Темы домашних заданий для студентов очной, вечерней, заочной форм обучения
1. Роль «варяжского» фактора в образовании Древнерусского государства.
2. Язычество Древней Руси.
3. Крещение Руси и отечественная культура.
4. История «преступлений» Святополка Окаянного.
5. Ярослав Мудрый – просветитель и правитель.
6. Женщины Древней Руси.
7. Ремесло и торговля Великого Новгорода XII-ХV в.
8. Особенности политического строя Новгородской земли в XII-ХV вв.
9. Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII веке: общее и особенное.
10. Влияние Золотой Орды на развитие средневековой Руси.
11. Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига.
12. Монголо-татарское иго и его роль в истории нашего Отечества.
13. Александр Невский — заступник земли русской.
14. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства.
15. Иван Ш – государь Всея Руси. Исторический портрет.
16. Становление самодержавия в средневековой Руси.
17. Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв.
18. Личность и деяния Ивана Грозного в оценке исторической науки.
19. Процесс закрепощения крестьян в России. Основные вехи, сущность крепостничества в ХV-XVII вв.
20. Характер и методы преобразований в эпоху Ивана Грозного.
21. Портрет в историческом интерьере. Ермак.
22. Трагическая судьба реформатора Бориса Годунова.
23. Смутное время в России в начале XVII в.: причины, характер, последствия, утраченные возможности.
24. Самозванцы на русском престоле — откуда и почему?
25. Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев.
26. Церковный раскол и его идеологи.
27. Православие и его место в истории России.
28. Социально-экономические преобразования Петра Первого.
29. Итоги и цена петровских реформ: дискуссия в исторической науке.
30. Петр Первый – человек и политик.
31. Петровские реформы: успехи и неудачи преобразований.
32. Москва – сердце, Петербург- голова: история двух российских столиц.
33. Страсти у трона. Эпоха дворцовых переворотов
34. Екатерина II — женщина и императрица.
35. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II: содержание, особенности, противоречия.
36. Актуальные проблемы крестьянских войн XVII—XVIII вв.
37. Александр I и реформы начала XIX века.
38. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М. Сперанского.
39. Отечественная война 1812 года и ее герои.
40. Декабризм и его место в российской истории.
41. Александр II. Буржуазные реформы 60—70-х годов XIX века.
42. Земское самоуправление в России.
43. Истоки и особенности революционного народничества.
44. Первый российский премьер: С. Ю. Витте.
45. Столыпинская аграрная реформа: мифы и реальность.
46. Николай 11 — последний российский император.
47. Судьба семьи Романовых.
48. Первая мировая война и политический кризис в России.
49. Временное правительство – путь от демократии к диктатуре.
50. Коллекционеры и меценаты России.
51. Русское масонство и революция.
52. Политические партии в революции 1905-1907 гг.
53. Октябрь 1917 года: величайшее событие или социальная катастрофа?
54. Революция и Учредительное собрание.
55. Политика «военного коммунизма»: проблемы и опыт.
56. Гражданская война в России 1918—1920 гг. Новые подходы.
57. Белый и красный террор.
58. Церковь и государство в первые годы Советской власть
59. Новая экономическая политика: опыт, уроки, проблемы.
60. Коллективизация: истоки, сущность, последствия.
61. История формирования тоталитарно-бюрократической системы власти в СССР.
62. Политический портрет И. В. Сталина.
63. Сопротивление сталинизму.
64. 1939 г. Уроки истории.
65. Историческое значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
66. Политические процессы 40—50-х годов. «Ленинградское дело».
67. Десятилетие Н. С. Хрущева — светлые и темные стороны.
68. На грани катастрофы: внешняя политика СССР и Карибский кризис.
69. Политические портреты Н.С.Хрущева, Г.М.Маленкова, В.М.Молотова, Л.И.Брежнева, Ю.В. Андропова и других (по выбору студентов).
70. Экономические реформы 50-60-х годов. Замыслы и реальность.
71. Новый курс Горбачева: предпосылки и основные этапы перестройки общественной системы.
72. Реформа политической системы советского общества в 80-90-е годы. Итоги и уроки.
73. Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 гг.
74. СНГ: настоящее и будущее.
75. Современная Россия и ее место в мировом сообществе.
Методические советы к работе над домашним заданием
Подготовка домашних заданий является одной из важных форм самостоятельной работы студентов очного и вечернего отделения, а также заочной формы обучения. В течение учебного года каждому студенту рекомендуется подготовить письменную работу дома и выступить с сообщениями по их содержанию на семинарских занятиях. Домашнее задание — это особый вид работы, направленный на развитие самостоятельного мышления студентов, углубление их знаний и активизацию познавательного процесса через внесение в него элементов творчества. Домашняя работа дает возможность студенту более обстоятельно и широко изучить интересующую его тему по истории Отечества. Работа выполняется письменно, темы выбирают в начале семестра, сроки их выполнения устанавливает преподаватель. Домашнее задание оценивается преподавателем в зависимости от степени и качества выполнения работы.
После выбора темы студент составляет библиографию (список литературы и источников). Библиографический список составляют в алфавитном порядке и указывают в конце работы.
Следующий этап работы — изучение, группировка и анализ составленного списка литературы и источников. Изучая литературу, необходимо не только внимательно читать, но и обязательно конспектировать, т. е. делать необходимые выписки. От конспекта домашнее задание отличает следующее:
– конспект всегда составляют по одному источнику (книге, статье), а в домашней работе их может использоваться и обобщаться несколько;
– конспект последовательно фиксирует все основные положения источника, а реферативное изложение предполагает раскрытие конкретной темы по определенному плану. По существу, домашнее задание не имеют четкой заданности на самостоятельное творческое мышление. Прежде всего, оно нацелено на изучение, вычленение и систематизацию необходимого материала, содержащегося в используемых книга статьях.
Более подготовленные студенты имеют возможность подойти к написанию домашнего задания как к творческой научной работе. В таком случае в ней ведущую роль играет уровень знаний и глубина мышления самого студента, его способность самостоятельно сформулировать концепцию исследования, определить его задачи, структуру, подобрать необходимый материал и сделать на основании его анализа собственные выводы. Творческая работа также предполагает консультации со стороны преподавателя.
При написании работы следует руководствоваться первоначальным планом и стремиться по нему группировать материал.
Первоначальный план в дальнейшем уточняется и coгласовывается с руководителем семинара.
План состоит из введения, основного содержания (3 основных вопроса) и заключения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научное значение, краткий анализ использованной литературы и источников.
Материал в основной части работы может быть изложен в хронологической последовательности или в проблемном аспекте. Формулировать свои мысли следует логично, четко и доказательно.
По ходу изложения текста рекомендуется использовать таблицы, схемы, различного рода иллюстрации. Они могут быть приведены в виде приложения в конце работы.
В заключение делаются выводы и рекомендации по изученной проблеме.
Домашнее задание должно быть правильно оформлено. Требования к оформлению работы устанавливаются кафедрой.
Домашнее задание представляется на пронумерованных листах стандартной писчей бумаги (А-4). Объем в пределах 10-12 страниц рукописного или напечатанного на компьютере текста.
Текст пишется с одной стороны, слева остаются поля, на титульном листе указывается название учебного заведения, кафедры, тема работы, факультет, группа, фамилия, имя, отчество студента, а также должность, звание, фамилия и имя, отчество научного руководителя, место и год выполнения работы.
На втором листе дается план домашнего задания. В конце работы приводится библиографический список используемой литературы. При оформлении списка рекомендуется начинать с указания фамилии и инициалов автора, полного названия книги, места и года издания. Например: Пушкарей С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Обратите внимание на правильность оформления сносок. Если в тексте приводится цитата из какой-либо научной работы или статьи, то в конце цитаты, после кавычек ставится условный значок (звездочка или цифровое обозначение—1, 2, 3...), а в конце страницы, где приведена цитата, дается сноска на это произведение или статью с указанием полных исходных данных источника и страницы. Например:
1. Ключевский В. О. О русской истории. М., 2003, с. 17.
2. Карамзин Н. М. Предание веков. М., 2004, с. 12-13.