Глава 26. Развитие науки и техники в новое время.
Поворот гуманизма
Гуманизм Возрождения стал рассматривать человека прежде всего в его земном предназначении. Свобода человека стала характеризовать его земное бытие, поставила перед ним потребность в осознании этого бытия и практическом использовании приобретенных знаний. Возникла необходимость в естествознании, которое не замедлило явиться, сначала в форме механики, а затем - и других наук.
Общие черты развития науки.
В начале XVII - второй половине XIX в. происходило поступательное восхождение науки к тем ее результатам, возможности которых были заложены ее родоначальниками; одновременно возрастала эйфория по поводу ее практического применения. К концу указанного периода сложилась целостная научная картина мира. Не осталось фрагмента действительности, на познание которого не претендовала бы наука. Наряду с этим развивались научные мифы и мистификации. На этом этапе менялось взаимодействие науки и техники, как и сама роль техники в общественном бытии. Формировалось представление о человеке как господине в мире природы.
Отношение к технике как к фактору, определяющему могущество государства, стало устанавливаться с начала XVIII в. Во второй половине века началось формирование техники промышленной революции с использованием достижений науки. Создаваемые рабочие машины и универсальные паровые двигатели позволяли передавать им функции, осуществлявшиеся до этого непосредственно рабочими. В XIX в. происходило развитие техники крупного машинного производства с системой рабочих машин, приводимых в действие паровым двигателем. Наука все более становилась производительной силой общества. В свою очередь, в ней появлялись идеи, которые использовались для создания новых типов машин, двигателей, новых отраслей производства (химических, электротехнических и др.).
Развитие науки поставило перед человечеством три взаимосвязанные проблемы: а) характер научного мышления; б) функционирование науки как социального института; в) характер общественных отношений в связи с фактом существования науки. Этим занимались философия и социология.
Основные идеи научного познания нового времени первоначально сформулировали мыслители, тесно связавшие себя с общественной жизнью эпохи, жившие в странах, где интенсивно развивалось новое производство. Одним из первых заявил о необходимости обратиться к изучению законов природы для их практического использования выходец из крупных землевладельцев Англии, воспитанник Кембриджа, глубокий знаток античной философии, литератор, и политический деятель Ф. Бэкон (1561-1626). Он стал лорд-канцлером Англии при Якове I, а затем был обвинен в коррупции. Свою политическую деятельность он сочетал с научными занятиями, создал план «Великого восстановления наук», написал отдельные разделы этой универсальной, по его мнению, системы естественно-научных знаний, имевших практическое значение, разработал метод научного познания (индукцию) и показал, как им пользоваться.
Теоретические основы нового экспериментирования, дающего возможность, по его мнению, избавиться от «обмана чувствами разума» при простом наблюдении природы, заложил великий итальянец Г. Галилей (1564-1642). Одним из первых естествоиспытателей он утверждал универсальный характер формулируемых наукой законов Вселенной. Он же нашел экспериментальное подтверждение теории Коперника о движении планет вокруг солнца. Введя принцип инерциального движения, Галилей заложил основы современной механики. Все эти идеи пришли в противоречие с религиозными догматами, были осуждены судом инквизиции. Галилей по ее требованию покаялся, сохранив тем самым себе жизнь и дальнейшую возможность заниматься научными изысканиями.
Современник Галилея, философ Р. Декарт (1596-1650), физик и математик, воспитанник иезуитского колледжа Ля-Флеш во Франции, целью своей деятельности ставил нахождение принципов теоретического научного мышления, считая основным из них право на сомнение в истинности самых авторитетных знаний. Этого оказалось достаточно для конфликта с церковью. Он долго жил в Голландии, отличавшейся тогда относительным свободомыслием, но, гонимый клерикалами, был вынужден переехать в Стокгольм по приглашению королевы Христины для основания там Академии наук.
Развитие науки, рост внимания общественности к ее возможностям привели к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу относятся Лондонское королевское общество (1662), идею которого выдвигал еще Ф. Бэкон, Французская королевская академия наук (1666). Они функционируют до настоящего времени. Начало их возникновению положили собрания друзей, интересовавшихся наукой. Как писал Спрат, историк Лондонского королевского общества, «первоначально они ставили себе только одну цель - удовлетворить желание дышать более свежим воздухом и спокойно беседовать друг с другом, не опасаясь быть втянутыми в страсти и безумства этого мрачного века». Свобода общения талантливых людей сделала свое дело - наука утвердилась как важнейший институт нового времени.
