Лекция 1 Государственная служба как социальное, правовое явление и как отрасль российского права.

Лекция 1 Государственная служба как социальное, правовое явление и как отрасль российского права.

Служба, государственная служба – понятие и соотношение.

Система государственной службы.

Государственная служба(служебное право) -как отрасль российского права.

Предмет и метод отрасли государственная служба(служебное право).

Лекция 2 Бюрократия и бюрократизм в теории государственной службы.

Основные концепции бюрократии

Концепция М.Вебера - В.Вильсона.

Концепция бюрократии К. Маркса.

Имперская «азиатская» концепция бюрократии.

Исторические формы бюрократии в России.

Специфика российской системы управления в ракурсе бюрократии.

Новые модели бюрократии.

Основные концепции бюрократии

"Наука о бюрократии" — один из центральных разделов и в политологии, государственного и муниципального управления, теории государства и права. На Западе уже многие десятилетия это направление развивается как самостоятельная дисциплина, изучающая широкий спектр возникаю­щих в данной связи вопросов. Издаются книги, проводятся ис­следования, читаются учебные курсы. Без знания, основ этой дисциплины — Public Administration — трудно представить себе современного юриста, политика, менеджера, да и просто образованного человека. [13]

Концепция бюрократии К. Маркса.

Принципиально противоположного взгляда на бюрократию придерживался Карл Маркс.

Если Вебер в своей трактовке бю­рократии выступает как ценностно- нейтральный позитивист, то Маркс с его открытым ценностным отрицанием универсальной социальной полезности государства стоит в своем от­ношении к бюрократии на прямо противоположных позициях.

Бюрократия в описании К. Маркса выглядит абсолютным злом. Даже простой перечень марксовых пунктов в критики впечатляет.

1.Подмена общественного интереса частным интересом власти конкретного чиновника, т. е. "присвоение государства" чи­новничеством;

2.Органическая неспособность бюрократии ре­шать подлинные проблемы, отсутствие у нее государственного разума;

3.Извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере про­движения к вершине бюрократической иерархии;

4.Корпоративность, своекорыстие этой иерархии; и карьеризм как образ ее жизни; и ее притязания на монопольную компетентность;

5.Формализм...

В целом же бюрократия, по мнению Маркса, есть организм-паразит, принципиально не­способный быть ни носителем разума, ни выразителем всеоб­щих интересов.

Критике Маркса, несмотря на то, что он опиралась на анализ весьма ограниченного материала главным образом — деятельности прусской бюрократии первой половины XIX века. Негативные черты бюрократии он обозначил точно. Его суждения (правда, в очень разной степени) применимы и к большинству современных бюрократий. Например, критикуя былые времена советскую бюрократию, многие авторы использовали ха­рактеристики Маркса не только в качестве "прикрытия" для облегчения прохождения своих работ в печать (это называлось "обкладывать подушками"), но и по существу.[15]

Все же представляется, что максистский взгляд на проблему со­держит принципиальный дефект. Это — его идеологизирован­ная односторонность, ограниченность. Как последовательный антигосударственник, Маркс, естественно, не видит ничего хорошего и в современной ему форме государственного управ­ления.

Представляется, что если принять такого рода критику за полный ана­лиз, то остается непонятным, каким образом и почему совре­менные бюрократические государственные аппараты в разных странах не только не "рушатся под тяжестью собственных пре­ступлений", но и достаточно успешно справляются с решени­ем сложнейшим проблем и к тому же пользуются у граждан довольно высоким авторитетом.

Новые модели бюрократии.

Уже с конца 60-х годов и мировая наука о государственном управлении, и административная практика движутся в направ­лении существенного пересмотра прежней, "классической" па­радигмы государственной службы и принципов ее построения. Речь, впро­чем, не идет об отказе от веберовской модели "идеального типа" рациональной бюрократии. Но все же происходит существенная модернизация ряда ее постулатов.

Думается, дело в том, что безраздельное долговременное гос­подство веберовских конструкций было обусловлено факторами более общего порядка.

Во-первых, это было вызвано потребнос­тями определенного этапа индустриального развития, для кото­рого иерархизированная и максимально стандартизованная сис­тема управления была жизненно необходима.

Во-вторых, это совпало с общей и достаточно долгое время господствовавшей в мире тенденцией усиления роли государства — с государствен­ным интервенционизмом. А таким стремящимся к максимиза­ции своего влияния государствам нужна эффективная исполни­тельная бюрократия.

