Урок 156. Повторение по теме «Предложение»
Цель: повторить изученный материал по теме «Предложение».
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать предложение от группы слов; писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения; находить границы предложения.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
— Запишите «волшебные» слова. Обозначьте орфограммы.(.Здравствуй, извини, до свидания.)
— Орфографическая минутка
(На доске запись.) Апрель (с)водою — май (с)травою. Муравьи (в)гнезда (к)грозе прячутся. Ласточки летают низко (перед)дождем.
— Спишите народные приметы. Подчеркните предлоги.
— Что такое предлог?
— Как он пишется?
— Как отличить предлог от слова?
— Какие предлоги подчеркнули?
— Найдите слова с непроверяемой безударной гласной. (Апрель.)
— Найдите слова с проверяемой безударной гласной (С водою, с травою, к грозе, перед дождем.)
— Слова на какие правила еще есть в приметах?
4.Самоопределение к деятельности
— Что написано на доске? ( Предложения.)
— Для чего нужны предложения? ( Чтобы передать какую-то мысль.)
— Назовите тему урока.
Работа по теме урока
1. Упражнение в выразительном произношении предложений
— Прочитайте стихотворение.
Слон печатал на машинке, В слове сделал три ошибки,
Клавиши расколотил.
Всех слонят перебудил.
- Перестань, — ворчит слониха.
Но когда же станет тихо?
Спать не могут малыши.
Лучше хоботом пиши!
Я. Аким
— С одинаковой ли интонацией вы прочитали каждое предложение? Почему?
— Прочитайте вопросительное предложение.
— Прочитайте восклицательное предложение.
— Прочитайте повествовательное предложение.
2. Работа по учебнику
Упр. 196 (с. 117). (Самостоятельное выполнение.)
— Составьте и запишите предложение.
(Следует обратить внимание на порядок слов в предложении, рассмотреть все варианты и выбрать наиболее уместный.)
Упр. 197 (с. 118). (Работа в парах.)
Физкультминутка
Лесоруб рубил дрова:
Раз-два, раз-два.(.Имитация рубящих движений.)
Прямо постоял немножко, (Выпрямиться.)
Поскакал на правой ножке
И на левой поскакал. (Прыжки сначала на правой, потом на левой ноге 4—5 раз.)
Снова прямо постоял.
И опять рубить дрова: Раз-два, раз-два!
Закрепление изученного материала
Упражнение в определении границ предложения
— Прочитайте. Найдите границы предложений.
Недалеко от города Курска создан необычный природный заповедник каких только растений, птиц, зверей в нем не водится одних трав — несколько сотен видов а сколько соловьев посредине заповедной степи зеленеет дубрава ее так и называют — Соловьяник на каждом дереве здесь поет и заливается свой соловей.
— Спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений разными знаками препинания.
— Озаглавьте текст.
— Прочитайте шуточное стихотворение, обозначьте границы предложений.
Горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.
— Чтобы не получилось такой нелепой ситуации, правильно определяйте границы предложений.
Рефлексия
(На доске запись.)
тропке, узкой, бежит, по, озорной, булькает, ручеек для, песня, красоты, пеночки, нужна уметь, должен, плавать, каждый
— Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение. Обратите внимание на интонацию, от которой зависит знак препинания.(По узкой тропке бежит, булькает озорной ручеек. Песня пеночки нужна для красоты? Плавать должен уметь каждый!)
Предложения бывают:
— Вопросительные:
Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:
«Ты дрался, да?.. Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?
— Повествовательные:
Повествовать придется мне,
И я скажу:
«Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...»
— Восклицательные:
Тут папа в комнату войдет.
Войдет и скажет: «Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!..»
Подведение итогов урока
— Назовите виды предложений по интонации.
— Приведите примеры своих предложений.
— Какое задание вам понравилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 198 (с. 118).
Урок 157. Повторение по теме«Предложение»
Цель: повторить изученный материал по теме «Предложение».
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения по интонации и цели высказывания; находить главные члены предложения; составлять предложения из группы слов.
Ход урока
CCCXXVII. Организационный момент
CCCXXVIII. Актуализация знаний
CCCXXVIII. Словарная работа
(На доске записаны слова.) Диван, чемодан, саквояж, мебель. Сапоги, туфли, носки, платок. Береза, осина, капуста, липа. Суббота, вчера,- сегодня, завтра.