Философия в XVII - первой половине XVIII в. создавалась как натурфилософия, наука наук, дающая объяснения результатам естественно-научных исследований, а также вырабатывающая методы научного познания, пригодные для понимания сначала явлений природы, а затем - структуры человеческого общества, отношений людей, морали, права, политики. В XVIII в. прогрессивные промышленники все более начинали понимать важное значение науки для развития хозяйства. Предприниматели, ученые, техники-профессионалы часто общались между собой, обсуждая широкий круг вопросов - от технических усовершенствований на фабриках до социального обустройства общества. Таким было, например, «Лунное общество», собиравшееся в период полнолуния в Бирмингеме (Англия), в которое входили фабрикант железных изделий Д. Уилкинсон, горшечных - Веджвуд, доктор Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина), священник и химик Д. Пристли, социальный «фантазер» из Ирландии Эджверт, фабрикант пуговиц, ставший затем производителем паровых машин, М. Болтон. Друзьями этого общества были философ и историк Д. Юм, экономист А. Смит, основатель современной геологии Геттон. Предметом их общения были конкретно-практическая польза науки, реформа системы образования и т. д.
Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, стали развиваться идеи безрелигиозного просвещения общества как условия его благополучия. Деятельность просветителей стала идеологической базой Французской революции (лозунги свободы, равенства и братства), основой развития современных наук о государстве и праве. Мудрая Екатерина II, увлекшись перепиской с просветителями, все же остановила своих российских сторонников: «Вы живите по-азиатски, только думайте по-европейски!»
В конце XVIII - начале XIX в. происходили промышленная революция в Англии, политические преобразования в Америке, Франции. Обществу становилась все более ясной практическая польза науки, как и взаимная заинтересованность научных исследований в новых общественных отношениях. XIX век - эпоха расцвета классического естествознания. Была создана единая система наук. Первые исследования развивающихся, неповторимых явлений, начатые в предыдущем веке И. Кантом и геологами, превратились в спектр естественно-исторических наук - геологию, палеонтологию, биологию, эмбриологию и т. д., в рамках которых шла интенсивная полемика о возможностях использования знания о настоящем для понимания прошлого. К середине века идея необратимости процессов живой и неживой природы, как и человеческого общества, стала признанной, а философская диалектика была заявлена как метод постижения таких процессов. Работы Ч. Дарвина, как и развитие физико-математических наук - термодинамики, теории электричества, электромагнетизма,- подорвали веру в универсальность принципов построения знаний в механике (механическая картина мира) для понимания всех природных явлений, заложили основание для формулирования альтернативных картин мира (электромагнитной и т. д.). В то же время естествознание все теснее связывало себя с производством. Появились первые научно-исследовательские институты. Важным лицом стал инженер.
Общественные науки в XIX в. развивались достаточно интенсивно, что было связано с резкими изменениями в самой действительности, большим количеством нового открывшегося исследователям эмпирического материала, накопленным опытом в самих общественных науках. Противоречия социального бытия людей потребовали как интенсивного созидания теоретических моделей этих процессов (политэкономии, теории государства и права, социологии и т. д.), так и идеологического выражения борющихся за власть групп, в том числе - моделей общества социальной справедливости. Так возник утопизм в форме социализма (термин «социализм» стал широко употребляться с 30-х годов XIX в.); предпринимались попытки реальной деятельности по переустройству общества на принципах социальной справедливости: движение бабувистов, «Союз коммунистов», колонии социалистов в США, движение анархистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя социальные коллизии в Европе и США начала XIX в., попытались дать «диалектическо-материалистическое» обоснование социалистическим идеям, используя для своей концепции немецкую классическую философию, учения А. Смита и других экономистов. Провозгласив идею преобразования общества путем классовой борьбы и пролетарской революции, они превратили свое учение в идеологию такой борьбы и заявили о необходимости партийного ею руководства, чем дали «теоретическое благословение» на новые кровопролития во имя справедливости. В прямом противоречии с этими идеями находится религия, христианское учение о свободе человеческой личности. Естествен в связи с этим активный демарш К. Маркса против этого учения: «Религия - опиум для народа!»