В-третьих, это соответствовало в целом характерному для того времени функциональному, праг­матическому подходу к человеку прежде всего как к орудию для выполнения неких общих задач, как к элементу индустриаль­ной, политической, военной или иной "машины", организа­ционной системы. На задававших тон промышленных гигантах с их конвейерным производством господствовали доктрины фор­дизма-тейлоризма. Для них человек был лишь трудовым ресур­сом, которым можно манипулировать посредством увеличения-уменьшения заработка и наказаний. В рамках же социалистической идеологии сталинистского образца человеку открыто отводилась роль "винтика" (впрочем, те, кто захватывал верхушку пирами­ды власти, присваивал себе роль "отвертки" либо пытался это сделать). По сути, мало от нее отличалась идеология национал-социализма, разве что своей мифологией и ритуалами. Не слу­чайно XX век — эпоха массовых партий, т. е. политической фор­мы деиндивидуализации личности.

Макс Вебер мыслил в соответствии с духом времени. Его базовая посылка — необходимо устранить негативные следствия влияния субъективного (а другим язы­ком — человеческого) фактора в социальной организации — попала в унисон с общим антигуманистическим настроем меж-военной и отчасти послевоенной эпох, с периодически вос­кресающим (а в России — никогда и не умиравшим) мировоз­зрением, согласно которому человек — лишь средство для достижения более "высоких", надличностных целей. И так про­должалось достаточно долго, но не могло продолжаться беско­нечно.

Дело в том, что веберовская модель, в ее классической фор­ме, оказалась не вполне адекватна информационным, техноло­гическим и социальным вызовам времени, новым обществен­ным ожиданиям, обращенным к государственным институтам. Продолжающаяся же по инерции тенденция бюрократизации общественной жизни угрожает, если ее постоянно не обузды­вать, породить одну из глубинных цивилизационных полити­ческих коллизий. На гребне этой коллизии и возникла модернизационная идеология. Она включает, по меньшей мере несколько версий и акцентирует различные аспекты пробле­матики. Пока это ско­рее движение. Для удобства обозначим его как поствеберовский этап в теории бюрократии или как "реалистические" кон­цепции администрации.

В общих чертах их можно свести к следующим основным направлениям:

• признание неустранимости политической роли бюро­кратии, и как результат — поиск новых форм контроля

над ней, оптимального соотношения политических и про­фессиональных начал в администрации;

• уменьшение роли вертикальной иерархии, развитие фун­кциональных органов, "плоских" структур, ad hoc (для данного случая) организаций и т. п.;

• ограничение значимости традиционной административ­ной "лестницы чинов";

•создание культуры государственного предприниматель­ства, внедрение принципов менеджмента в деятельность госаппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования;

•децентрализация, стремление к удешевлению, сокраще­нию госаппарата; стремление сделать бюрократию мак­симально "прозрачной" и "отзывчивой" на обществен­ные ожидания и требования.[20]

Однако этого оказалось недостаточно. В 90-е годы все громче зазвучали аргументы в пользу необходимости предпринять даль­нейшие шаги по изменению аппарата, по его приспособлению к новым условиям. Во многих странах вера общественности в способность правительств в их нынешних формах эффективно вести государственные дела значительно ослабла.

Смысл реформирования государственной службы понима­ется сейчас гораздо шире, нежели просто совершенствование управления. Это видно, в частности, из того, что несколько выпусков ведущего международного журнала в данной области "Revue Internationale des Sciences Administratives", еще с 30-х го­дов издаваемого на разных языках Международным институ­том административных наук, было практически целиком по­священо этим проблемам.

Многие авторы, говоря о происходящих процессах, исполь­зуют в разных сочетаниях слово "революция" — "администра­тивная", "постбюрократическая", "менеджериальная" и т. п. Один из патриархов науки об управлении, известный своими умерен­но-консервативными взглядами Гай Брабант, пытается найти "золотую середину" между традицией и современностью. Он пишет, что оптимум лежит между "государством Большого Бра­та' (образ из знаменитой книги Дж. Оруэлла "1984") и ультра­либеральным подходом, что трудно, но необходимо достигнуть баланса между административной иерархией и требованием уча­стия граждан в управлении.[21]

