Г. (апрель) -1990 г. (октябрь) 4 страница
Судебные органы в связи с разбором исков к отдельным религиозным объединениям стали испытывать давление со стороны различных организаций, представляющих всевозможные «экспертно-аналитические справКи» с тенденциозной характеристикой ответчиков. К примеру, руководитель группы по разработке материалов о негативных медико-социальных последствиях деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, отвечая на запрос Жуковского городского суда (Московская обл.), не приводя каких-либо конкретных фактов нарушения со стороны свидетелей Иеговы законов, дал следующее заключение:
«В учении и деятельности свидетелей Иеговы содержатся факторы, которые могут приводить к невротизации и депрессивным состояниям. Категорический запрет на переливание крови, в том числе своим детям, по жизненным показаниям, может приводить к смертельным исходам.
Пребывание ребенка в среде, в которой формируется враждебное отношение к традиционной национальной духовности и государственным ценностям и обязанностям, к изоляции от сверстников, не принадлежащих к секте, нарушает формирование личности и может стать причиной социальной дезадаптации и невротизации»[37].
Во-вторых, кампания против нетрадиционных религий и организации вылилась в прямые требования к законодателям и властным структурам как со стороны т.н. традиционных религий, так и ряда общественно-политических движений, внести в обсуждаемый на то время новый проект Закона о свободе совести нормы, ограничивающие деятельность иных религиозных объединений.
Для примера приведем выдержку из письма Архиерейского собора Русской православной церкви (февраль 1997 г.) Председателю Госдумы Г.Н. Селезневу, в котором, в частности, говорилось: «Особо печалит отсутствие в ныне действующем Законе «О свободе вероисповеданий» и в подготовленном проекте поправок к Закону признания того факта, что Русская православная церковь в течение тысячи лет формировала исторический духовно-нравственный лик российского народа, и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан страны».
Дело, конечно, не только в давлении, но и в том, что российское общество в значительной мере разочаровалось в Законе «О свободе вероисповеданий», уж слишком отчетливо несущем на себе чуждые российскому тысячелетнему опыту заимствованные извне идеи о положении религиозных объединений в обществе и характере их отношений с государством. Попытки отдельных российских религиозных объединений доказать «дискриминационный» характер принимаемого Закона, так же, как и усилия государственных, общественных и религиозных деятелей некоторых стран Запада «удержать» Россию от принятия «недемократического» Закона, оказались тщетными.
Воспринятая властными структурами идея о необходимости отражения в Законе особой роли традиционных религий и церквей послужила катализатором завершения законотворческой работы. 19 сентября 1997 г. Дума подавляющим большинством голосов приняла Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», 24 сентября он был одобрен Советом Федерации, а 26 сентября - подписан Президентом.
Прошел год со дня принятия закона. Что привнес он в религиозную жизнь страны и способствовал ли он гармонизации в государственно-церковных и межконфессиональных отношениях, стал ли более свободен в вопросах веры и неверия человек, гражданин?
Ответ за участниками семинара.
Примечания
[1] 0 подготовке к встрече и ее проведении см.: Одинцов М.И. Пимен (Извеков) - последний «советский» патриарх // Отечественные архивы. 1995. № 1.
[2] См. об этом: Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). М., 1991.
[3] См.: Огонек. 1990. № 7.
[4] Личный архив автора.
[5] Записка Института религиоведения в ЦК КПСС «О проекте Закона о свободе совести и религиозных организациях». Личный архив автора.
[6] Личный архив автора.
[7] Следует указать еще на один важный закон СССР, принятый 9 октября 1990 г. – «Об общественных объединениях». В ст. 1 говорилось: «Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов» (Правда, 16 октября 1990 г.).
Как видно, религиозные объединения, их цели, принципы создания и деятельности целиком подпадают под данное Законом понятие об общественных объединениях, но законодатель установил, что действие данного Закона не распространяется на религиозные объединения. Это спорное положение по существу противопоставило религиозные объединения всем остальным видам общественных объединений граждан, создавая почву для возможных в будущем конфликтов, подогревая иллюзию об их «первенстве» и некоей «особенности» в общественной жизни. Думается, здесь был упущен шанс включить религиозные объединения в единое правовое поле формирующегося гражданского общества, лишь указав на присущую им особенность: отделение от государства, т.е. запрет на прямое участие в политической жизни, деятельности органов власти и управления.
[8] См. также: Розенбаум Ю.А. Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий»: проблемы эффективности / Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе. Материалы международной конференции. М., 1996. С. 10-17
[9] Вероисповедание - 1) принадлежность человека (гражданина) к какой-либо религии, церкви, деноминации; 2) религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру. (См.: Христианство. Словарь. М., 1994. С. 81).
[10] См.: Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему / Государственно-церковные отношения в России. М., 1993; Его же: Вероисповедная политика Российского государства в переходный период: опыт прошлого, современное состояние, приоритеты на будущее / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1994. № 1; Его же: Вероисповедная политика Российской Федерации: конституционно-правовые основы, содержание и приоритеты (1985-1995 гг.) / Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996; Его же: Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1985-1996 гг.) / Религия и политика в современной России. М., 1997.
[11] См.: Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1994. № 1. С. 10-17.
[12]
[13] В Конституции РСФСР ( 1978 г.) принцип свободы совести был закреплен в статье 50:
«Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в РСФСР отделена от государства и школа - от церкви» (Конституция (Основной закон) РСФСР. М., 1979. С. 18).
[14] Россия. 29 ноября, 1990 г.
[15] См. текст этих статей: Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997 гг.) / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 3-4, С. 156.
[16] Проект Конституции Российской Федерации. (Сборник материалов). М., 1992. С. 30, 39.
