Египет периода Нового Царства

Образование Нового царства в Египте. После изгнания гиксосов в Египте начался период Нового царства. Он длился с 1582 до 1070 года до н. э.

Основателем Нового Царства считается Яхмос I.

• Тип: древневосточное централизованное государство; Появляется Империя ( митрополия=новые завоеванные территории: Нубия, Палестина, Сирия, Хельское государство)

• Форма государства: Абсолютная монархия. (власть харизматическая)

• Режим: Восточная деспотия

• Гос.аппарат:

Складывается мощная административно-командная система управления.

• Фараон

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

• Джати (визирь) –главный помощник фараона (контролировал государственные хранилища и мастерские, руководил работами, производимыми в стране, возглавлял высший судебный орган и вел надзор за местной администрацией)

• Казначей

• Начальники царских работ; Военачальники (управляют хозяйственной, военной, судебной деятельностью)

Чиновничьий аппарат состоит из служилых людей (ненку) и аристократии.

• Чиновники-Писцы( составляли кадастр всех земель, перепись населения)

• Номархи – областных начальники, главы органов местной власти

• Влиянием в государстве обладало и жречество. Жрецы принимали участие в принятии важных политических решений, они привлекались к руководству центральными ведомствами

• Административное устройство: Унитарное (???)Египет делился на округа (Верхний и Нижний Египет, возглавляемые наместниками фараона). Округа номы(области) города и крепости (возглавляемые начальниками)

В конце периода центральна власть слабеет, учащаются восстания, беспорядки. Наступает угасание государства, упадок. В 6 в. до н.э. бывшая великая держава покорена персами, в 4 в. до н.э. ее захватят греки.


3. договор займа по ЗХ

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа.

Характерной чертой законодательства по поводу договора займа является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Об этом свидетельствуют положения о

• ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа,

• ответственность кредитора в случае смерти должника, в результате дурного обращения с ним.

• ЗХ защищают должника от стихийных бедствий. (если они помешали вернуть долг в этом году, то должник может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.)

• Должник может вернуть процентный долг как серебром так и зерном.

• Договор защищает должника от самоуправства (когда заимодавец сам изымает зерно/серебро без воли должника)

• Должен сохраняться удельный номинальный вес долга (дал малой мерой зерно – нельзя забирать долг большой мерой)

• Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он

• ЗХ предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года.

Статьи:89,90,91,113,48,94


4.Эволюция политического режима в Афинском полисе с VII по V вв. до н.э

В VIIIвеке до н.э.режим ГЕНОКРАТИЯ (власть знатных людей)- по традиции, управленцами могут стать только эвпатриды (знать)

ВVIвека до н.э во время гражданской войны, Афины выбирают примирительного вождя Солона, который разделил все население по имущественному цензу на 4 разряда:

1 разряд - богатые

2 и 3 разряд – средние

4 –бедные

Таким образом, установился режим ТИМОКРАТИИ (власть богатых юридически закреплена)

Во второй половинеVвека до н.э.- ДЕМОКРАТИЯ в Афинах

Позднее, в результате гибели полиса и перехода под власти Македонии, устанавливается режим ПЛУТОКРАТИИ (формально все равны, но фактически правят богатые)

5. Реформы Сервия Туллия: прошли в сер. 6 в до н.э.

1. Свободное население Рима: члены римских родов и плебеи — было разделено на 6 имущественных разрядов (+ соответствующее вооружение). В основу деления был положен земельный надел, которым владел человек.



Всадники Более100 тыс. ассов обладали полным наделом 98 центурий
1 разряд 100 тыс. ассов
2 разряд 75- 100 тыс.ассов , обладали тремя четвертями надела 95 центурий
3 разряд 50 – 75 тыс.ассов
4 разряд 25-11 тыс.ассов
5 разряд Менее 11 тыс. ассов или безземельные — пролетарии

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни.

Центурии стали не только военной, но и политический единицей: наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям, где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собр2. Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 31 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы.

По территориальным трибам также стали созываться свои собрания. Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. (усиливается значение плебеев - рост государственного авторитета трибутных плебейских собраний.) По законам 449 г. до н. э., а затем 287 г. до н. э. решение трибутных плебейских комиций признавалось законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве.

Трибутные комиции отличались демократическим характером: Все 35 триб имели независимо от состава населения имели один голос и пользовались одинаковыми правами в голосовании.

По реформам Сервия Туллия появилось новое социально-политическое устройство Рима, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Наши рекомендации