Наряду с многочисленными попытками дать рационалистическую картину человеческого бытия (и даже его революционного преобразования) с начала XIX в. стал возрастать интерес к таким началам личности, как ее вера, воля, свобода. Были заложены основы либерализма. На смену атеистическому отбрасыванию религии пришли серьезные труды по религиоведению. Религиозность вновь проявила себя неустранимой сущностью человеческой культуры.
Таким образом, теоретическая мысль в рассматриваемый нами период прошла путь от создания естествознания до революции в его основах. Наука как форма теоретического мышления превратилась как в интеллектуальную, так и производительную силу общества. А постоянно растущие успехи от применения научных идей в материальном производстве делали науку в новое время основным дестабилизирующим фактором человеческого бытия.
Естествознание и техника.
Развитию науки, возрастанию ее роли в производстве, становлению технических наук в решающей степени способствовало совершенствование математики, ее все более интенсивное использование в формулировании научных знаний. Введение буквенной символики в алгебраические доказательства, создание таблиц логарифмов, аналитической геометрии, дифференциального исчисления позволили сделать механику, а затем и другие науки точными, а их результаты - доступными для практического применения. Математика стала интегрирующим фактором науки, а с середины XIX в. - методом получения научных знаний.
В XVIII в. занятие математикой становится профессией, приобретает интернациональный характер. Так, швейцарец, петербургский академик Л. Эйлер (1707-1783) и француз, президент Берлинской академии наук Ж. Лагранж (1736-1816) существенно продвинули вперед математический анализ, теорию чисел. На рубеже следующего века развитию математики способствовал Наполеон Бонапарт: он интересовался исследованиями Лапласа, по его инициативе ученые занялись составлением метрической системы мер и новых тригонометрических таблиц. В XIX в. математика стала применяться для объяснения явлений теплоты, электричества, магнетизма.
В математике, как и в любой науке, существуют темы, разработка которых продолжается в течение веков. Так, введение мнимых чисел в XVIII в. позволило французскому математику О. Коши (1789-1837) заложить основы теории функций комплексного переменного - эта теория широко используется современной наукой. Два тысячелетия ученые-математики тщетно пытались доказать пятый постулат Евклида, а к концу XVIII в. появились интуитивные мысли о возможности создания геометрии, в которой был бы использован постулат противоположного содержания. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-1856) создал вариант неевклидовой геометрии. В 1856 г. немецкий математик Б. Риман (1826-1866) доказал, что могут существовать и другие варианты (римановы) геометрии. Таковые используются широко в современной науке.
Как отмечалось выше, эталоном научности в XVIII в. стала механика. Для нее создавались прежде всего новые экспериментальные приборы и оборудование, что вело к развитию отраслей механики - гидромеханики (науки о равновесии и движении в жидкостях), пневматики (науки о движении газов), баллистики (о свободно движущихся в газообразных средах твердых телах). Развитию механики способствовало и возрождение провансальским священником П. Гассенди (1592-1655) античного учения об атомах как частицах, движущихся в пустоте. Атомам были приписаны свойства иметь инерцию и тяжесть. Идеи атомизма были использованы И. Ньютоном. Затем на атомарном принципе создал учение о строении вещества Д. Дальтон (1766-1844).
Существенное влияние на развитие науки оказывали результаты, полученные в производстве. Так произошло с термодинамикой. Открытия в XVII в. в области пневматики позволили ориентировать ее на практику. В 1690 г. французский физик Д. Папен (1647-1714) описал принцип работы пароатмосферного двигателя. Его разработкой занялись Т. Севери, Т. Ньюкомен, Д. Уатт. В результате этот двигатель стал важнейшей составной частью производства. А теоретический анализ принципов его работы французским инженером С. Карно в XIX в, положил начало теоретической термодинамике, которая после открытия принципа сохранения энергии стала влиять на формирование научного мировоззрения: была выдвинута идея «тепловой смерти Вселенной», а также сделана попытка создать энергетическую (антитеза механической) картину мира.