- Найдите в каждой строчке лишнее слово. ( Мебель, платок, капуста, суббота.)
- Почему вы выбрали эти слова?
CCCXXVIII. Орфографическая минутка
- Спишите, исправив ошибки. Обозначьте предлоги.
По дула зема холадом. Со рвала она листя с лисов, дубрав и раз ми- тала их подорогам. Собрались Птицы, па кречяли и полители за высокие Горы, за синие маря, в теплые страны. Пришли марозы.
(Проверка. Ученики по цепочке выходят к доске, исправляют ошибки, доказывают правильность выбора.)
— Самоопределение к деятельности
- В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
- О чем говорится в предложении? ( О зиме.)
- Что? Зима. Это подлежащее.
- Что говорится о зиме? ( Зима подула.)
- Зима что сделала? Подула. Это сказуемое.
- Назовите тему урока.
— Работа по теме урока
Упр. 199 (с. 119).
(Устное выполнение.)
- В написанном тексте подчеркните главные члены предложения.
(Проверка. Вызванный ученик отвечает по образцу: в предложении говорится о зиме. (Что?) Зима. Это подлежащее. Зима (что сделала?) подула. Это сказуемое.)
CCCXXIX. Физкультминутка
Путь-дорога нелегка, (Ходьба на месте.) И замерзли мы слегка. ('Скрестить руки на груди, съежиться.) Руки мы сейчас согреем,(Потереть ладони друг о друга.) Все на свете мы сумеем.
CCCXXX. Закрепление изученного материала
- В тексте найдите лишнее предложение. ( Пришли морозы.)
- В этом предложении только подлежащее и сказуемое, а в других есть и второстепенные члены.
- Как называются такие предложения? ( Нераспространенные.)
- Из каждого предложения выпишите основу, т. е. сделайте из распространенных предложений нераспространенные. (Зима подула. Она сорвала и разметала. Птицы собрались, покричали и полетели.)
- Рефлексия
Упр. 200 (с. 119).
(Самостоятельное выполнение. Учитель раздает детям листочки со списком орфограмм.)
- Запишите слова с указанными орфограммами.
— Правописание сочетаний. (Пеночки.)
— Правописание согласных в корне слова. (Лед, травка.)
— Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
— Правописание разделительного мягкого знака. (Листья, соловьи.)
— Проверяемые безударные гласные. (Принесли, трясогузки, раскололи, зеленая, запестрели, зацвела.)
— Непроверяемые безударные гласные.
— Правописание предлогов. (С лесов, по дорогам, за высокие, за синие, в теплые.)
(Проверка. Ученики по цепочке читают слова, доказывают правильность написания.) Упр. 201 (с. 120). (Самостоятельное выполнение.)
IV. Подведение итогов урока
- Назовите главные члены предложения.
- Приведите примеры нераспространенных и распространенных предложений.
- Какое задание вам понравилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 202 (с. 120).
Урок 1 5 8. Повторение по теме «Слово и его значение»
Цель: повторить изученный материал по теме «Слово и его значение».
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова по двум признакам; подбирать антонимы и синонимы; подбирать группы однокоренных слов.
Ход урока
CCCXXXI. Организационный момент
CCCXXXII. Актуализация знаний
CCCXXXII. Словарная работа
- Это задание составлено так: словарное слово разделили на две части и записали в два столбика. Вам надо соединить половинки.
рисун а
берез рога
до ко
но ок
ветер а
облак ябрь
по суда
ябло ок
осин ко
- Запишите слова, обозначьте орфограмму. ( Рисунок, береза, дорога, ноябрь, ветерок, облако, посуда, яблоко, осина.)
CCCXXXII. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Кормовое весло зацепилось за куст. Земля — наша кормилица. Труд человека кормит, а лень портит. Птичьи кормушки спасают птиц в зимний холод. За кормой корабля голубой простор.
- Прочитайте. Найдите однокоренные слова.
- Сколько здесь групп однокоренных слов? (Три группы.)
- Запишите их. Выделите корень. ( / — кормовое, за кормой; 2 — кормилица, кормит; 3 — птичьи, птиц.)
— Самоопределение к деятельности
- Сосчитайте, сколько слов вы написали. (Семь слов.)
- Каждое слово имеет лексическое значение. В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово? (В толковом словаре.)
