Служба в органах внутренних дел.

Законодательно закреплено, что правовую основу службы в органах внутренних дел составляют нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт). До 1 января 2005 года статья 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации действовала в следующей редакции: «Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт)».[62]

Решение законодателя о внесении изменений в текст данной статьи, думается, является продолжением политики реформирования системы государственной службы Российской Федерации, в результате которой правоохранительная служба, в отличие от государственной гражданской службы, будет существовать только на федеральном уровне. Соответственно, правовое регулирование вопросов прохождения государственной службы в

органах внутренних дел должно осуществляться на основе федерального законодательства. В свете проводимых реформ такое решение нам представляется оправданным. Непонятно, однако, по каким причинам к правовым основам службы в органах внутренних дел не отнесена Конституция Российской Федерации, являющаяся актом прямого действия.

Из смысла статьи 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года) можно заключить, что любые существенные изменения порядка и условий прохождения службы в органах внутренних дел должны быть отражены в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации путем издания соответствующих законодательных актов. Таким образом, можно говорить о том, что правовое регулирование прохождения государственной службы в органах внутренних дел осуществляется в том числе при помощи законов и иных правовых актов Российской Федерации, изменяющих и дополняющих Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Правомочия МВД России по изданию нормативных правовых актов122 установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правом издания нормативных правовых актов в МВД России обладает Министр внутренних дел Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности. Министр издает нормативные правовые акты по всем вопросам, относящимся к компетенции МВД России, в том числе по вопросам прохождения государственной службы в органах внутренних дел.

Приказом МВД РФ от 27 июня 2003 г. № 484 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, определяющие единый порядок организации и осуществления ведомственного нормотворчества в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации.[63]

Правилами установлено, что нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации издаются в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные правовые акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел.

Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.

Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления. Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел.

Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников.

Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

К числу нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующих отдельные вопросы прохождения государственной службы в органах внутренних дел, можно отнести следующие: Приказ МВД РФ от 20 декабря 1995 г. № 483 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Приказ МВД РФ от 19 июля 1999 г. № 526 «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту», Приказ МВД РФ от 15 октября 1999 г. № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД РФ от 6 мая 2000 г. № 470 «О Доске почета МВД России», Приказ МВД РФ от 14 июня 2000 г. № 633 «Об учреждении знаков МВД России», Приказ МВД РФ от 29 декабря 2000 г. № 1328 «Об утверждении Инструкции о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД РФ от 14 августа 2002 г. № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД РФ от 8 октября 2002 г. № 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел», Приказ МВД РФ от 28 августа 2003 г. № 680 «Об утверждении Положения об организации в системе МВД России медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях и организованного отдыха в домах отдыха» и некоторые другие.

Приказом МВД РФ от 28 августа 2003 г. № 675 утверждена Инструкция о порядке ведения систематизированного учета правовых актов и Классификатора систематизированной картотеки правовых актов в системе МВД России. В соответствии с пунктом 5 указанной Инструкции ведомственные правовые акты подлежат постановке на систематизированный учет наряду с законодательными, президентскими, правительственными и другими правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующими деятельность органов внутренних дел. Систематизированный учет обеспечивает оперативность, удобство поиска, режим секретности, выдачу своевременной и достоверной правовой информации пользователю.

Согласно статье 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации.

По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, Положением о службе и контрактом.

В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.

Контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим законодательством. При этом условия контракта могут быть изменены по взаимному соглашению сторон путем заключения его на новых условиях до истечения срока действия контракта.

Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, заключаются на определенный срок, но не менее чем на три года.

Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте.

В случае служебной необходимости сотрудник органов внутренних дел может привлекаться для выполнения обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности.

Формы контрактов о службе в органах внутренних дел Российской Федерации утверждены приказом МВД РФ от 19 июля 1999 г. № 526 «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту».

Основаниями досрочного расторжения контракта о службе в органах внутренних дел являются:

- прекращение сотрудником органов внутренних дел гражданства
Российской Федерации;

- нарушение условий контракта;

- сокращение штатов;

- болезнь, ограниченное состояние здоровья сотрудника, исключающее
выполнение им обязанностей по занимаемой должности;

- служебное несоответствие занимаемой должности вследствие
недостаточной квалификации по результатам аттестации;

- грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины
сотрудником органов внутренних дел;

- совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов
внутренних дел;

- осуждение за преступление после вступления обвинительного
приговора в законную силу;

- иные основания, предусмотренные законодательными или иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На период отсутствия сотрудника в связи с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на занимаемую им должность по контракту могут приниматься граждане либо сотрудники из других органов и подразделений.

На граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением о службе, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел.

Если контрактом предусмотрено перемещение сотрудника на службу в другую местность, стороны определяют дополнительные гарантии и компенсации, выплачиваемые в размерах не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дополнительные условия контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения МВД России, контракт заключается органом внутренних дел, направляющим гражданина для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом, как уже отмечалось, предусматривается срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения. После окончания образовательного учреждения условия контракта, за исключением срока службы в органах внутренних дел не менее пяти лет, по согласованию сторон могут быть пересмотрены. Дополнительные условия при перезаключении контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, которое ранее было предусмотрено при его заключении. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя органа внутренних дел, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим органом внутренних дел.

