Изучить главу 1 § 1-2, стр. 7-33
В.А. Луков Социальное проектирование
- изучить понятия «Социальное проектирование», «Социальный проект»;
Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
- составить аннотации современных концепций социально-проектной деятельности;
Концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.
Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.
Вторая жизненная концепция: активно защищать традиции, устои. Определенная часть людей очень жестко придерживается этой позиции. Это характерно для патриархальной семьи, для некоторых закрытых сообществ, нередко консервативная тенденция проявляется среди политиков и деятелей Третья жизненная концепция: изменять мир. Здесь есть две разновидности, точнее – две разные линии социального поведения искусства, везде, где новаторские веяния небезопасны для традиции.
- найдите ответ на вопрос:
Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.
Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.
Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование
Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.
Главу 2 §2 стр. 49 – 85
- выявить типы социальных проектов, кратко охарактеризовать их сущность.
Типы проектов по направлениям деятельности. Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов. Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.
В образовательных проектах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Кроме того, образовательные проекты могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).
Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.
Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др.
Исследовательские проекты «предполагают выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира…»
Таким образом, исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания.
Главу 3 §1 стр. 93 – 95
- изучить понятие «Жизненный цикл проекта»;
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития проекта образуют жизненный цикл проекта. Общая схема жизненного цикла проекта Жиз. цик. Проекта – полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребности контроля со стороны организации.
Рассмотрим теперь состав и содержание работ четырех фаз жизненного цикла проекта:
• Начальная фаза (концепция)
• Фаза разработки
• Фаза реализации
• Фаза завершения.
Начальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является разработка концепции проекта, включающая:
• Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предва-рительное обследование).
• Выявление потребности в изменениях (проекте).
• Определение проекта:
- цели, задачи, результаты,
- основные требования, ограничительные условия, критерии,
- уровень риска,
- окружение проекта, потенциальные участники,
- требуемые время, ресурсы, средства и др.
• Определение и сравнительная оценка альтернатив.
• Представление предложений, их апробация и экспертиза.
• Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
Фаза разработки. Главным содержанием этой фазы является разработка
основных компонент проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ этой фазы:
• Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.
• Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требо-ваний заказчика и владельцев проекта, других ключевых участников.
• Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:
• конечные результат(ы) и продукты),
• стандарты качества,
• структура проекта,
• основные работы,
• требуемые ресурсы.
• Структурное планирование, в т.ч.:
• декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,
• календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,
• смета и бюджет проекта,
• потребность в ресурсах,
• процедуры УП и техника контроля,
• определение и распределение рисков.
• Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.
• Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.
• Представление проектной разработки.
• Получение одобрения на продолжение работ.
Фаза реализации проекта. Главное содержание этой фазы следует из ее наименования - выполнение основных работ проекта, необходимых для достиже-ния цели проекта. Основными работами этой фазы являются:
• Организация и проведение торгов, заключение контрактов.
• Полный ввод в действие разработанной системы УП.
• Организация выполнения работ.
• Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.
• Ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды (участников) проекта.
• Детальное проектирование и технические спецификации.
• Оперативное планирование работ.
• Установление системы информационного контроля за ходом работ.
• Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками.
• Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).
• Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:
• ход работ, их темпы,
• качество работ и проекта,
• продолжительность и сроки,
• стоимость и другие показатели.
• Решение возникающих проблем и задач.
Завершающая фаза или окончание проекта. На этой фазе достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и разрешение конфликтов и закрытие проекта. Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем:
• Планирование процесса завершения проекта.
• Эксплуатационные испытания окончательного продукта (ов) проекта.
• Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
• Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
• Оценка результатов проекта и подведение итогов.
• Подготовка итоговых документов.
• Закрытие работ и проекта.
• Разрешение конфликтных ситуаций.
• Реализация оставшихся ресурсов.
• Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
• Расформирование команды проекта.
- законспектировать структуру программы и проекта (стр. 94-95) §2 стр.129-142
1. Название программы (проекта).
2. Актуальность проблемы, на решение которой направлена программа (проект).
3. Характеристика целевой группы, на которую направлена программа (проект).
4. Цели и задачи программы (проекта).
5. Концептуальные подходы к решению проблемы.
6. Кадровое обеспечение программы (проекта), опыт организации и сотрудников. Краткое резюме основных исполнителей программы (проекта).
7. Основные формы и методы работы по программе (проекту; краткое описание).
8. Организационный план программы (проекта): основные мероприятия, сроки, ответственные исполнители.
9. Схема управления программой (проектом) с указанием партнеров и соисполнителей.
10. Качественные и количественные критерии оценки эффективности программы (проекта) и средства оценки.
11. Конкретные ожидаемые результаты и перспективы развития программы (проекта).
- дать краткое описание коллективным методам работы над проектом:
Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Полемика – это спор, при котором имеется некоторая конфронтация или противостояние, противоборство сторон и идей. Полемика отличается от дискуссии и диспута своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики – одержать победу над противником.
Дебаты (прениях) происходит обсуждение, обмен мнениями по каким-либо вопросам.
