Нарастание политического кризиса в России в 1915-1916 гг Прогрессивный блок. Его состав ,программа ,тактика действий.

(Настин вариант)

В связи с отступлением русской армии весной-летом 1915 года, кризисом вооружения армии, социального недовольства в тылу армии, экономического кризиса, и выступлениями рабочих и крестьян, стали ставится под сомнение успехи политики государства и способность власти справиться с внутренними и внешними проблемами.

Весной 1915 года либеральные круги начали критиковать деятельность правительства и начинают кампанию за созыв Думы. Кризис вооружения заставил Николая 2 согласиться на участие представителей предпринимательских кругов и законодательных палат в «майском» Особом Совещании. Для демонстрации совместной деятельности правительства и Думы Николай был вынужден пойти на отставку министров, подвергавшихся наиболее резким нападкам со стороны либеральных фракций. Были смещены со своего поста министр внутренних дел, военный министр, министр юстиции.

Перемены в правительстве, начавшаяся мобилизация промышленности при участии предпринимателей, разрешение на создание военно-промышленных комитетов дало оппозиции надежду, что правительство будет сотрудничать с Государственной Думой. Но начало работы Думы ее разочаровала, так как представители оппозиции рассчитывали, что на рассмотрение Думы будут поставлены общеполитические вопросы, но председатель кабинета министров Горемыкин заявил, что не время их обсуждать и его поддержали правые депутаты. Однако необходимость соединения усилий правящих классов для защиты монархии от угрозы военного поражения и революционных выступлений заставило умеренно правое большинство Думы пойти на уступки либеральным кругам. Выражением чего явилась принятое большинством Думы требование правительства, пользующегося доверием. Однако законодательная программа кадетов, предлагающая обсуждение законопроектов о мелкой земской единице, реформе городского и земского самоуправления, введение подоходного налога , а также законов о кооперативов и профсоюзах, была отвергнута как слишком радикальная. А после завершения подготовки закона об Особых совещаниях правооктябристское большинство взяло курс на прекращение занятий Думы.

С целью создания более широкого оппозиционного блока внутри Думы в начале августа проходит серия параллельных совещаний депутатов, в которых принимали участие члены Гос.совета и некоторые министры. Таким образом, образовался блок Прогрессистов по инициативе фракции прогрессистов Коновалова и Ефремова, границы этого блока определялись так – без крайне правых и без крайне левых. Основными программными требованиями являлось: 1) отставка председателя кабинета министров Горемыкина и создание «министерства доверия», опирающегося на Думу; 2).изменение методов управления, в частности:
а) строгое проведение начал законности в управлении;
б) устранение двоевластия военной и гражданской власти в вопросах, не имеющих непосредственного отношения к ведению военных операций,
в) обновление состава местной администрации,
г) разумная и последовательная политика, направленная на сохранение внутреннего мира и устранение розни между национальностями и классами.

Для осуществления этой программы должны были приняты следующие меры:

1). Прекращение преследований за веру;

2). разрешение русско-польского вопроса, а именно: отмена ограничений в правах поляков на пространстве всей России, незамедлительная разработка и внесение в законодательные учреждения законопроектов об автономии Царства Польского и одновременный пересмотр узаконений о польском землевладении;

3). Амнистия политических заключенных;

4). вступление на путь отмены ограничений в правах евреев, в частности дальнейшие шаги к отмене черты оседлости, облегчение доступа в учебные заведения и отмена стеснений в выборе профессий; восстановление еврейской печати;

5). восстановление малорусской печати, немедленный пересмотр дел жителей Галиции, содержащихся под стражей и сосланных, и освобождение тех из них, которые подвергались преследованию невинно;

6). восстановление деятельности профессиональных союзов и прекращение преследований представителей рабочих в больничных кассах по подозрению в принадлежности к нелегализованной партии; восстановление рабочей печати;

Однако Николай 2 отверг программу прогрессистов, считая ее вызовом власти. Объединение в рамках Прогрессивного блока фракций от кадетов до националистов и превращающее их в думское большинство ставило правительство перед выбором: пойти на соглашение с Думой или проявить твердость. Этот вопрос вызвал разногласие в Совете министров. Обнародование декларация с требованиями прогрессистов, показало, что сотрудничество правительства с Думой маловероятно. Разногласия в кабинете министров были осложнены тем обстоятельством, что Н2 принять на себя верховное командование. Сообщение об этом встревожило министров, так как не обладая военными талантами император мог при планировании операций склонится к мнению случайных людей. Также они считали, что отъезд царя из столицы повлечет за собой еще более активное вмешательство императрицы в политику. Приезд царя в Ставку совпал со стабилизацией в армии и наметившимися улучшениями артиллерийского снабжения. Что позволило не считаться с мнением оппозиции. Активизировавшие правые обвинили правительство в том, что оно слишком допускает «проявление инициативы управления со стороны общественных элементов». В результате в сентябре последовал указ о прекращении занятий Думы до начала 1916 года.

(мой вариант)

Начальный патриотический подъем первых месяцев войны сменился тревогой, вызванной весеннее-летним отступлением русских войск. Общество очень быстро породило озлобленность против властей. Причиной тому был не только общественный кризис с начала века, который был только приглушен начавшейся войной ,но и сами условия этой грандиозной войны.

Тяжелой для армии стала позиционная война, противник был недосягаем, но артиллерийские налеты совершались регулярно, и они держали солдат в постоянном напряжении.

Другой тяжелое испытание – это вынужденная экономия боеприпасов. Патриотич.порыв бойцов быстро угасал, и в их сознании закладывались сомнения в способности вождей армии привести ее к победе.

На фронтах армия сохраняла свою боеспособность благодаря дисциплине ,то в тылу оппозиционные настроения распр.очень быстро. В армию была мобилизована значительная часть трудового населения. По мере улучшения снабжения фронта боеприпасами и продовольствием, положение населения становилось все хуже: национальный доход перераспределялся в пользу армии

Рост военных заказов обеспечивал огромные прибыли промышлен.предприятиям. Поведение богачей (нуворишей) не стесняющихся показывать свое богатство, вызвало озлобление у тех, кто приносил жертв во имя победы.

1915 – стали вновь обычными явлениями забастовки , в том числе и с политическими требованиями .

19 июля 1915 – в первую годовщину войны ,открылась сессия 4 Гос.думы.

На этой сессии вновь предстала оппозиция ,но теперь это была не только «оппозиция его Величества» как именовали себя кадеты. С требованиями перемен в правительстве выступили партии центра (октябристы и прогрессисты).и даже правых (националисты). Они объединились в «Прогрессивный блок». Программа: формирование «министерства общественного доверия» или «правительство национальной обороны», способного довести войну до победного конца. Смысл лозунга заключался: чтобы в правительство вошли общественные деятели из числа думских депутатов и представителей Земгора и ЦВПК, а также министров, пользовавшиеся доверием не только императора, но и Гос.Думы.

Правительство стало перед трудной дилеммой: пойти на согласие с Думой (и восстановить гармонию нац.единства) или идти своим курсом не взирая на оппозицию Думы.

Положение усугубилось еще и тем, что Николай сместил с поста верхов.главноком.вел.князя Ник.Ник. и сам возглавии этот пост. Это его решение вызвало «мин.забастовку»: большинство министров считало этот шаг монарха ошибочным ,и 8 министров подписали письмо императору с просьбой отказаться от этого шага. Николай не послушал их совета.

Именно эти 8 министров были склонны к компромиссу с Думой.

Наши рекомендации