- Назовите тему урока.
CCCXXXIII. Работа по теме урока
Упр. 203 (с. 120).
(Устное выполнение.)
- Найдите в словаре слова, которые имеют несколько значений. Составьте с ними предложения, употребляя слова в разных значениях.
- Послушайте стихотворение.
Есть хвост У падающих звезд. И у семян Бывает хвост, У птиц, У самолета — Он нужен для полета. Хвостом корова Бьет слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов Хвост важней: Они хвостом сражаются!
Ю. Коринец
- Выпишите слово хвост с теми словами, которые помогают понять значение этого слова. ( Хвост поезда,...)
- Запишите в три группы слова, близкие по значению: ласковый, жаркий, мокрый, знойный, сырой, нежный. (7 — ласковый, нежный; 2 — жаркий, знойный; 3 — мокрый, сырой.)
- Замените прилагательные противоположными по смыслу словами:ясное небо, интересная игра, крутой берег, шумная улица.
- Физкультминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз — наклон, два — наклон, Словно буква О свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь.
- Закрепление изученного материала
Упр. 204 (с. 121).
(Дети выполняют задание самостоятельно, пользуясь словарями учебника.)
Упр. 206 (с. 121).
(Устное выполнение.)
CCCXXXIV. Почему слова называют однокоренными? (Имеют один корень.)
Упр. 207(с. 122). (Самостоятельное выполнение.)
- Рефлексия
Карточка
- Выпиши однокоренные слова, обозначь в них корень. Вариант 1.Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Лось, лоскут, лосенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный и песок.
Вариант П. Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит и носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга и друзья.
- Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белый, белизна.
- Образуй и запиши однокоренные слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы.
Дар, шум, сторож, чист.
- Подведение итогов урока
CCCXXXV. Какие слова называют однокоренными?
CCCXXXVI. Приведите примеры синонимов, антонимов.
CCCXXXVII. Где можно найти эти слова? (В словарях.)
CCCXXXVIII. Какое задание вам понравилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 205 (с. 121).
Урок 159. Повторение по теме «Части речи»
Цель: повторить изученный материал по теме «Части речи».
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи; характеризовать как часть речи существительные и прилагательные; осознавать их роль в речи.
Ход урока
CCCXXXIX. Организационный момент
CCCXL. Актуализация знаний
CCCXL. Словарная работа
- От данных словарных слов образуйте (если можно) слова по образцу.
Образец: желтый, желтизна, желтеть.
Ветер ... ( Ветерок, ветреный.) Ягода ... (Ягодка, ягодный.) Рисунок...(Рисовать, рисованный.)
- Запишите слова, обозначьте орфограмму.
- Орфографическая минутка
- Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение.
не набрать мне столько за год (Влес ходила я с Мариной в лес ходила я с Мариной За черникой и малиной. набрала подружка ягод Набрала подружка ягод —
за черникой и малиной Не набрать мне столько за год.)
- Выпишите в таблицу встретившиеся орфограммы. (Учитель раздает детям листочки со списком орфограмм.)
— Правописание сочетаний.
— Правописание согласных в корне слова.
— Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
— Правописание разделительного мягкого знака.
— Проверяемые безударные гласные.
— Непроверяемые безударные гласные.
— Правописание предлогов.
(Проверка. Дети по цепочке читают слова, доказывают правильность выбора.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Слова из словарной работы запишите по группам.
- Сколько групп у вас получилось? Как называются эти группы? (Части речи.)
- Назовите тему урока.
V. Работа по теме урока
Упр. 208 (с. 122). (Устное выполнение.) Упр. 211 (с. 123).
(Дети рассказывают об имени существительном по плану. Учитель читает стихотворение.)
Есть один седой старик. Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты, В кактус, в зонтик, в сигареты, В тапочки, в слова, в конфеты. Словом, в разные предметы. Упр. 210 (с. 123).
CCCXLI. Выпишите из текста упражнения собственное одушевленное и нарицательное неодушевленное имя существительное.
CCCXLII. Выпишите из текста упражнения имя существительное в форме единственного числа и в форме множественного числа.
Упр. 212 (с. 124).
(Дети рассказывают об имени прилагательном по плану. Учитель читает стихотворение.)
Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие?
