Кризис французского абсолютизма
После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715- 1774). Регентом при нем стал герцог Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Главной задачей нового правительства было вывести страну из экономического кризиса. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который привел Францию к финансовому кризису, выпустив огромное количество ничем не обеспеченных денежных банкнот.
В 40-60-е годы XVIII в. Франция участвовала в войнах, которые осложнили ее и без того тяжелое экономическое состояние. Франция выступила на стороне Пруссии в войне против Австрии (1740-1748), а в Семилетней войне (1756-1763) - против Англии. В результате последней войны она потеряла все свои колонии в Новом Свете и в Индии.
Финансовый кризис двора усиливался огромными тратами на его изощренную роскошь, содержание паразитической придворной аристократии. Король посвящал время охоте, фавориткам (маркиза де Помпадур, графиня Дюбарри). Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство - это я»,- то Людовику XV: «После нас хоть потоп».
В середине XVIII в. ускорилось развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Население Франции возросло, достигнув в 1790 г. 26 млн. жителей, из которых 84% оставались сельскими жителями. Процесс внедрения капиталистического уклада в аграрные отношения протекал более интенсивно. Усилилась социальная дифференциация крестьянства. В некоторых районах Франции часть дворян-землевладельцев переходила на капиталистический путь ведения хозяйства. Крестьянам принадлежало примерно 40% земли в форме цензивы (вечнонаследственного держания). Крестьянин не мог уйти, а владелец (обычно сеньор) не мог его согнать и лишить земли. Около 90% крестьян были лично свободными, но все же кое-где еще сохранялась и личная зависимость крестьян (т. е. серваж). Крестьяне - и лично свободные, и лично зависимые - были связаны множеством старинных обычаев. Почти до самой революции сохранялся обычай «мертвой руки», т. е. плата при передаче наследства, за выпечку хлеба и помол зерна во владениях сеньора и т. д., хотя давным-давно уже не было ни печей, ни мельницы, да и сами сеньоры уже не жили в своих поместьях. Сохранялись не только цензива, но и шампар (натуральный налог), десятина в пользу церкви, всевозможные дорожные, мостовые и другие пошлины.
Хотя Франция оставалась сельскохозяйственной страной, промышленность играла уже значительную роль в ее экономике. Для французской промышленности было характерно широкое распространение ручного производства, но мануфактура достигла высокой степени развития. Увеличилось число крупных централизованных мануфактур, на них начинают применяться машины. Ускоряется формирование общефранцузского рынка, развивается внутренняя и внешняя торговля.
Вместе с развитием капиталистических отношений возрастает роль торгово-промышленных кругов, усиливается их экономическая и социальная значимость. Однако дальнейшему развитию торговли и промышленности во Франции мешал абсолютизм. Развитие капиталистических отношений требовало уничтожения существующего строя, сохранявшегося в сельском хозяйстве, а также цеховой системы и монопольных привилегий, предоставляемых отдельным привилегированным компаниям и владельцам «королевских мануфактур». Складыванию общефранцузского рынка мешали остатки феодальной раздробленности: отсутствие единой системы мер и весов, внутренние таможни и т. п.
Недовольство вызывала система гражданского неравенства и сословных привилегий, которыми обладали дворянство и духовенство. Они, например, были освобождены от уплаты основных налогов, могли занимать высшие должности в администрации, суде, армии. Во второй половине XVIII в. против абсолютизма поднимается мощная волна оппозиции. Промышленники, которые уже не нуждались в опеке абсолютизма, были во главе этой оппозиции. Потенциальным ее союзником стали народные массы и прежде всего крестьянство. К союзу с буржуазией склонялась и часть обуржуазившегося дворянства. В оппозиции к абсолютизму находились парламенты во главе с парижским. Они требовали ограничения абсолютизма в пользу привилегированных сословий. Это была аристократическая оппозиция абсолютизму.
Таким образом, к концу XVIII в. во Франции нарастает общественное недовольство промышленников, либерального дворянства, крестьян и наемных рабочих.