Немецкий ученый Б. Кликсберг более решителен. Он настаи­вает, что роль государства как центра принятия решений во мно­гом исчерпана и в XXI веке должна подвергнуться кардинально­му изменению. В другой своей статье Кликсберг, более развернуто рассуждая на данную тему, отмечает, что в современных усло­виях резко повысился уровень сложности решаемых задач и со­ответственно понизился порог предсказуемости как позитивных, так и негативных последствий принимаемых решений. Увеличи­лось воздействие таких негативных факторов, как массовые миг­рации, рост национализма и т. д. Все большую роль играют такие факторы, как защита потребителя, антимонопольное законода­тельство, экологические стандарты... В то же время классическая смитовская "невидимая рука рынка" порой оказывается рукой карманного вора, а веберовские максимы рациональной и стабильной бюрократии оказываются не соответствующими тем условиям неопределенности и изменений, в которых мы живем. По мнению Кликсберга, необходима переоценка, как структур­ных принципов, так и человеческой составляющей государствен­ного аппарата. Пирамидальная структура должна быть заменена сетевой структурой, а в человеческом плане следует стремиться к "интеллигентному" государству. Только такие перемены смо­гут, по его мнению, восстановить доверие к государству. М. Камто обеспокоен падением уровня профессионализма государствен­ных служащих, а также этических стандартов их

поведения.[22]

В целом, если максимально коротко обозначить главный вектор 90-х, то это развитие культуры государственной службы и реформы последней. Этот курс, однако, не обходится без се­рьезных издержек. Пока же скажем о двух разных вариантах реформ — "ве­стминстерском" и американском.[23]

Первый из названных вариантов реформы возник в Новой Зеландии. Дело в том, что вплоть до конца 70-х годов Новая Зеландия была, пожалуй, самой "социалистической" из стран Содружества. Государственный сектор был наиболее силен, а размах предоставляемых непосредственно государством соци­альных услуг — наиболее велик. Инициатором реформ было само правительство, под руководством которого был разработан единый план реформ, включавший четыре фазы и рассчитанный на 15 лет. Первая фаза была запущена в 1978 году — за год до начала попыток преобразований госслужбы в "метрополии" — в Великобрита­нии. Основной идеологией реформы была максимальная приватизация и внедрение в госслуж­бу контрактной системы.

В США новый этап реформ начался позднее — с конца 1993 года — и, при внешнем сходстве многих мер с опытом Новой Зеландии, во многом имел собственные, иные при­оритеты. Он в первую очередь ориентировался не на структур­ные факторы, а на изменение поведения бюрократов. Прези­дент Клинтон принял стратегию перестройки правительства, чтобы сделать его разумнее, дешевле и эффективнее. Реализовывать программу было поручено, вице-Президенту А. Гору. Про­грамма была задумана на срок вплоть до 1999 года. После пер­вых, достаточно зримых успехов она забуксовала, главным образом — по политическим причинам, главным образом потому, что демократы утратили большинство в обеих палатах Конгресса.

Лекция 3.

Заключение контракта на государственной гражданской службе.

Служебная проверка.

Заключение контракта на государственной гражданской службе.

Служебный контракт является одним из нововведений.

Вместе с введением государственной гражданской службы, обусловленной реформированием государственной службы в целом, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) упоминает о контракте впервые в статье 12, устанавливая, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Однако самого определения контракта в указанном федеральном законе не дается. Есть лишь указания, что федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Рассматривая служебный контакт, как понятие государственной службы, можно отметить, что нововведением он является только по форме. По содержанию служебный он перекликается с трудовым договором, понятие которого содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ).

С той же последовательностью, с которой "рабочее время" стало "служебным временем", "рабочая неделя" - "служебной неделей", "дисциплина труда" - "служебной дисциплиной", трудовой договор был преобразован в служебный контракт.

При раскрытии понятия "служебный контракт" и при его дальнейшем рассмотрении неизбежно сравнение с понятием "трудовой договор", как базой создания служебного контракта.

При анализе самого названия - "служебный контракт" - возникает вопрос: почему законодатель решил вернуться к термину, существовавшему ранее в Кодексе законов о труде РСФСР и исключенному оттуда с принятием ТК РФ?

