П. Н. Ткачев. Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу
1874 г.
Наш народ невежествен... Но зато он в большинстве своем... проникнут принципами общинного владения; он ..., несмотря на свое невежество, стоит гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы, хотя последние и образованнее его... Наши высшие классы (дворянство и купечество) не образуют никакой силы - ни экономической (они слишком бедны для этого), ни политической (они слишком неразвиты и чересчур привыкли доверять во всем мудрости полиции). Наше духовенство совсем не имеет значения - ни в народе, ни вне его. Наше государство только издали производит впечатление мощи... Оно не имеет никаких корней в экономической жизни народа, оно не воплощает в себе интересов какого-либо сословия. Оно одинаково давит все общественные классы, все они одинаково ненавидят его... Наша общественная форма обязана своим существованием государству, государству, висящему, так сказать, в воздухе, государству, которое не имеет ничего общего с существующим социальным строем и корни которого находятся в прошлом, а не в настоящем...
Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917 // Под ред. В.Г. Тюкавкина. М. Просвещение, 1990. С. 110.
П. Н. Ткачев. «Набат» (Программа журнала)
1875 г.
... Чтобы установить братство и равенство, нужно, во-первых, изменить данные условия общественного быта,... во-вторых, изменить самую природу человека, перевоспитать его. Осуществить эту великую задачу могут, конечно, только люди, понимающие ее и искренно стремящиеся к ее разрешению, т. е. люди умственно и нравственно развитые, т. е. меньшинство. Это меньшинство в силу своего более высокого умственного и нравственного развития всегда имеет и должно иметь умственную и нравственную власть над большинством... Следовательно, революционеры - люди этого меньшинства... оставаясь революционерами, не могут не обладать властью...
... Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное...
Осуществить ее всего легче и удобнее посредством государственного заговора... Но всякий признающий необходимость государственного заговора тем самым должен признать и необходимость по дисциплинированной организации революционных сил... организации, основанной на централизации власти и децентрализации революционных функций... Революционеры, не упуская из виду цели заговора, не должны ни на минуту забывать, что удачное достижение этой цели неосуществимо без прямой или косвенной поддержки народа...
...Деятельность революционного государства должна быть двоякая... революционно-разрушительная и революционно-устроительная.
... Первая осуществляется насилием, вторая - убеждением... Его конституционная деятельность... должна отличаться эластичностью: умением приспособляться к данному уровню народных потребностей и народного развития...
Чтобы дать жизненную силу своим реформам, оно должно окружить себя органами народного представительства, Народной думы, и санкционировать их волей свою реформаторскую деятельность...
Упрочив свою власть, опираясь на Народную думу и широко пользуясь пропагандой, революционное государство осуществит социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества - реформ, общий характер которых должен состоять: 1) в постепенном преобразовании современной крестьянской общины, основанной на принципе временного, частного владения, в общину-коммуну, основывающуюся на принципе общего, совместного пользования орудиями производства, совместного труда; 2) в постепенной экспроприации орудий производства, находящихся в частном владении, и в передаче их в общее пользование; 3) в постепенном введении таких общественных учреждений, которые устраняли бы необходимость какого бы то ни было посредничества при обмене продуктов и изменили бы самый его принцип - принцип буржуазной справедливости: око за око, зуб за зуб, услуга за услугу,- принципом братской любви и солидарности; 4) в постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми при посредстве обязательной системы общественного, для всех одинакового, интегрального воспитания в духе любви, равенства и братства; 5) в постепенном уничтожении существующей семьи, основанной на принципе подчиненности женщины, рабства детей и эгоистического произвола мужчин; 6) в развитии общинного самоуправления и в постепенном ослаблении центральных функций государственной власти.
Такова должна быть, по нашему мнению, в самых общих чертах программа деятельности революционного государства.
Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917 // Под ред. В.Г. Тюкавкина. М. Просвещение, 1990. С. 110 – 111.