CCCXLIII. Выпишите из текста упражнения имена прилагательные вместе с существительными в форме единственного числа и в форме множественного числа.
CCCXLIII. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон И два — наклон, Зашумел листвою клен.
CCCXLIII. Закрепление изученного материала
Упр. 213 (с. 124).
(Работа в парах.)
CCCXLIII. Рефлексия
CCCXLIV. Прочитайте текст. Выпишите: (вариант I) имена существительные, (вариант II) имена прилагательные.
Пришла ранняя весна. С голубого неба светит яркое солнце. С веселым шумом бегут ручьи. На старой березе строит гнездо черный грач. В чистом весеннем воздухе поют птицы.
- Подведение итогов урока
CCCXLV. Что обозначают имена существительные?
CCCXLVI. Что обозначают имена прилагательные?
CCCXLVII. На какие вопросы отвечают?
Домашнее задание
Выполнить упр. 209 (с. 122).
Урок 160. Повторение по теме «Части речи»
Цель: повторить изученный материал по теме «Части речи».Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи; характеризовать как часть речи глагол и местоимение; осознавать их роль в речи.
Оборудование: рисунки для диктанта.
Ход урока
CCCXLVIII. Организационный момент
CCCXLIX. Актуализация знаний
CCCXLIX. Словарная работа
(Учитель показывает рисунки с изображением предметов. Ученики записывают название предмета и еще одно однокорен- ное слово, обозначают орфограммы.)
CCCXLIX. Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
Апрельский дождь прошел впервые, Но ветер облака унес, Поставив капли огневые На голых веточках берез.
- В предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Самоопределение к деятельности
- Кто как голос подает? Лягушка...
Собака... Кошка... Корова... Лошадь... Воробей...
- Назовите глаголы.
- Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?
- Назовите тему урока.
— Работа по теме урока
Упр. 214 (с. 125).
(Дети рассказывают об имени существительном по плану. Учитель читает стихотворение.)
Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает, или пашет,
Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит — Все расскажет нам глагол. Упр. 215 (с. 125).(Самостоятельное выполнение.)
CCCL. Какие местоимения вы знаете?
- Физкультминутка
Наши пальчики сцепились, И тянулись, и крутились. Каждый хочет победить И награду получить. (Дети сцепляют по очереди пальцы одной руки с пальцами другой и тянут.)
- Закрепление изученного материала
CCCLI. Прочитайте текст. Выпишите: (вариант I) имена прилагательные и местоимения, (вариант II) имена существительные и предлоги, (вариант III) глаголы.
Ранней весной я спешу побывать в тайге. На поляне открываются первые проталины. На дальнем озере синеет лед. Вот по узкой тропке бежит, булькает озорной ручеек. Теплый ветер покачивает ивовые сережки. В высоком синем небе звенит жаворонок. Весеннюю песню играют кулики.
Я подхожу к лиственнице. Над тайгой льется песня удивительной красоты. Это пеночки поют. Они самые звонкие певцы нашей тайги.
- Рефлексия
Игра «Каждому свое»
(Класс делится на три команды. Игроки должны за 3 минуты написать как можно больше слов определенной части речи на букву К.)
- Подведение итогов урока
CCCLII. Что обозначают глаголы?
CCCLIII. На какие вопросы отвечают?
CCCLIV. Вместо каких частей речи употребляется местоимение?
Домашнее задание
Выполнить упр. 209 (с. 122).
Урок 161. Повторение по теме «Звуки и буквы»
Цель: повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы».Планируемые результаты: учащиеся научатся различать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки; выделять одинаковые и разные звуки; проводить фонетический анализ слова.
Ход урока
CCCLV. Организационный момент
CCCLVI. Актуализация знаний
CCCLVI. Словарная работа
(Взаимодиктант. Ученики работают в парах, диктуя друг другу слова, которые подобрали для самодиктанта.)
CCCLVI. Орфографическая минутка
- Запишите словосочетания.
Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкие пирожки, гибкий прут, гладкая дорожка, мягкий хлеб.
- На какое правило написали словосочетания? Как проверить парный согласный в корне слова?
- Напишите еще два слова на это правило.
- Самоопределение к деятельности
- В словарной работе подчеркните гласные буквы.
- Какие звуки они обозначают?
- Почему так называются?
- Какие буквы остались неподчеркнутыми?
- Как они называются?