"Контракт" (от лат. contractus) означает "договор", "соглашение" (чаще письменное) с взаимными обязательствами для договаривающихся сторон 1. Фактически слова "контракт" и "договор" являются синонимами. Считаем, что возвращение к использованию этого иностранного термина в сфере гражданской службы обусловлено в первую очередь стремлением отграничить государственно-служебные отношения от чисто трудовых отношений, и, кроме того, словосочетание "служебный контракт", что более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения. Это словосочетание, на наш взгляд, как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания "служба по контракту", применяемом до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах.[46]

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
8) документ об образовании;
9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральным законом о государственной гражданской службе, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.
Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.
После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Служебная проверка.

Служебная проверка проводится по фактам, свидетельствующим о возможности дисциплинарного проступка, и проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

Служебная проверка является производным правовым понятием по отношению к служебной дисциплине на государственной гражданской службе - как обязательному для служащих соблюдению служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных федеральным законодательством, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

Причиной возникновения такого понятия как служебная проверка явилась необходимость установления оснований для установления мер дисциплинарной ответственности. Зам. заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы (г.Саратов) С.Е. Чаннов отмечает, что понятие «служебная проверка» не является новым для российского законодательства, однако Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. впервые закрепил необходимость проведения служебной проверки при привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности[47].

При проведении служебной проверки, согласно ст.58 и ст.59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79 должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного про­ступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заяв­ления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государ­ственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участи­ем юридического (правового) подразделения и представителя профсоюзной организации государственных служащих данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через 1один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служеб­ной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему слу­жебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может временно отстраняться от замещаемой должности с со­хранением на этот период денежного содержания по замещаемой должно­сти гражданской службы. Временное отстранение гражданского служаще­го от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявле­ния, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских слу­жащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) участвовать лично или через своего представителя в служебной проверке;

4) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным за­ключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, состав­ляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложения о применении к гражданскому служащему дисцип­линарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взы­скания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подпи­сывается руководителем подразделения государственного органа по во­просам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Виды военной службы.

3.Понятие военно-служебных отношений и их содержание.

Военнослужащие и их статус

Понятие военнослужащий.

Статус военнослужащих.

Виды военной службы.

Под видом военной службы понимается ее специализация, которая обусловливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них.

Войсковую службу военнослужащие проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, а также инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях. Основное функциональное предназначение войск - непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны государства, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий.

Военную службу военнослужащие проходят также в отдельных государственных органах: Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Военная служба классифицируется по ее формам: военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба офицеров. Указанная классификация основана на составах военнослужащих, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 46) в зависимости от уровня военной (военно-специальной) подготовки, характера занимаемых должностей, существующих воинских званий.

Военная служба классифицируется также по ведомственному признаку, т.е. видам государственных организаций и органов, в которых исполняется военная служба.

3.Понятие военно-служебных отношений и их содержание.

Военно-служебные отношения - разновидность воинских отношений. Они складываются по вопросам организации и исполнения военной службы, которая является их объектом. В данном случае военная служба как объект военно-служебного отношения выступает как поведение, действия его субъектов.

Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также государственные органы (органы военного управления), должностные лица, организующие в рамках своей компетенции комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, исполнение и прохождение военной службы, реализацию статуса военнослужащих. Все субъекты делятся на коллективных и индивидуальных: коллективные - военная организация государства, ее составные части, органы военного управления; индивидуальные - военнослужащие, воинские должностные лица.

Военно-служебные отношения в зависимости от отношения к процессу ее осуществления можно подразделить на:

1) на отношения, связанные с организацией военной службы;

2) на отношения, возникающие в процессе исполнения военной службы.

Общественные отношения, связанные с организацией военной службы, возникают между государственными органами (организациями) и их структурными подразделениями в связи:

- с установлением юридического статуса воинской должности;

- с включением воинских должностей в соответствующие перечни;

- с установлением юридических требований к воинским должностям;

- с определением способов замещения воинских должностей и установлением условий поступления на военную службу;

- с установлением квалификационных требований для замещения воинских должностей;

- с определением порядка аттестации военнослужащих;

- с ведением личных дел военнослужащих;

- с проведением кадровой политики (подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации военнослужащих);

- с организационным обеспечением военной службы.

Военнослужащие не являются самостоятельными субъектами вышеназванных отношений. Общественные отношения, связанные с практическим осуществлением военной службы, возникают между коллективными и индивидуальными субъектами воинских отношений в связи:

- с поступлением гражданина на военную службу;

- с назначением на воинские должности;

- с осуществлением военнослужащим служебных прав и обязанностей;

- с присвоением военнослужащим воинских званий;

- с изменением военно-служебных отношений (прохождением военной службы и ее документированием);

- с прохождением военнослужащими профессиональной подготовки, переподготовки и повышением квалификации;

- с социальным обеспечением военнослужащих;

- с прекращением военно-служебных отношений;

- с привлечением военнослужащего к юридической ответственности.

