Египет периода Нового Царства
Образование Нового царства в Египте. После изгнания гиксосов в Египте начался период Нового царства. Он длился с 1582 до 1070 года до н. э.
Основателем Нового Царства считается Яхмос I.
• Тип: древневосточное централизованное государство; Появляется Империя ( митрополия=новые завоеванные территории: Нубия, Палестина, Сирия, Хельское государство)
• Форма государства: Абсолютная монархия. (власть харизматическая)
• Режим: Восточная деспотия
• Гос.аппарат:
Складывается мощная административно-командная система управления.
• Фараон
Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.
Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.
• Джати (визирь) –главный помощник фараона (контролировал государственные хранилища и мастерские, руководил работами, производимыми в стране, возглавлял высший судебный орган и вел надзор за местной администрацией)
• Казначей
• Начальники царских работ; Военачальники (управляют хозяйственной, военной, судебной деятельностью)
Чиновничьий аппарат состоит из служилых людей (ненку) и аристократии.
• Чиновники-Писцы( составляли кадастр всех земель, перепись населения)
• Номархи – областных начальники, главы органов местной власти
• Влиянием в государстве обладало и жречество. Жрецы принимали участие в принятии важных политических решений, они привлекались к руководству центральными ведомствами
• Административное устройство: Унитарное (???)Египет делился на округа (Верхний и Нижний Египет, возглавляемые наместниками фараона). Округа номы(области) города и крепости (возглавляемые начальниками)
В конце периода центральна власть слабеет, учащаются восстания, беспорядки. Наступает угасание государства, упадок. В 6 в. до н.э. бывшая великая держава покорена персами, в 4 в. до н.э. ее захватят греки.
3. договор займа по ЗХ
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа.
Характерной чертой законодательства по поводу договора займа является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.
Об этом свидетельствуют положения о
• ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа,
• ответственность кредитора в случае смерти должника, в результате дурного обращения с ним.
• ЗХ защищают должника от стихийных бедствий. (если они помешали вернуть долг в этом году, то должник может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.)
• Должник может вернуть процентный долг как серебром так и зерном.
• Договор защищает должника от самоуправства (когда заимодавец сам изымает зерно/серебро без воли должника)
• Должен сохраняться удельный номинальный вес долга (дал малой мерой зерно – нельзя забирать долг большой мерой)
• Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он
• ЗХ предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года.
Статьи:89,90,91,113,48,94
4.Эволюция политического режима в Афинском полисе с VII по V вв. до н.э
В VIIIвеке до н.э.режим ГЕНОКРАТИЯ (власть знатных людей)- по традиции, управленцами могут стать только эвпатриды (знать)
ВVIвека до н.э во время гражданской войны, Афины выбирают примирительного вождя Солона, который разделил все население по имущественному цензу на 4 разряда:
1 разряд - богатые
2 и 3 разряд – средние
4 –бедные
Таким образом, установился режим ТИМОКРАТИИ (власть богатых юридически закреплена)
Во второй половинеVвека до н.э.- ДЕМОКРАТИЯ в Афинах
Позднее, в результате гибели полиса и перехода под власти Македонии, устанавливается режим ПЛУТОКРАТИИ (формально все равны, но фактически правят богатые)
5. Реформы Сервия Туллия: прошли в сер. 6 в до н.э.
1. Свободное население Рима: члены римских родов и плебеи — было разделено на 6 имущественных разрядов (+ соответствующее вооружение). В основу деления был положен земельный надел, которым владел человек.
Всадники | Более100 тыс. ассов | обладали полным наделом | 98 центурий |
1 разряд | 100 тыс. ассов | ||
2 разряд | 75- 100 тыс.ассов , обладали тремя четвертями надела | 95 центурий | |
3 разряд | 50 – 75 тыс.ассов | ||
4 разряд | 25-11 тыс.ассов | ||
5 разряд | Менее 11 тыс. ассов или безземельные — пролетарии |
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни.
Центурии стали не только военной, но и политический единицей: наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям, где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собр2. Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 31 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы.
По территориальным трибам также стали созываться свои собрания. Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. (усиливается значение плебеев - рост государственного авторитета трибутных плебейских собраний.) По законам 449 г. до н. э., а затем 287 г. до н. э. решение трибутных плебейских комиций признавалось законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве.
Трибутные комиции отличались демократическим характером: Все 35 триб имели независимо от состава населения имели один голос и пользовались одинаковыми правами в голосовании.
По реформам Сервия Туллия появилось новое социально-политическое устройство Рима, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.