Еще в начале XVII в. англичанин У. Гильберт начал изучать электричество и магнетизм, который он считал причиной, удерживающей планеты на орбитах. Идеи Гильберта стали предметом внимания через сто лет. К концу XVIII в. сформировалась наука об электричестве, делались попытки ее механистического обоснования. Американский философ и физик Б. Франклин (1706-1790) предложил понимать электричество как жидкость, существующую во всех телах. Француз Ш. Кулон (1736-1806) написал формулы математических соотношений для этой жидкости, позволяющие до сих пор производить количественное описание явлений электричества. Похожесть уравнений математики для описания взаимодействия зарядов электричества и полюсов магнитов побудила ученых к мысли о связи этих явлений. В 1820 г. случай помог датскому ученому X. Эрстеду (1777- 1851) установить факт отклонения магнитной стрелки под влиянием электрического тока. В 1831 г. английский физик-самоучка М. Фарадей (1791-1867) подтвердил факт возникновения электрического тока под влиянием магнита. Он же предвидел существование магнитного поля, теорию которого разработал тоже англичанин К. Максвелл (1831-1879). Появилась возможность создания электромагнитной картины мира. Практическое использование работ по электромагнетизму и электричеству привело к созданию электротехники и радиотехники, успехи которой - дело следующего века.
Физические знания способствовали развитию химии, которая сложилась как наука в XVII в. в результате синтеза практического опыта по получению новых веществ и тысячелетних исследований алхимиков. Один из основателей Лондонского королевского общества физик и химик Р. Бейль (1626-1691) сформулировал достаточно точное определение химического элемента и заложил основу количественного изучения вещества. Было введено понятие «флогистон» для определения горючести вещества (флогистон как составная часть веществ, которую они теряют при горении). Многочисленные опыты привели Дж. Пристли в 1774 г. к выделению флогистона, который впоследствии был назван кислородом. Совершенствованию количественного анализа в химии способствовали идеи Дальтона об атомарном строении вещества. Определенным завершением усилий химиков по упорядочению знаний химических элементов следует считать создание Д.И. Менделеевым в 1869 г. Периодической системы.
В XIX в. химия развивалась в значительной мере под влиянием потребностей промышленности и сельского хозяйства. Открытие новых веществ, их искусственный синтез способствовали развитию химической промышленности, особенно в Германии. Практические потребности в новых красителях, а также интенсификация сельского хозяйства потребовали развития органической химии. Встала проблема количественного анализа новых веществ. Работы немецкого химика Ю. фон Либиха (1803-1873) и французского биохимика Л. Пастера (1825-1895) позволили прийти к выводу о существовании специальных молекулярных структур этих веществ. Таковая (бензольное кольцо) была обнаружена немецким химиком Кекулем в 1865 г. Ю. Фон Либих выяснял роль азота, фосфатов, солей в жизни растений, заложив тем самым основы биохимии - науки о едином процессе взаимопревращения веществ в природе.
Обратимся теперь к некоторым техническим изобретениям и открытиям, чтобы полнее обратить внимание на практический эффект от науки. В результате создания многих рабочих машин и парового двигателя в конце XVIII в. в Англии, а в начале XIX в. в других странах началась промышленная революция, которая стала крупнейшим социальным явлением, поставившим серьезные задачи и перед естествознанием, и перед общественными науками, и перед политиками. Рассмотрим в этой связи некоторые технические изделия этого периода - какова была их судьба.
Уместно начать с легкой промышленности - первой «ласточки» капиталистического производства. Оно заинтересовано в прибыли, а значит, в потребителе, покупателе своей продукции и прежде всего тканей, обуви, одежды, а не станков и машин. Да и стоимость основного капитала на единицу продукции здесь ниже, чем в машиностроении. Конечно, для развития легкой промышленности требовалась сырьевая база. Она возникла раньше всего в Англии начала XVIII в., где усовершенствования в земледелии резко повысили доходность товарного производства необходимого сырья. А быстрый рост городов обеспечивал рынки сбыта для хлеба, мяса, тканей и пр. К 1750 г. промышленность научилась обрабатывать ввозимый из колоний хлопок (до этого экспортировались ткани), что существенно увеличило и разнообразило рынки сбыта, а значит, и область применения техники. Традиции мануфактурного производства, основанного на разделении труда, опыт мастеровых, рост сырьевых ресурсов и потребностей побудили английских изобретателей в XVIII в. создать необходимое ткацкое, прядильное, швейное оборудование (правда, первая швейная машина появилась в Вене, но первый патент на такую машину был получен в Англии в 1755 г.). Все это оборудование приводилось в действие сначала водяными, а затем паровыми двигателями, что делало его достаточно производительным, освобождало рабочие руки. Некоторые изобретения Харгривса, Аркрайта, Вуда можно встретить и в современных машинах.
