во втором случае, напротив, жесткий контроль за экономикой со стороны государства.