Воздушное право (понятие и сущность)
Воздушное право (понятие и сущность)
ВП – совокупность прав и норм регулирующих отношения возникающие в связи с ИВП.
ВП включает нормы национального и международного права.
Источники ВПр РФ и их иерархия.
В качестве юр. базы выступает Конституция РФ, ст. 71 управление транспортом и путями сообщения.
К воздушному законодательству РФ относятся:
- ВК РФ
- Федеральные законы
- указы президента
- постановления правительства
- ФП ИВП
- ФАП
- иное (руководства, инструкции)
Суверенитет в отношении ВП РФ (ВК РФ ст.1)
Основным принципом на котором базируется право в РФ явл. обладание полным суверенитетом в отношении ВП РФ
ВП - воздух над территорией и над внутренними и территориальными водами (12 мм)
Международные договоры главенствуют над ВК РФ.
Воздушное законодательство РФ.
См. вопрос 2.
Отношения, регулируемые воздушным законодательством РФ.
- отношения в области ИВП
- отношения возникающие в связи с деятельностью в области авиации РФ.
- отношения возникающие в связи с нахождением судов РФ за пределами РФ, если иное не предусмотрено законодательством страны пребывания или международным договором.
- отношения возникающие в связи с пролетом иностранных ВС над территорией РФ, если иное не предусмотрено международным договором.
Ответственность за нарушение ВЗ РФ.
В случае нарушения законодательства РФ наступает ответственность:
- Административная
- Уголовная
- Дисциплинарная.
Ст. 263 УК РФ.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации жд, морского, воздушного, и водного транспорта.
- штраф до 300 тр или лишение свободы сроком до 2-х лет. Если нарушение по не осторожности повлекло крупный мат. Ущерб или тяжкий вред здоровью.
- лишение свободы до 5 лет. Если наступила смерть одного пострадавшего.
- лишение свободы до 7 лет. Если нарушение повлекло смерть 2-х человек и более.
Органы исполнительной власти ГА.
Правительство РФ
|
МинТранс РФ:
– ФАВТ: территориальные упр-я, 16 шт.
– ФСНСТ (ространснадзор): территор. упр-я.; госавианадзор.
ОТДЕЛЬНО МАК (сертификация ВС и расследование происшествий)
Использование воздушного пространства. (ВК РФ ст.11)
ИВП – деятельность в процессе которой осуществляется перемещение в ВП различных материальных объектов(ВС, ракеты и т.д.) , а так же другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. (дома, выбросы в атм, электромагнитные и др излучения, взрывные работы и тп)
Государственное регулирование ИВП.
Под гос регулированием ИВП понимается установление гос-вом общих правил такого использования и ответственности за их не соблюдение.
Государственные приоритеты в ИВП. (ст. 13 ВК РФ)
Приоритет – преимущество. Все пользователи ВП обладают равными правами на его использование
При возникновении необходимости в ИВП одновременно двумя и более пользователями ВП, право на преимущественное ИВП предоставляется в соответствии с гос приоритетами – 14 пунктов ст.13
Что предусматривает и что включает с в себя организация ИВП (ст. 14 ВК РФ)
Организация ИВП предусматривает обеспечение безопасного, регулярного воздушного движения, а так же другой деятельности по ИВП.
Организация ИВП включает:
- Установление структуры и классификации ВП.
- Планирование и координирование ИВП в соответствии с гос приоритетами.
- Обеспечение разрешительного и уведомительного порядка ИВП.
- Организацию воздушного движения.
- Организацию ВП с целью обслуживания (управления) воздушным движением и организацию потоков воздушного движения.
- Контроль за соблюдением ФП и ВП.
Структура воздушного пространства. (ст. 15 ВК РФ)
- Зоны и районы ЕС ОрВД
- Маршруты обслуживания воздушного движения.
- Структура ВП, районы аэродромов и аэроузлов.
- Специальные зоны и маршруты полетов ВС.
- запретные зоны.
- опасные зоны, районы полигонов.
- Зоны ограничения полетов.
- Другие элементы и структуры.
Порядок ИВП (ст. 16 ВК РФ)
- Уведомительный
- Разрешительный порядок использования.
В соответствии с ВК для пп. 1-4 и пп. 14 п. 2 ст. 13 установлен уведомительный порядок ИВП.
Запрещение или ограничение ИВП. (ст. 17 ВК РФ)
Использование ВП или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном правительством РФ.
Ответственность за нарушение ФП ИВП (ст. 18 ВК РФ)
См. вопрос 6.
Правовой статус ВС.
В основе международно-правового статуса ВС лежит его национальная, т.е. гос. принадлежность. Государство, национальную принадлежность которого имеет ВС,
должно обеспечить:
- чтобы такое ВС соответствовало принятым этим государством национальным
нормам летной годности или нормам летной годности, установленным стандартами ИКАО;
- чтобы управление ВС доверялось членам экипажа, имеющим ответствующую
летную подготовку, подтверждаемую соответствую свидетельствами о квалификации;
- чтобы при полетах такого ВС над иностранной территорией соблюдались правила иностранного государства о влете и вылете с его территории, порядок
въезда, выезда, ввоза и вывоза пассажиров, грузов и почты.
ВС лишается национальной принадлежности:
а) в случае списания
б) его передачи другому государству и исключения его из государственного реестра.
Права на ВС - это основанные на законе или договоре различные имущественные права (собственности, владения, оперативного управления аренды, залога и т.п.) государств, их юридических или физических лиц гражданское ВС, находящееся в эксплуатации.
