II. Работа по теме урока Знакомство с учебником
— Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?
— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? — Прочитайте обращение авторов учебника.
— Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный — звучит красиво.)
— Какие открытия поможет сделать учебник?
— Для чего нужно знать законы культуры речи?
— Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)
— Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.)
— Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.
— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь ?) Упр. 1 (с. 6).
— Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи. Упр. 2 (с. 6).
— Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?
— Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или письменная? Упр. 3 (с. 7).
— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
— Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.
— Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на с. 132.)
— Объясните значение выражения «до глубокой старости» (Очень старый.)
— Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно, крепко.)
— Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?
— Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)
—Спишите, диктуя себе по слогам. — Проверьте написанное. Оцените себя.!
«!» — выполнил все правильно и аккуратно. «+» — есть незначительные ошибки или исправления. «—» — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.
— Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письменной— записывали предложение, устной — отвечали на вопросы, речью про себя — размышляли.)
V. Рефлексия
— Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.
— Слушаем ответ ученика. — Мама читает сказку малышу.— Обдумываем решение задачи.—Пишем диктант.— Читаем про себя.— Поем песню. (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)
— Оцените себя. «+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки. «—» — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.
VI. Подведение итогов урока
— Какие виды речи существуют?
— Какой речью чаще пользуетесь вы?
Домашнее заданиеПрочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.
Урок 2. Что можно узнать о человеке по его речи?
Цели: спомощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Ход урока .
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.Сидят на палочке В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)
Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее душистый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица.)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)
— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)
— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)
— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.