Метод «мозговой атаки» представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.
В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа:
Сбор материала.
I. Работа с полученным материалом.
2. Деловая игра – это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях в рамках отведенной игровой роли. Это комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях решения сложных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, используемая для развития инновационных способностей проектантов, была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 г.
Для социального проектирования прикладной характер имеют следующие концептуальные положения ТРИЗа:
- наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие;
- идеальный конечный результат заключается в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие;
Алгоритм решения изобретательских задач включает:
1) анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление технического противоречия);
2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов вещественно-полевых ресурсов и их системный анализ);
3) определение идеального конечного результата и физического противоречия;
4) мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов;
5) применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);
6) изменение и/или замена задачи;
7) анализ способа устранения физического противоречия;
8) применение полученного ответа;
9) анализ хода решения.
Метод позволяет систематизировать экспертные оценки с точки зрения системных характеристик объекта.
Недостаток метода состоит в трудности разделения системных характеристик объекта по уровням (внутрисистемный, межсистемный, надсистемный) в случае оперирования с социальными объектами.
5. Метод создания сценариев заключается в представлении социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или могут следовать из него, в связи с имеющимися ресурсами.
Достоинство метода состоит в том, что сценарий позволяет осознать те стороны проекта, которые другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена большая работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.
Могут разрабатываться несколько сценариев, дающих варианты развития проекта в зависимости от изменения какого-либо фактора. Нередко метод создания сценариев связывается именно с выдвижением, по крайней мере, двух альтернатив развития событий.
Возможности метода для социально-проектной деятельности существенно ограничены. Недостаток метода состоит в том, что проекты, не основывающиеся на повторяющемся событийном ряде, плохо поддаются проработке с его помощью.
6. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть решаемой проблемы. Вопросы располагаются в определенной последовательности. Ответ на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.
7. Методика матрицы идей – это прием, при котором на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Просчитывая варианты можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.
8. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Этот прием позволяет внимательно изучать условия, в которых протекает процесс и требует учета интересов и желаний людей.
9. Метод аналогии является общенаучным логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств у объекта проектирования.
Метод ассоциации сочетает приемы приспособления, модификации и полной реорганизации. Он позволяет с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют изменить объект, и найти более рациональный и эффективный способ управления.
4) Главу 4 §1стр. 145 – 155
- изучить понятия « Социальная диагностика», « Социальный показатель», «Норматив», «Прескрипторы»;
Социальная диагностика - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Социальный показатель - качественная или количественная характеристика отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их особенности в статике и динамике.
Социальными показателями являются:
- уровень и качество жизни;
- уровень занятости и безработицы;
- прожиточный минимум;
- показатели смертности и рождаемости;
- текучесть персонала в организации;
- уровень конфликтности в коллективе и т.д.
Прескрипторы. Наиболее важные нормативы выступают как прескрипторы (лат. praescriptum – предписание, правило) – нормы, закрепленные актом законодательства и предусматривающие государственный контроль и соответствующие санкции к нарушителям. Но при быстром и неуправляемом изменении социальной ситуации прескрипторы могут терять свое значение (как получилось, например, с минимальными размерами оплаты труда).
- описать способы социальной диагностики (стр. 154-155)
Способы социальной диагностики социальные показатели и нормативы для целей социальной диагностики должны соответствовать следующим требованиям:
— иметь относительный характер (т. е. выявлять свое значение только при сопоставлении явлений, ситуаций, тенденций и т.д.);
— обладать мерой (т. е. поддаваться измерению в тех или иных условных единицах);
— предполагать изменение под действием управляемых обществом факторов.
Имея такие инструменты, мы можем вести собственно диагностическую работу, в которой выявляются три этапа (или аспекта15).
На первом этапе проводится сравнение:
— с результатами деятельности (свойствами и т. д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;
— с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т. д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков — «групповая соотносительная норма»;
— с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.
На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой — определение причинно-следственных связей.
Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.
В социальной диагностике применяются различные тестовые методики, которые можно, предварительно изучив технологию их применения, приспособить к своим целям. Некоторые же приемы исследовательской работы с ценностными суждениями представляются вполне доступными без обращения к специальным методикам. Так, можно конструировать собственные измерительные действия, основываясь на разработанном Л.Терстоуном методе парных сравнений: сравнивая попарно любые два однопорядковых стимула, можно получить информацию о ценностных ориентациях людей даже при отсутствии какой-то заранее установленной физической величины (предпочтение продукта питания, отношение к национальностям и т.д.).
Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности «здесь и сейчас». Но то, что есть «здесь и сейчас», имело свое прошлое, свою историю, оно не пришло из ниоткуда. Оно будет иметь и свое будущее, причем будущее не обязательно станет повторением того, что есть «здесь и сейчас». Это обстоятельство требует от нас не ограничиваться диагнозом сегодняшних проблем и сложившихся к данному моменту наших возможностей. Даже краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление, если мы не прогнозируем будущих стадий развития общества и влияния нашего проекта на это развитие.