Молодежное и детское движение 50 – 80 – х годов
В послевоенные годы, когда произошло новое усиление культа личности, и начался новый виток репрессий, для проявления самостоятельности у молодых не было ни каких возможностей, хотя НКВД заявляло о раскрытии молодежных групп, ставящих своей целью свержение Сталина.
В период оттепели в СССР впервые появляются полусамостоятельные молодежные движения, они не противопоставляли себя комсомолу, но пытались быть самостоятельными в своей деятельности.
Поисковые отряды
Изначально это движение занималось поиском оставленного оружия со времен войны. Но реальность произвела на поисковиков огромное впечатление, и с поиска оружия они переключились на поиски останков погибших и их захоронение.
Наиболее активно поисковые отряды работали в 60 – 70 – е годы.
Клубы авторской песни
Возможность для их развития появилась только в период оттепели. Для того времени для них была характерна романтика, идеализация Гражданской войны, повышенное внимание к жизни простых людей.
Коммунарское движение
Идеология коммунарства развивала принципы педагогической школы Макаренко.
Коммунарское движение началось в Ленинграде, где была создана Фрунзенская коммуна. В её основе лежал принцип самоуправления или принцип «3 – х сами» (сами планируем, сами проводим, сами анализируем). Большое значение предавалось анализу проделанной работы.
Вскоре центром коммунарского движения стал лагерь «Орленок». Это случилось после того, как Фрунзенская коммуна организовала работу лагеря в течении одной смены. В лагере велась подготовка школьных активов, для того, чтобы они распространяли опыт коммунарского движения по всей стране.
Но в условиях тотального господства, единой идеологии и строгой организованности общественных движений, распространять опыт коммунарства было практически невозможно.
Часто случалось так, что подростки прошедшие опыт в коммунарских отрядах, с трудом адаптировались в реальной жизни, где творческая активность не поощрялась.
В стране было несколько коммунарских отрядов, которые смогли добиться значительных результатов:
- тульский отряд «Искатель» - проводили акции по борьбе со спекуляцией;
- архангельские коммунары – активно содействовали проведению общественных мероприятий по уборке города.
В целом, мероприятия проводившиеся коммунарами, отличались оригинальностью, самостоятельностью и поэтому раздражали официальные власти.
Пик противостояния комсомола и коммунаров пришелся на 1967 год, когда состоялся всесоюзный коммунарский слет. А представители ЦК ВЛКСМ были приглашены на него лишь с правом совещательного голоса.
Это означало, что рядом с комсомольской организацией развивается движение, которое не находится под контролем комсомольской организации.
Первый удар обрушился на «Орленок». Многие педагоги были уволены из лагеря, тех, кто не согласился отказаться от своих педагогических принципов, увольняли «из профессии». Те педагоги, которые согласились на правила, предложенные властью, создали во многих городах страны школы пионерского актива, где в урезанном виде сохранились некоторые коммунарские принципы.
Возникают студенческие педагогические отряды. Цель: участие студентов в организации внешкольной деятельности детей.
В самостоятельное и оригинальное движение педагогические отряды превратится, не смогли, так как находились под властью комсомольской организации.
Культармейское движение
Ставило своей целью повышение общего культурного и интеллектуального уровня населения.
В этой среде большое внимание уделялось публикациям в прессе, полузакрытым сборам, где обсуждались актуальные вопросы.
К середине 70 – х годов, когда происходит ресталинизация и усиливается идеологический нажим на общество, деятельность культармейцев и педагогических отрядов или прекращается вовсе или становится формальной.
В 70 – х годах появится новое направление – интербригады. Своей целью они ставили поддержку революционного движения в Латинской Америке и на Кубе. Главным образом занимались постановкой концертов.
Попытки пойти дальше и начать подготовку непосредственно к участию в революционных событиях пресекались сразу.
По мере того, как росло разочарование в идеологии, социалистических идеалах в молодежной среде возникает множество неформальных группировок
– движение ФЭНов, которые устраивали свои фестивали, организовывали ролевые игры, центром этого направления в конце 70 – 80 – х годов был Свердловск (Екатеринбург);
- хиппи – движение было настолько мощным в Европе и Америке, что хотя и с опозданием, но дошло до СССР. Оно не стало массовым, но почти во всех городах страны имелись временные квартир, где странствующие хиппи могли найти приют.
В начале 80 – х годов появляются другие субкультуры: панки, байкеры…
Но все они не получили широкого распространения, так как власти продолжали контролировать советскую молодежь.