Контракт заключается после оформления личного дела гражданина, поступающего на службу или учебу. Он составляется в письменной форме и подписывается гражданином и соответствующим руководителем органа внутренних дел.

Контракт вступает в силу со дня его подписания, если иное не предусмотрено дополнительными условиями контракта и может быть изменен только по соглашению сторон. Контракт является основанием для издания приказа о назначении сотрудника на должность.

Основанием для отказа в заключении контракта со стороны органа внутренних дел является несоответствие гражданина требованиям, установленным статьями 8 (условия приема на службу в органы внутренних дел) и 9 (ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного статьей 59 Положения, для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и Положением о службе.

При назначении сотрудника на должность руководитель органа внутренних дел обязан использовать его на службе в соответствии с условиями контракта.

Не предусмотренное условиями контракта перемещение по службе сотрудников органов внутренних дел производится только с их согласия с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья и по основаниям, установленным статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе).

В случае отказа сотрудника от перемещения по службе в связи с признанием его аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности, а также в порядке дисциплинарного взыскания, он подлежит увольнению со службы соответственно по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации (пункт «к» части шестой статьи 19 Закона о милиции, пункт «и» части первой статьи 58 Положения) или за грубое либо систематическое нарушение дисциплины (пункт «л» части шестой статьи 19 Закона о милиции, пункт «к» части первой статьи 58 Положения).

При перемещении сотрудника по службе в контракт вносятся изменения, являющиеся основанием для издания приказа о перемещении. Изменения вносятся одновременно в оба экземпляра контракта.

В случае необходимости перемещения сотрудника с его согласия на должность по новой для него специальности в контракт вносятся изменения с последующей переподготовкой сотрудника на соответствующих курсах (сборах).

Не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель органа внутренних дел принимает решение об увольнении сотрудника либо назначении его на должность. Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

В случае возникновения между сторонами спора по выполнению условий контракта такой конфликт подлежит урегулированию путем непосредственных переговоров между сотрудником и руководителем органа внутренних дел, а при недостижении соглашения - рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе и в судебном порядке.

Интересно сравнить правовое регулирование вопросов прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации с опытом правового регулирования прохождения службы в полиции за рубежом.

Во Франции, например, условия прохождения службы полицейскими устанавливаются ордонансами президента республики, декретами правительства и лишь по частным вопросам конкретизируются актами министра внутренних дел. Правовое положение различных категорий чиновников национальной полиции определено декретами, » основывающимися на ордонансе от 4 февраля 1959 года, которым установлен общий статус чиновников. В Великобритании, где формально территориальная полиция подчинена местным органам власти, законами о полиции установлено, что общие условия прохождения полицейской службы определяются для полиции Англии и Уэльса министром внутренних дел Великобритании. В США условия прохождения службы служащими федеральных органов устанавливаются руководителями ведомств, в которые эти органы входят, с учетом требований, предъявляемых ко всем федеральным

служащим.[64]

Как мы можем заметить, на сегодняшний день правовое регулирование прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации более всего походит на «американскую модель» правового регулирования службы в полиции.

Подводя итог сказанному, автор приходит к выводу о том, что правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, изменяющие и дополняющие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2.2.Служба судебных приставов.[65]

Судебный пристав – должность, впервые упомянутая в документах, датированных 1136-1478 г. В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем и обладали широкими полномочиями. В Московском государстве судебные приставы упоминаются в Судебниках 1497-1550 г. Служба судебных приставов доставляла повестки в суд, осуществляла привод ответчика, участвовала в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожила преступников. Судебные приставы были упразднены Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года. Федеральная служба судебных приставов в современном виде была воссоздана в 1997 г. Судебные приставы москвы обеспечивают установленный порядок деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и т.д. Управление судебных приставов делит людей на должности судебный пристав на две группы: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов и судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов. Сайт судебных приставов является официальным.[66]

Исполнение судебных актов по взысканию долгов позволяет эффективно осуществлять правоприменительную деятельность государства, а это задает степень правового развития современного демократического государства. Законодатель подошел к решению проблем по созданию условий для судебных приставов, приняв Федеральный закон "О судебных приставах".

Данный Федеральный закон (а также изменения, внесенные в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) определяет организационное построение государственного органа - Федеральной службы судебных приставов, задачи, стоящие перед ней, порядок подбора кадров, права и обязанности судебных приставов и их ответственность при осуществлении ими своих должностных обязанностей, порядок ее финансирования и материально-технического обеспечения. Создание и функционирование Федеральной службы судебных приставов на уровне федерального органа исполнительной власти подчеркивает важность стоящих перед ней задач и ответственность за их надлежащее выполнение. На основании и во исполнение Федерального закона "О судебных приставах" Правительство Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и другие органы государственной власти принимают соответствующие нормативные акты, реализующие его положения на практике.

Наши рекомендации