Для осуществления революции в легкой промышленности требовались капитал и рабочая сила. Источником накопления были прибыли купцов предшествующих столетий, эксплуатация ресурсов вновь открываемых земель (для этого требовались техника, новые типы транспортировки) , грабеж колоний. А рабочая сила поставлялась политикой вытеснения крестьян с земли при создании там фермерских хозяйств опять-таки при наличии соответствующей сельскохозяйственной техники. В свою очередь, для развития технически оснащенного производства были необходимы и новые капиталы, и свободные руки, т. е. изменение характера общественных отношений.
Погоня за прибылью и конкуренция в следующем веке требовали от владельцев предприятий совершенствования этих отношений, использования достижений науки на производстве. Одного мастерства умельцев-изобретателей уже не хватало. Возрастала нужда в технических изобретениях, применение которых не требовало бы рабочих высоких квалификаций. Соединение изобретательства с научными знаниями позволило в XIX в. увеличить производительность станков в легкой промышленности в несколько раз при расширении ассортимента и качества выпускаемой продукции.
Мореплавание, развитие сельского хозяйства и легкой промышленности, а также потребности армии интенсифицировали металлургическую и машиностроительную промышленность. В начале XVIII столетия с помощью физических и химических знаний был создан кокс, давший возможность получения дешевого чугуна. Но была необходима сталь, производство которой было засекречено на Востоке. Путем долгих экспериментов французскому естествоиспытателю А. Реомюру удалось доказать родство железа, стали и чугуна и открыть секрет производства стали и железа (1722). Но рецепты Реомюра долгое время казались неосуществимыми, пока английский изобретатель Г. Бессемер (1813-1898) не нашел в 1856 г. способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Почти одновременно братья Э. и П. Мартены (Франция) создали специальную печь для восстановления стали из чугуна, названную их именем. Дешевая сталь существенно повлияла на развитие техники, в том числе и оружия, а значит, проложила дорогу к будущей «войне моторов».
Препятствием для соединения механики с машиностроением было вначале как отсутствие в науке практически применимых конкретных формул, таблиц, схем, так и отсутствие в машиностроительной практике методов точного металлорезания и других способов обработки металла, соответствующих предлагаемым схемам, формулам. Лишь к XIX в. была создана техническая наука о машиностроении, а также соответствующие способы обработки металла. Естественно, что применение машин меняло многие жизненные ценности, в чем-то осложняло жизнь человека. Поэтому были не только восторги по поводу нового пришельца, но и в XVII-XVIII вв. попытки избавиться от него (например, поломки машин вытесняемыми с производства рабочими - луддизм), а также запрещения властей применять высокопроизводительные машины. Так, с 1653 г. в Утрехте появилась машина для изготовления веревок с их полуавтоматическим скручиванием, ее производительность оказалась в пять раз выше ранее действовавшего оборудования - машину запретили городские власти. В 1639 и 1648 гг. в Голландии была запрещена ленточная машина, а в 1685 г. ее публично сожгли в Гамбурге. Но, вероятно, этой машиной все же пользовались, так как запрет вновь повторил Карл VI. В 1620 г. курфюрст Саксонский принял закон, запрещавший целый ряд станков. Однако запреты постепенно спускались на тормозах, ибо становилось ясным, что без машин и без применения научных знаний уже не обойтись; между наукой и производством потребовался посредник - инженер. К числу первых инженеров можно отнести рабочих, обладавших большим умением и смекалкой. Это были самоучки по изготовлению инструмента, горного и ткацкого оборудования, двигателей и др. Лишь в 1850 г. сформировалась целенаправленная подготовка инженеров в учебных заведениях как система.
Большое значение в новое время имело развитие транспортной техники и средств связи. В XIX в. на помощь пришла наука. Честь решения проблемы парового железнодорожного транспорта принадлежит Дж. Стефенсону - самоучке, сыну рудничного кочегара. Первым потребителем такого транспорта были угольные бассейны. С 1814 по 1829 г. Стефенсону удалось создать серию все более совершенных паровозов, способных передвигать составы весом до 90 т. Техника была признана пригодной для дела, когда удалось обогнать лошадь - традиционного возчика угля в шахтах. Вплоть до середины XX в., когда тепловозы и электровозы вытеснили паровозы с железных дорог, все типы паровозов создавались на базе стефенсоновской «Ракеты». Массовое железнодорожное строительство в Европе и Америке развернулось к середине XIX в.