- Назовите тему урока.
— Работа по теме урока
Упр. 216 (с. 126).
(Устное выполнение.) Упр. 217 (с. 126). (Самостоятельное выполнение.)
— Физкультминутка
На реке живет енот, Чешет лапкой он живот, Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живет, Добродушный наш енот.
— Закрепление изученного материала
(На доске записаны слова.)
Петушок, гребешок, борода, лягушка, сосиска.
- Запишите слова в следующем порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых согласные только звонкие, потом те, в которых есть и глухие, и звонкие.
CCCLVII. Спишите предложения.
День был теплый. Дима и Саша гуляли в лесу.
CCCLVIII. В первом предложении подчеркните гласные, а во втором — согласные буквы.
CCCLIX. Придумайте слова, в которых: 1) все буквы соответствуют звукам; 2) букв больше, чем звуков; 3) звуков больше, чем букв.
CCCLX. Выпишите слова, которые по-разному делятся на слоги и для переноса.
Белая, ручка, растение, ягода, молоко, юла, веселая, дорожка, письмо.
- Рефлексия
Упр. 218 (с. 126).
(Самостоятельное выполнение.)
- Подведение итогов урока
CCCLXI. Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы пишем и читаем, звуки говорим и слышим.)
CCCLXII. Какие бывают звуки? ( Гласные и согласные.)
CCCLXIII. Чем они отличаются? ( Гласный звук образует слог, отличаются произношением.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 212 (с. 124).
Урок 162. Повторение по теме «Правила правописания»
Цель: проверить знания учащихся о правилах правописания. Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Суббота, урожай, сахар, декабрь, дорога, антонимы, малина, мороз.
CCCLXIV. Запишите слова в алфавитном порядке.
Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Счастье, пальто, чутье, ненастье, угольки, вьюга, варенье, кольцо, здоровье.
CCCLXV. Запишите слова в два столбика.
CCCLXVI. Напишите еще два слова на это правило.
CCCLXVI. Самоопределение к деятельности
CCCLXVII. Где встречаются орфограммы?
CCCLXVIII. Какие буквы в корне слова надо проверять?
CCCLXIX. Назовите тему урока.
- Работа по теме урока
Упр. 220 (с. 127). (Устное выполнение.) Упр. 221 (с. 127).
(Ученики по цепочке читают слова, объясняют правописание орфограмм, записывают слова в таблицу.)
1. Правописание сочетаний | |
2. Правописание согласных в корне слова | |
3. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных | |
4. Правописание разделительного мягкого знака | |
5. Проверяемые безударные гласные | |
6. Непроверяемые безударные гласные | |
7. Правописание предлогов | |
8. Удвоенная согласная | |
9. Заглавная буква |
V. Физкультминутка
Мишка шел, шел, шел И грибочек нашел. (Наклониться.) Вот какой грибочек! (Руки вверх, вытянуться.)Мишка шел, шел, шел И ягоду нашел.(Наклониться.) Вот какая ягода! (Руки вверх, вытянуться.) Мишка шел, шел, шел И шишку нашел. (Наклониться.)Вот какая шишка! (Руки вверх, вытянуться.)
CCCLXIX. Закрепление изученного материала
Упр. 222 (с. 128).
(Самостоятельное выполнение.)
CCCLXIX. Рефлексия
Упр. 225 (с. 129).
(После предварительной подготовки дети записывают текст под диктовку.)
CCCLXIX. Подведение итогов урока
- Что вспомнили на уроке?
- Чему научились на уроке?
Домашнее задание
Выполнить упр. 224 (с. 129).
Урок 163. Контрольное списывание
Цель: проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.
Планируемые результаты: учащиеся научатся списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок; видеть орфограммы в слове; видеть и запоминать все предложение и его отдельные части; проверять написанный текст.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске запись.)
Человек без Родины — соловей без песни.
- Спишите пословицу о Родине.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Почему слово Родина пишется с заглавной буквы?
- Самоопределение к деятельности
- Вспомните алгоритм списывания текста.Алгоритм списывания текста
IV. Внимательно прочитай текст.
V. Найди слова с орфограммами.
VI. Объясни написание слов.
VII. Списывай текст по предложениям.
- Назовите тему урока.
CCCLXX. Контрольное списывание
Родина
Родина начинается на пороге твоего дома.
Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. Любить Родину — значит охранять ее, жить с ней одной жизнью.
Грамматические задания
CCCLXX. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите, какие это части речи.
CCCLXX. Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
CCCLXX. Разделите для переноса слова холодные, лесные.
CCCLXXI. Рефлексия
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание было для вас наиболее сложным?
- Подведение итогов урока
- Что вспомнили на уроке?
- Чему научились на уроке?
Уроки 16 4-16 9. Повторение и закрепление изученного материала
Цели: повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.
(На этих уроках можно для повторения и закрепления изученного материала использовать КИМы (тесты 3—13, с. 16—41).)
Урок 1 7 0. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс
Цель: обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связи между ними.
Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связи между изученными темами; использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналоги
Ход урока
Организационный момент
CCCLXXII. Актуализация знаний
CCCLXXII. Словарная работа
- Выпишите из словаря два слова с непроверяемой безударной гласной Е, два слова с непроверяемой безударной гласной О, два слова с непроверяемой безударной гласной А. Обозначьте орфограмму.
CCCLXXII. Орфографическая минутка
(Один ученик выполняет задание на доске.)
- Из слов для справок выпишите слова с удвоенными согласными в следующем порядке: бб, кк, пп, лл, нн, жж.
Слова для справок: дрожжи, теннис, бассейн, группа, аккуратный, суббота, коллекция, хоккей, пассажир, грипп.
— Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Буква, звук, знак препинания, часть речи, слово, текст, предложение, орфограмма.
- Прочитайте.
- С этими понятиями вы познакомились на уроке русского языка во 2 классе. Какие еще слова вы можете добавить?
- Назовите тему урока.
— Работа по теме урока
1. Упражнение в определении границ предложения
- Прочитайте. Бывает ли то, о чем говорится в этом забавном стихотворении?
- Где нужно поставить точки и запятые, чтобы не было нелепости?
Очень-очень Странный вид: Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья Стреляет Мальчик Чуть не слопал Мышку Кот в очках Читает книжку Старый дед Влетел в окно
Воробей Схватил зерно, Да как крикнет, улетая: — Вот что значит запятая!
Б. Заходер
Работа с текстом
CCCLXXIII. Расставьте знаки препинания.
Скоро зацветет школьный сад в зеленых ветвях деревьев будут строить свои гнезда певчие птицы пройдет время, и в гнездах запищат маленькие птенчики будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами много вредных насекомых поедят за лето наши друзья — птицы сад станет зеленым и красивым.
(Проверка. Один ученик читает выписанные словосочетания, остальные проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».) Грамматические задания
CCCLXXIII. Выпишите слово с предлогом.
CCCLXXIII. Выпишите слово с безударной гласной.
CCCLXXIII. Выпишите слово с одинаковым количеством звуков и букв.
CCCLXXIII. Выпишите слово с разделительным мягким знаком.
CCCLXXIII. Выпишите части речи (по одному слову).
(Проверка. Один ученик читает выписанные словосочетания, остальные проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
3. Упражнение в проверке безударных гласных(На доске запись.)
С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, з.ленаятр..ва, воздушные ш..ры, ст..льная л..нейка.
CCCLXXIV. Спишите словосочетания, напишите проверочные слова. (Проверка. Один ученик читает выписанные словосочетания,
остальные проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
V. Физкультминутка
Я с корзиной в лес пошел,
(Шаги на месте, ноги поднимать высоко.)
Все поляны обошел,
(Поворот вокруг себя.)
К старой елке подошел
(Присесть, руки на пол.)
И огромный гриб нашел.
(Встать, руки в стороны.)
1.1К|)ог1ление изученного материала Упр. 151 (с. 87).
К ; состоятельное выполнение после предварительного раз- 'и>|>.| но шагам.)
CCCLXXV. Рефлексия
( 1 1а доске записаны слова.)
Краска, широкие, деревянное, заяц, белая, кресло, робкий.
- Составьте словосочетания из слов, записанных на доске. (.Краска (какая ?) белая; заяц (какой ?) робкий; кресло (какое ?) деревянное;улицы (какие?) широкие.)
(Проверка. Один ученик читает выписанные словосочетания, остальные проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
CCCLXXVI. Подведение итогов урока
- С какими словами познакомились на уроке?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Что не получилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 87 (с. 150).