Воздушное право (понятие и сущность)

Воздушное право (понятие и сущность)

ВП – совокупность прав и норм регулирующих отношения возникающие в связи с ИВП.

ВП включает нормы национального и международного права.

Источники ВПр РФ и их иерархия.

В качестве юр. базы выступает Конституция РФ, ст. 71 управление транспортом и путями сообщения.

К воздушному законодательству РФ относятся:

- ВК РФ

- Федеральные законы

- указы президента

- постановления правительства

- ФП ИВП

- ФАП

- иное (руководства, инструкции)

Суверенитет в отношении ВП РФ (ВК РФ ст.1)

Основным принципом на котором базируется право в РФ явл. обладание полным суверенитетом в отношении ВП РФ

ВП - воздух над территорией и над внутренними и территориальными водами (12 мм)

Международные договоры главенствуют над ВК РФ.

Воздушное законодательство РФ.

См. вопрос 2.

Отношения, регулируемые воздушным законодательством РФ.

- отношения в области ИВП

- отношения возникающие в связи с деятельностью в области авиации РФ.

- отношения возникающие в связи с нахождением судов РФ за пределами РФ, если иное не предусмотрено законодательством страны пребывания или международным договором.

- отношения возникающие в связи с пролетом иностранных ВС над территорией РФ, если иное не предусмотрено международным договором.

Ответственность за нарушение ВЗ РФ.

В случае нарушения законодательства РФ наступает ответственность:

- Административная

- Уголовная

- Дисциплинарная.

Ст. 263 УК РФ.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации жд, морского, воздушного, и водного транспорта.

- штраф до 300 тр или лишение свободы сроком до 2-х лет. Если нарушение по не осторожности повлекло крупный мат. Ущерб или тяжкий вред здоровью.

- лишение свободы до 5 лет. Если наступила смерть одного пострадавшего.

- лишение свободы до 7 лет. Если нарушение повлекло смерть 2-х человек и более.

Органы исполнительной власти ГА.

Правительство РФ

|

МинТранс РФ:

– ФАВТ: территориальные упр-я, 16 шт.

– ФСНСТ (ространснадзор): территор. упр-я.; госавианадзор.

ОТДЕЛЬНО МАК (сертификация ВС и расследование происшествий)

Использование воздушного пространства. (ВК РФ ст.11)

ИВП – деятельность в процессе которой осуществляется перемещение в ВП различных материальных объектов(ВС, ракеты и т.д.) , а так же другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. (дома, выбросы в атм, электромагнитные и др излучения, взрывные работы и тп)

Государственное регулирование ИВП.

Под гос регулированием ИВП понимается установление гос-вом общих правил такого использования и ответственности за их не соблюдение.

Государственные приоритеты в ИВП. (ст. 13 ВК РФ)

Приоритет – преимущество. Все пользователи ВП обладают равными правами на его использование

При возникновении необходимости в ИВП одновременно двумя и более пользователями ВП, право на преимущественное ИВП предоставляется в соответствии с гос приоритетами – 14 пунктов ст.13

Что предусматривает и что включает с в себя организация ИВП (ст. 14 ВК РФ)

Организация ИВП предусматривает обеспечение безопасного, регулярного воздушного движения, а так же другой деятельности по ИВП.

Организация ИВП включает:

- Установление структуры и классификации ВП.

- Планирование и координирование ИВП в соответствии с гос приоритетами.

- Обеспечение разрешительного и уведомительного порядка ИВП.

- Организацию воздушного движения.

- Организацию ВП с целью обслуживания (управления) воздушным движением и организацию потоков воздушного движения.

- Контроль за соблюдением ФП и ВП.

Структура воздушного пространства. (ст. 15 ВК РФ)

- Зоны и районы ЕС ОрВД

- Маршруты обслуживания воздушного движения.

- Структура ВП, районы аэродромов и аэроузлов.

- Специальные зоны и маршруты полетов ВС.

- запретные зоны.

- опасные зоны, районы полигонов.

- Зоны ограничения полетов.

- Другие элементы и структуры.

Порядок ИВП (ст. 16 ВК РФ)

- Уведомительный

- Разрешительный порядок использования.

В соответствии с ВК для пп. 1-4 и пп. 14 п. 2 ст. 13 установлен уведомительный порядок ИВП.

Запрещение или ограничение ИВП. (ст. 17 ВК РФ)

Использование ВП или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном правительством РФ.

Ответственность за нарушение ФП ИВП (ст. 18 ВК РФ)

См. вопрос 6.

Правовой статус ВС.

В основе международно-правового статуса ВС лежит его национальная, т.е. гос. принадлежность. Государство, национальную принадлежность которого имеет ВС,

должно обеспечить:

- чтобы такое ВС соответствовало принятым этим государством национальным

нормам летной годности или нормам летной годности, установленным стандартами ИКАО;

- чтобы управление ВС доверялось членам экипажа, имеющим ответствующую

летную подготовку, подтверждаемую соответствую свидетельствами о квалификации;

- чтобы при полетах такого ВС над иностранной территорией соблюдались правила иностранного государства о влете и вылете с его территории, порядок

въезда, выезда, ввоза и вывоза пассажиров, грузов и почты.

ВС лишается национальной принадлежности:

а) в случае списания

б) его передачи другому государству и исключения его из государственного реестра.

Права на ВС - это основанные на законе или договоре различные имущественные права (собственности, владения, оперативного управления аренды, залога и т.п.) государств, их юридических или физических лиц гражданское ВС, находящееся в эксплуатации.

