Минимальный размер оплаты труда и минимальная заработная плата как инструменты регулирования оплаты труда
Важнейшей государственной гарантией по оплате труда работников является минимальный размер оплаты труда. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня
2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
«О минимальном размере оплаты труда». Изменение касается непосредственно величины минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда – так называемый МРОТ устанавливается с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей в месяц. Таким образом, МРОТ повышается почти в 2 раза по сравнению с установленным с 1 сентября 2007 года (Прил. 2).
Минимальный размер оплаты труда обеспечивается:
– организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– организациями, финансируемыми из местных бюджетов, за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– другими работодателями – за счет собственных средств.
Таким образом, в настоящее время месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), включая тарифную ставку (оклад), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), не может быть ниже 4330 рублей.
Трудовым кодексом Российской Федерации разделены понятия «минимальный размер оплаты труда» и «размер минимальной заработной платы».
Если МРОТ – главная государственная гарантия в сфере оплаты труда, которая устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, то размер минимальной заработной платы устанавливается в субъекте Российской Федерации и является главной региональной гарантией в сфере оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в соответствии со статей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате. Право заключать указанное соглашение предоставлено региональной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Прожиточный минимум – это единый социальный норматив, который используется для определения права гражданина на государственную поддержку. Круг вопросов, который решает данный социальный норматив, достаточно широк. Он используется в качестве:
– критерия при назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
– ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к нему на детей одиноких матерей, социальной стипендии, а также государственной социальной помощи;
– основы для расчета размера выплат, связанных с возмещением вреда здоровью в связи с радиационным воздействием, при определении условий предоставления социальных услуг на дому пенсионерам и инвалидам;
– определения размера выплат, назначаемых в судебном порядке.
А также, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, прожиточный минимум является ориентиром для установления минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91 -ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", с 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал 2007 года в целом по Российской Федерации.
Прожиточный минимум определяется на основании потребительской корзины. Потребительская корзина для населения Омской области сформирована на базе федеральных Методических рекомендаций, предлагающих типовые наборы для регионов, дифференцированные по зонам. В то же время региональная потребительская корзина отличается от рекомендуемых наборов и имеет более высокую энергетическую ценность продуктов питания и лучшие качественные характеристики товаров и услуг.
Потребительская корзина в Омской области уникальна по своему составу. Она содержит конкретные наборы предметов санитарии и гигиены, лекарственных средств, различных видов бытовых услуг с определенными объемами и сроками использования. Такой подход ведет к более достоверному определению суммы расходов, учитывающему реальную инфляцию на товары и услуги, в отличие от предлагаемых Федерацией процентных подсчетов.
С 2006 года для населения Омской области действует обновленная потребительская корзина.
1. С целью обеспечения принципов здорового питания и качественного улучшения структуры потребления продуктов питания:
– увеличены объемы потребления мясопродуктов на 35 %, рыбопродуктов – на 22 %, фруктов и яиц – на 38 %, овощей – на 9 %, масла растительного и других жиров – на 8 %, молокопродуктов – на 5 %;
– уменьшены объемы потребления хлебопродуктов на 8 % и картофеля на 18 %;
– повысилась энергетическая ценность набора продуктов питания по всем
социально-демографическим группам населения.
2. Расширен ассортимент непродовольственных товаров:
– за счет замены ряда позиций на более современные товары с аналогичными потребительскими свойствами (валенки у трудоспособного населения – на сапоги зимние, платье полушерстяное для женщин трудоспособного возраста – на костюм, рукавицы для всех групп – на перчатки);
– включения дополнительных, актуальных в настоящее время товаров (футболка, платок носовой для всех групп, костюм и брюки для женщин, обувь летняя для мужчин, еженедельная газета для взрослых, книга, учебное пособие для детей);
– увеличения количества товаров, необходимых в наших климатических условиях с учетом длительности холодного периода (увеличено количество позиций верхней пальтовой группы для женщин, группа чулочно-носочных изделий дополнена носками утепленными, теплыми колготами для всех демографических групп).
3. Сокращены сроки эксплуатации некоторых предметов посуды и бытовых приборов (тарелок с 12 до 7 лет, телевизора с 15 до 10 лет, холодильника с 20 до 15 лет, электроутюга с 9 до 7 лет и др.).
Специалисты отмечают: Омская область – единственный регион в России, чья потребительская корзина учитывает поездки для пенсионеров в объеме, в 2 раза превышающем федеральную норму. В целом наша региональная потребительская корзина, на основании которой определяется прожиточный минимум, содержит 33 вида продуктов питания, около 100 позиций непро-довольственных товаров, а также 14 видов жилищно-коммунальных и других услуг.
Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Порядок расчета прожиточного минимума на основании статданных об уровне цен на товары и услуги утвержден на федеральном уровне и применяется на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Омской области.
Прожиточный минимум пересматривается ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне средних потребительских цен на товары и услуги.
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области разработана Методика отслеживания цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Ежемесячно в Омске и трех городах области регистрируются цены на товары и услуги в 400 наиболее представительных торговых объектах (рынки, торговые центры, отдельные магазины и представители сетевых магазинов).
Ежеквартальная корректировка прожиточного минимума позволяет учесть развитие инфляционных процессов, изменение стоимости жизни в регионе.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области
от 12 августа 2008 года № 141-п, с 26 августа 2008 года действует величина прожиточного минимума за II квартал 2008 года:
– в среднем на душу населения – 4495 руб.;
– для трудоспособного населения – 4801 руб.;
– для пенсионеров – 3703 руб.,
– для детей – 4292 руб.
Ежеквартально, после обновления прожиточного минимума, проводится «прямая» линия «Наш прожиточный минимум» по вопросам определения и применения данного социального норматива в Министерстве и его территориальных управлениях.
Организация работы в режиме «прямой» линии является наиболее эффективным способом информационной поддержки населения, так как обеспечивает непосредственный контакт с каждым обратившимся и позволяет информации стать более доступной. Оказываемые информационные услуги помогают жителям Омской области лучше ориентироваться в действующей системе социальной поддержки, реализовать свое право на различные виды государственной помощи.
Прожиточный минимум – это важный социальный норматив, который позволяет определить круг людей, наиболее нуждающихся в помощи государства. Ежеквартальное изменение величины прожиточного минимума, учитывающее рост цен в области, расширяет круг получателей помощи, а также позволяет реализовать главный принцип социальной поддержки – адресность.
Вопросы для контроля знаний и самостоятельной проработки
лекционного материала
1. Что такое заработная плата?
2. На пересечении каких интересов находится оплата труда?
3. Какие функции выполняет заработная плата?
4. На каких принципах должна основываться оплата труда, чтобы служить эффективным инструментом регулирования трудовых отношений?
5. Какие элементы составляют основу организации оплаты труда?
6. Чем обеспечивается тарифное нормирование труда?
7. Как регламентируется организация оплаты труда в Российской Федерации?
8. Что такое минимальный размер оплаты труда?
9. Где используется МРОТ?
10. Что такое прожиточный минимум?
11. Как государство регулирует и использует минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум?
12. Что такое ЕТКС?