Основным международным соглашением является Женевская конвенция о международном признании прав на ВС 1948 г. Согласно Конвенции договаривающиеся стороны обязуются признавать:
а) право собственности на ВС;
б) право владельца приобретать суда путем покупки;
в) право владения на основе договора аренды;
г) право залога, ипотеки и другие имущественные права, возникающие из договоров в качестве обеспечения платежей по долговым обязательствам.
Экипаж ВС. (ст. 56 ВК РФ)
- Летный – КВС, второй пилот, борт инженер, борт радист, штурман, летчик наблюдатель.
- Кабинный – борт проводники, борт операторы.
Состав экипажа ВС установлен в соответствии с требованиями к летной эксплуатации ВС (РЛЭ). Прописан минимальный и максимальный состав.
В состав летного экипажа коммерческой ГА могут входить только граждане РФ.
Включение в состав экипажа иностранцев допускается только с целью обучения и получения соответствующих допусков при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей КВС РФ.
КВС. (ст. 57 ВК РФ)
КВС – является лицо, имеющее действующий сертификат(свидетельство) пилота(летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления ВС определенного типа.
КВС руководит работой экипажа ВС, отвечает за дисциплину и порядок на ВС, а так же принимает меры по обеспечению безопасности и сохранности имущества.
Права КВС. (ст. 58 ВК РФ)
1.Принимать решение о взлете, полете и посадке, о прекращении полета, возвращении на аэродром или вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета ВС.
2.В целях обеспечения безопасности полета ВС отдавать распоряжения любому находящемуся на борту ВС лицу и требовать их выполнения.
КВС может вплоть до принуждения, принимать меры в отношении лиц, которые создают угрозу безопасности полета. По прибытии на аэродром КВС может удалить или передать лиц правоохранительным органам.
3.Принмать решение о сливе топлива, сбросе багажа, груза, почты, если это необходимо.
При отсутствии служб безопасности КВС осматривает пассажиров и груз перед полетом.
4. Иные действия для обеспечения безопасного полета.
В случае вынужденной посадки КВС руководит действиями лиц находящихся на борту до передачи своих полномочий службам поиска и спасения.
Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала ГА. (ст. 54 ВК РФ)
Перечень авиационного персонала включен в перечень специалистов авиационного персонала. Подготовка специалистов авиационного персонала осуществляется образовательными учреждениями и образовательными подразделениями организаций.
Понятие международного ВП.
Международное воздушное право – часть международного права представляющая собой совокупность специальных принципов и норм регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с ИВП и определяющих его правовой режим.
Источники МВП.
- Общепризнанные принципы и нормы определенные декларацией ООН в 1970г.
- 2-х сторонние соглашения о МВ сообщении заключенные между различными государствами.
- Нормы содержащиеся в многостороннем международном соглащении (конвенциях)
(Декларация о принципах международного права ООН, конвенции – многосторонние соглашения)
- Конвенция о воздушных передвижениях – 1919г. 13 октября. г. Париж
- Панамериканская конвенция 20 февраля 1928г. (за основу взяты положения Парижской конвенции)
- Чикагская конвенция 1944г. (7 декабря)
Основным универсальным документом в области МВП является конвенция международной ГА (Чикагская). СССР подписала конвенцию в 1970г.
Наиболее важная и значительная – Варшавская конвенция 1929г.
Основные принципы МВП.
1.Принцип исключительного и полного суверенитета над их ВП (Чикаго 1944г. Ст.1 и в законодательстве большинства стран (в РФ – ВК РФ ст.1))
2.Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве.
3. Принцип обеспечения безопасности МГА.
Государство обязано: принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс, вести борьбу с актами незаконно вмешательства в деятельность ГА.
Одна из основных задач, созданной на Чикагской конференции организации ИКАО, состояла в том что бы МГА могла развиваться безопасным и упорядоченным образом.
Цели и задачи ИКАО.
1. Обеспечение безопасного и упорядоченного развития МГА.
2. Поощрение искусства конструирования и эксплуатирования ВС.
3. Поощрение развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для МГА.
4. Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте.
5. Предотвращение потерь (экономических), вызванных неразумной конкуренцией.
6. Обеспечение полного уважения прав договаривающихся государств и справедливой возможности использования авиапредприятия занятого в международной перевозке(сообщении).
7. Исключение случаев дискриминации в отношениях между договаривающимися государствами.
8. Обеспечение безопасных полетов в международной аэронавигации.
9. Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
Структура ИКАО
Высшим органом ИКАО, в котором представлены, на равных основаниях, все государства, является – ассамблея государств. Она созывается 1 раз в 3 года, может созываться чаще в случае необходимости.
Совет ИКАО – исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации между сессиями ассамблеи.
В совет входят 7 постоянных рабочих органов (5 комитетов, комиссия и рабочая группа).
Секретариат – постоянный орган совета, обеспечивающий работу ассамблеи, совета и других органов, а так же региональных центров организации.
Осуществляет свои функции с помощью 5 специализированных управлений.
Президент ИКАО – Роберто Хобе Гонсалес, избран в 2010 г.
Генсек – Райман Бенджамин.
53. Чикагская конвенция (краткое содержание).
Конвенция о МГА (1944г.)
Вступила в силу в 1947г. когда 30 государств из 52 участников ратифицировали ее.
Состоит из:
- Преамбула (вводная часть соглашения).
- Часть первая – Международная навигация
- Часть вторая – Международная организация ГА (ИКАО устав).
- Часть третья – Международный воздушный транспорт. Нормы международных воздушных перевозок.
- Заключение.
Воздушное право (понятие и сущность)
ВП – совокупность прав и норм регулирующих отношения возникающие в связи с ИВП.
ВП включает нормы национального и международного права.