Основным международным соглашением является Женевская конвенция о международном признании прав на ВС 1948 г. Согласно Конвенции договаривающиеся стороны обязуются признавать:

а) право собственности на ВС;

б) право владельца приобретать суда путем покупки;

в) право владения на основе договора аренды;

г) право залога, ипотеки и другие имущественные права, возникающие из договоров в качестве обеспечения платежей по долговым обязательствам.

Экипаж ВС. (ст. 56 ВК РФ)

- Летный – КВС, второй пилот, борт инженер, борт радист, штурман, летчик наблюдатель.

- Кабинный – борт проводники, борт операторы.

Состав экипажа ВС установлен в соответствии с требованиями к летной эксплуатации ВС (РЛЭ). Прописан минимальный и максимальный состав.

В состав летного экипажа коммерческой ГА могут входить только граждане РФ.

Включение в состав экипажа иностранцев допускается только с целью обучения и получения соответствующих допусков при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей КВС РФ.

КВС. (ст. 57 ВК РФ)

КВС – является лицо, имеющее действующий сертификат(свидетельство) пилота(летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления ВС определенного типа.

КВС руководит работой экипажа ВС, отвечает за дисциплину и порядок на ВС, а так же принимает меры по обеспечению безопасности и сохранности имущества.

Права КВС. (ст. 58 ВК РФ)

1.Принимать решение о взлете, полете и посадке, о прекращении полета, возвращении на аэродром или вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета ВС.

2.В целях обеспечения безопасности полета ВС отдавать распоряжения любому находящемуся на борту ВС лицу и требовать их выполнения.

КВС может вплоть до принуждения, принимать меры в отношении лиц, которые создают угрозу безопасности полета. По прибытии на аэродром КВС может удалить или передать лиц правоохранительным органам.

3.Принмать решение о сливе топлива, сбросе багажа, груза, почты, если это необходимо.

При отсутствии служб безопасности КВС осматривает пассажиров и груз перед полетом.

4. Иные действия для обеспечения безопасного полета.

В случае вынужденной посадки КВС руководит действиями лиц находящихся на борту до передачи своих полномочий службам поиска и спасения.

Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала ГА. (ст. 54 ВК РФ)

Перечень авиационного персонала включен в перечень специалистов авиационного персонала. Подготовка специалистов авиационного персонала осуществляется образовательными учреждениями и образовательными подразделениями организаций.

Понятие международного ВП.

Международное воздушное право – часть международного права представляющая собой совокупность специальных принципов и норм регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с ИВП и определяющих его правовой режим.

Источники МВП.

- Общепризнанные принципы и нормы определенные декларацией ООН в 1970г.

- 2-х сторонние соглашения о МВ сообщении заключенные между различными государствами.

- Нормы содержащиеся в многостороннем международном соглащении (конвенциях)

(Декларация о принципах международного права ООН, конвенции – многосторонние соглашения)

- Конвенция о воздушных передвижениях – 1919г. 13 октября. г. Париж

- Панамериканская конвенция 20 февраля 1928г. (за основу взяты положения Парижской конвенции)

- Чикагская конвенция 1944г. (7 декабря)

Основным универсальным документом в области МВП является конвенция международной ГА (Чикагская). СССР подписала конвенцию в 1970г.

Наиболее важная и значительная – Варшавская конвенция 1929г.

Основные принципы МВП.

1.Принцип исключительного и полного суверенитета над их ВП (Чикаго 1944г. Ст.1 и в законодательстве большинства стран (в РФ – ВК РФ ст.1))

2.Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве.

3. Принцип обеспечения безопасности МГА.

Государство обязано: принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс, вести борьбу с актами незаконно вмешательства в деятельность ГА.

Одна из основных задач, созданной на Чикагской конференции организации ИКАО, состояла в том что бы МГА могла развиваться безопасным и упорядоченным образом.

Цели и задачи ИКАО.

1. Обеспечение безопасного и упорядоченного развития МГА.

2. Поощрение искусства конструирования и эксплуатирования ВС.

3. Поощрение развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для МГА.

4. Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте.

5. Предотвращение потерь (экономических), вызванных неразумной конкуренцией.

6. Обеспечение полного уважения прав договаривающихся государств и справедливой возможности использования авиапредприятия занятого в международной перевозке(сообщении).

7. Исключение случаев дискриминации в отношениях между договаривающимися государствами.

8. Обеспечение безопасных полетов в международной аэронавигации.

9. Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Структура ИКАО

Высшим органом ИКАО, в котором представлены, на равных основаниях, все государства, является – ассамблея государств. Она созывается 1 раз в 3 года, может созываться чаще в случае необходимости.

Совет ИКАО – исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации между сессиями ассамблеи.

В совет входят 7 постоянных рабочих органов (5 комитетов, комиссия и рабочая группа).

Секретариат – постоянный орган совета, обеспечивающий работу ассамблеи, совета и других органов, а так же региональных центров организации.

Осуществляет свои функции с помощью 5 специализированных управлений.

Президент ИКАО – Роберто Хобе Гонсалес, избран в 2010 г.

Генсек – Райман Бенджамин.

53. Чикагская конвенция (краткое содержание).

Конвенция о МГА (1944г.)

Вступила в силу в 1947г. когда 30 государств из 52 участников ратифицировали ее.

Состоит из:

- Преамбула (вводная часть соглашения).

- Часть первая – Международная навигация

- Часть вторая – Международная организация ГА (ИКАО устав).

- Часть третья – Международный воздушный транспорт. Нормы международных воздушных перевозок.

- Заключение.

Воздушное право (понятие и сущность)

ВП – совокупность прав и норм регулирующих отношения возникающие в связи с ИВП.

ВП включает нормы национального и международного права.

Наши рекомендации