Французское Просвещение
К середине XVIII в. произошел мощный взлет французского Просвещения - широкого идейного течения, Отражавшего антифеодальные стремления французской буржуазии и Народных масс. Его творцами стала блестящая плеяда выдающихся мыслителей, писателей, ученых. Появилось множество словарей по многим отраслям науки (к середине XVIII в. их было уже более 600), многотомные издания: «Естественная история» Бюффона, «Энциклопедия наук и ремесел» Дидро и Д'Аламбера. Энциклопедия то разрешалась, то запрещалась - всего ее вышло 28 томов; впервые в ней объяснялись такие слова, как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Выходили и библиографические журналы; во Франции стали широко известны книги о путешествиях Кука, Лапе-руза, Рейналя и др. Если до XVIII в. библиотеки собирали лишь монастыри и аристократы, то к середине XVIII в. библиотеки имелись уже у писателей, чиновников, аптекарей, откупщиков и т. д. Во многих французских городах устраивались книжные аукционы; книги печатались в Голландии, Швейцарии, а целые армии книгонош переправляли их во Францию. Книги перевозились в чемоданах с двойным или тройным дном; книгоноши переплывали с ними реки; почти во всех крупных городах Франции - Париже, Лилле, Руане, Марселе и др.- в подвалах, на заброшенных мельницах, старых конюшнях сохранялась привезенная из-за границы нелегальная литература.
Во второй половине XVIII в. по всей стране существовали тайные типографии и склады с запрещенными книгами. Запрещенную литературу присуждали к сожжению парламенты, чиновники и другие официальные лица, но в большинстве случаев литература не уничтожалась, сжигались же тюки с ненужными бумагами. Запрещенные книги продавали обычно по дорогим ценам, а поскольку грамотность среди населения значительно выросла, то их читали даже кучеры, горничные, а иногда и вилланы. Распространение подобной литературы во Франции оказало существенное влияние на приближение революционного взрыва: происходила как бы «духовная секуляризация» - массовое высвобождение от духовного гнета.
Французские просветители - философы, писатели, экономисты, историки - убежденные противники феодально-абсолютистского строя подвергали беспощадной критике его идеологические устои, выступали за свободу и гражданское равенство. Духовными вождями этого течения были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Д'Аламбер и другие просветители. Их идеи заключали в себе огромный революционный потенциал и сыграли огромную роль в развитии духовной культуры Франции XVIII в., оказав большое влияние на страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, Россию и другие страны.
Канун революции
Кризис феодально-абсолютистского строя во Франции резко обострился в конце 80-х годов XVIII в. В 1787-1789 гг. развернулся торгово-промышленный кризис. Усугубил его договор с Англией в 1876 г., открывший французский рынок для более дешевых английских изделий. Упадок и застой производства, безработица охватили страну. Из-за необычайно суровой зимы в 1788 г. был получен плохой урожай, что привело к нехватке зерна, дороговизне продовольствия. Обострились нужда и бедствия народных масс. 68
Со всей очевидностью обнаружилась неспособность господствующего класса выйти из кризиса. Государственный долг с 1,5 млрд. вырос за 14 лет к 1789 г. ровно в три раза. Монархия оказалась на пороге финансового банкротства. Генеральный контролер Тюрго предложил возложить часть налогов на привилегированные сословия. Был разработан проект бессословного поземельного прямого налога.
В 1787 г., надеясь получить поддержку дворянства и духовенства - двух привилегированных сословий, монархия созвала собрание «нотаблей» - выбранных королем именитых представителей этих сословий. Однако они наотрез отказались одобрить предложенные реформы и потребовали созвать Генеральные штаты, рассчитывая ограничить королевскую власть в своих интересах. Лозунг созыва Генеральных штатов, которые не собирались с 1614 г., был подхвачен широкими кругами третьего сословия, выдвинувшего свою политическую программу. Созыв штатов был назначен на весну 1789 г. В городах и деревнях вырабатывались наказы депутатам, в которых ясно проступали требования и надежды сословий. В большинстве крестьянских наказов политические требования не выдвигались, зато были требования отмены «дурных обычаев», уменьшения налогов и т. п. Купеческие наказы содержали требования отмены средневековой регламентации промышленности, равного налогообложения всех сословий и даже некоторого ограничения королевской власти. В оборот вошло даже слово «конституция», которую многие ждали от Генеральных штатов. Людовик XVI (1774-1792) вынужден был пойти на уступки. На пост генерального контролера финансов, промышленности и торговли он призвал швейцарского банкира Неккера - сторонника умеренных реформ, популярного в промышленных и финансовых кругах.
Исходя из количества выборщиков, число депутатов третьего сословия удвоилось. Выбирать могли все мужчины начиная с 25 лет, имевшие постоянное место жительства и вносившие налог. Голосование предполагалось, как и прежде, посословное (во Франции деление шло по сословиям, т. е. не по имущественному состоянию жителей, а по привилегиям, которыми они пользовались), т. е. первые два сословия могли иметь вдвое больше мест, чем третье.