[17] См.: Конституция Российской Федерации (Проект). Альтернативный вариант. М., 1992.
[18] Конституция РФ. М., 1993. С. 12; Ср. со ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах ( 1966 г.): «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими; публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений». (Цит. по: Религия и закон. Сост. А.О. Протопопов. М., 1996. С. 9.
[19] См.: Конституция РФ: Комментарий. М., 1994. С. 63-65, 76-77, 84.
[20] См. подробнее: Криндач А.Д. Формирование нового «конфессионального пространства» в постсоветской России / Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1997. № 9-10. С. 36-49.
[21] См.: Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. М., 1996. №8. С. 32-41.
[22] Российская газета. 1996. 28 декабря.
[23] См.: Кублицкая Е.А. Отношение россиян к церкви как социальному институту / Религия и политика в современной России. М., 1997. С. 4.
[24] См.: там же. С. 47,48.
[25] Исключением было движение «Яблоко», которое в своей предвыборной программе декларировало: равенство всех религий перед законом, светский характер образования, соблюдение конституционных принципов светского государства. Ср. с программой движения Наш дом Россия: «Мы заявляем о поддержке Православной церкви и других традиционных для России конфессий и выступаем против деятельности тоталитарных сект и зарубежных проповедников».
[26] Листовка. Типографский экземпляр. Архив автора.
[27] Либеральный план для России. Что и как мы будем делать. Изд. 2. М., 1995.
[28] Приведем пример пропагандистской деятельности одного из таких движений «Христианско-демократического союза - Христиане России», который обращался к избирателям со следующими словами: «На сегодня есть опасения, что Государственная дума после декабря 1995 г. станет менее податливой для христианских демократов и их инициатив. Можно ожидать, что на предстоящих выборах коммунисты добьются 10-15% мест в Госдуме и образуют самую сильную фракцию в парламенте. Прогнозы говорят, что не меньше мест могут завоевать избирательные объединения, готовые к совместным действиям с коммунистами. В худшем случае депутаты, настроенные на реванш социалистических порядков, составят треть Госдумы. Свой реваншистский накал, без сомнения, они в первую очередь обратят против свободы слова и вероисповедания. Не меньшую опасность представляют и националисты, которые рядятся в тогу православных - все эти лжепатриоты, и лжепророки, блюстители «русской веры», а на деле все те же бесы, сменившие над собой портрет Ленина на икону Богоматери». (Христианская газета. 1995. декабрь).
[29] Российские вести: Специальный выпуск. 1996.1 июня.
[30] Аналогичные курсы были проведены и в 1997 г. В 1996 г. Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям проводило учебу специалистов органов исполнительной власти субъектов Федерации, занимающихся национальными проблемами и обеспечивающих связи с религиозными объединениями. В 1995-1997 гг. в ряде субъектов РФ (Москва, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская, Оренбургская, Тюменская, Омская и др. области) проведены были научно-практические семинары для государственных и муниципальных служащих, занимающихся данной проблемой.
[31] В некоторых субъектах РФ аналогичные соглашения подписаны между Администрациями и религиозными организациями.
[32] Мы считаем, что правового запрета на создание данных органов и должностей в ст.8 не содержится. В ней, в частности, говорилось: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания», (подчеркнуто авт.). В ст. З этого же закона раскрывается содержание «свободы вероисповеданий»: «Гарантированная Конституцией РСФСР свобода вероисповеданий включает право каждого гражданина (подчеркнуто авт.) свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства». Таким образом, никаких запретов на создание государственных органов и должностей, к чьей компетенции будут отнесены вопросы деятельности религиозных объединений и соблюдение ими законодательства о свободе совести, в тексте закона нет.
[33] См.: Левинсон Л. Региональное законодательство и религиозная свобода // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Вып. 1. М., 1977. С. 4-6.
[34] См.: Левинсон Л. Региональное законодательство и религиозная свобода // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Вып. 1. М., 1977. С. 4-6.
[35] Информацию о подобного рода явлениях и нарушениях законодательства о свободе совести см.: Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе. Материалы международной конференции. М., 1996.; Материалы о нарушениях свободы совести в России (1994 - январь 1996). / Издание Общественного комитета защиты свободы совести, б/д и б/м.; Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996). М., 1997; Религия и право. Информационно-аналитический журнал. М., 1997. Вып. 1-4.
[36] Теперь время. 1996. № 1 (3). С. 12.
[37] Экспертно-аналитическая справа (03.02.1997 г.) Архив автора. Очевидно, чтобы доказать «враждебное отношение к традиционной национальной духовности» в справке, в частности, указывается:
«Богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей, не знающих Православие, начал истории религий, философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием.
...Одним из своих главных направлений деятельности Свидетели Иеговы считают борьбу с Православием. Тут они пользуются прямой и беззастенчивой ложью, прикрытой идеей спасения по их рецепту. Поэтому секта огульно объявляет сатанинскими все без исключения основы Православия. Свидетели Иеговы провозгласили о великом отступничестве христианского мира, и призывают христиан выйти из Церкви. Для них Крест Иисуса Христа - символ зла, т.к. его внешнее подобие встречается у язычников. Отсюда, игнорируя многочисленные высказывания в Новом Завете и данные исторических наук, они утверждают, что Иисус Христос был распят на столбе.
Секта активно создает свое, полностью противоречащее Православному, предание, толкование Библии (и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию ее текста!), обряды и дома для их совершения (залы Царства), обычаи, журналы, пособия, язык и культуру общения».
Сведения о характере деятельности конфессиональных новообразований можно почерпнуть из словаря-справочника "Новые религиозные культы, движения и организации в России". М., 1998. Изд. 2.