В 1803 г. на реке Сене в Париже проходил испытание первый несовершенный пароход, построенный Р. Фултоном. С созданного им второго, более совершенного парохода, опробованного в Гудзоне (США), началась история пароходостроения. «Клермонт» (так назвал свое детище Р. Фултон) имел в длину 43 м, водоизмещение - 15 т. На нем была установлена паровая машина Уатта мощностью 20 лошадиных сил. Путь от Нью-Йорка в 270 км он прошел за 32 часа. В 1819 г. морской пароход «Саванна» добрался из Европы в Америку за 26 дней. Но пароходостроение в XIX в. развивалось медленно из-за трудноразрешимой проблемы экономного использования топлива.
Важное открытие на базе научных знаний совершил в 1785 г. испанский изобретатель Ф. Сильва. Используя статическое электричество, он создал первую телеграфную линию между Мадридом и Аран-хауэсом. В 1835 г. американец С. Морзе создал первый пишущий аппарат, передающий короткие и длинные импульсы, которые на приемном устройстве воспринимались как точки и тире. В 1844 г. этот аппарат был использован на линии Вашингтон - Балтимор, а затем он получил широчайшее распространение. К 1870 г. была установлена межконтинентальная телеграфная связь. Можно утверждать, что наука об электричестве была первой, на базе которой возникла новая промышленность без опоры на донаучный опыт.
Химическое мастерство известно задолго до создания химии как науки. Но к началу XVIII в. появились предпосылки для применения последней в практике, что явилось существенным фактором создания новых отраслей промышленности. Выше уже говорилось о получении кокса из каменного угля в 1640 г. Через 80 лет из него искусственно был выделен горючий газ, который в 1765 г. начал применяться для освещения улиц. В XVII в. научились получать искусственный холод путем химических реакций, о необходимости которого в хозяйстве говорил еще Ф. Бэкон. В 1727 г. Г. Шульцем была открыта фотохимическая реакция - основа изобретения Даггером и Арчером фотографии. Развитие химии, а также потребности войны привели к созданию пироксилина (1846) и нитроглицерина (1847). Применять химию начали и в сельском хозяйстве.
Уже подчеркивалось, что есть научные открытия, чей расцвет наступает не сразу, как и технические изобретения, век которых - впереди. Так случилось в XIX в. с электротехникой, двигателями внутреннего сгорания, некоторыми видами техники связи, радиотехникой, определившими направление развития технических наук и производств в XX в. Непросто складывалась судьба наук, имевших дело с необратимыми изменениями в природе биологическими и геологическими, знания в которых полностью экспериментом не проверишь. Конечно, потребности в полезных ископаемых, в сельскохозяйственных продуктах, в лечении человека и животных, накопленные в путешествиях результаты наблюдений за природой способствовали все возраставшему интересу к таким явлениям, стремлению превратить его (этот интерес) в научное знание.
Можно назвать три причины, тормозившие интенсификацию естественно-исторических наук. Во-первых, это их вторжение в теологическую сферу, конкуренция с идеей о божественном творении всех видов живой и неживой природы. Во-вторых, сложность явлений, изучаемых этими науками. Необратимость изменений позволяет лишь ограниченное применение методов физики для их изучения. Эти методы были созданы в предположении возможности повторения, воспроизведения в эксперименте всех изучаемых явлений. И, в-третьих, это же обстоятельство делает сложным представление биологических и геологических знаний в форме, практически полезной для материального производства (это стало доступным лишь в XX в.).
С помощью изобретенного микроскопа Левенгук (1632-1723) и другие естествоиспытатели исследовали структуру живых организмов. Были получены некоторые сведения по анатомии. Но все же это было скорее удовлетворение любопытства или предмет для натурфилософских конструкций, чем база для практического применения этих данных.
Лишь постепенно происходило становление самого понятия «развитие» как знания о необратимых изменениях в изучаемых явлениях, хотя вплоть до Ч. Дарвина в биологии (да и в геологии) достаточно мирно уживались полученные в наблюдениях знания и натурфилософские, или теологические, конструкции. Биологи этого периода изучали как внутреннюю структуру живого, так и его органическую эволюцию. Швед К. Линней (1709-1778) создал классификацию всех животных, растительных организмов и минералов, исходя из идеи неизменности всего существующего. «Видов столько, сколько их вначале сделало безначальное существо!» Предложенная Линнеем классификация существует до настоящего времени, уже не опираясь на идею «безначального существа», ибо она возникла, опираясь на обобщенные результаты наблюдений за реальной природой с добавлением вышеназванной идеи. Бота<