Военно-служебные отношения характеризуются следующими признаками.

1. Военно-служебные отношения регулируются публичным правом. Нормы частного права (трудового и гражданского) применяются в этих отношениях в двух случаях: 1) если это прямо указано в законе; 2) субсидиарно в виде исключения, в случае если отсутствуют соответствующие публично-правовые нормы, которые могли бы быть применены по аналогии.

2. Военно-служебным отношениям присущи такие характерные для всех воинских отношений черты, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное наличие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повиновения, повышенная ответственность за правонарушения, наиболее оперативный и динамичный характер. Следовательно, военно-служебные отношения - это урегулированные нормами права отношения "власти и подчинения".

Военнослужащие и их статус.

4.1Понятие военнослужащих.[52]

Все граждане Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации имеют равный доступ к военной службе как разновидности государственной службы. Это положение соответствует требованиям п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., Пакт вступил в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет; первый контракт о прохождении военной службы могут заключить граждане обоих полов в возрасте от 18 до 40 лет.

Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», срок службы устанавливается для: призванных после 01 января 2008 г. — 12 месяцев.

Кроме того, граждане, окончившие ВУЗы, но не имеющие воинского звания офицера и призванные на военную службу до 1 января 2008 года, также призываются на 12 месяцев.

Лица же, окончившие учебные военные центры при ВУЗах, будут проходить службу по контракту на три года (п. 3, ст. 38). Окончившие «военные кафедры» с присвоением офицерского звания зачисляются в запас. Возможна замена военной службы альтернативной, но срок альтернативной гражданской службы дольше (18 или 21 месяц), и право на замену надо обосновать.

Ограничением , кроме возрастного, для зачисления на военную службу является соответствие граждан определенным требованиям. Граждане, призываемые на военную службу и поступающие на нее по контракту, должны соответствовать медицинским требованиям, а граждане, поступающие на военную службу по контракту, обязаны также соответствовать профессионально-психологическим требованиям и требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки. Указанные ограничения обусловлены тем, что исполнение военной службы подчас связано с повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками, что объясняется спецификой обязанностей военной службы, имеющих рисковый характер для жизни и здоровья самих военнослужащих и окружающих. Федеральный закон "О воинский обязанности и военной службе" устанавливает и другие ограничения, препятствующие поступлению граждан на военную службу, о которых будет сказано далее.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге. Факт приведения к Военной присяге имеет существенное правовое значение, так как именно с ним связывается возложение обязанностей военной службы в полном объеме, в том числе выполнение боевых задач, задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, военнослужащий становится в полном объеме субъектом дисциплинарной ответственности. Моменты приведения военнослужащего к Военной присяге и возникновения военно-служебных отношений не совпадают.

Военно-служебные отношения возникают с началом военной службы, которое для разных категорий военнослужащих дифференцировано (например, для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта; для граждан, призванных на военную службу, не пребывающих в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы и т.д.), а приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца (п. 1 ст. 41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

С началом военной службы связывается присвоение воинских званий гражданам, не пребывающим в запасе и поступившим на военную службу. Военная служба исполняется в соответствующем правовому положению гражданина воинском звании.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военную службу граждане исполняют в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, о которых говорилось ранее. Перечень лиц, являющихся военнослужащими, определен п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". К ним относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению к военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Наделение их статусом военнослужащих происходит не в полном объеме и только в целях их социально-правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при прохождении ими военных сборов (например, причинения вреда жизни и здоровью). Военные сборы они проходят в воинских званиях запаса.

Понятие "военнослужащий" имеет следующие признаки:

- во-первых, военнослужащий - это физическое лицо, как правило, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, призванный на военную службу или поступивший на военную службу в добровольном порядке, т.е. по контракту. Лицо, зачисленное на военную службу, становится стороной военно-служебного правоотношения;

- во-вторых, военнослужащий должен отвечать требованиям законодательства о военной службе;

- в-третьих, военнослужащему присваивается в установленном порядке воинское звание;

- в-четвертых, военнослужащий выполняет функции в составе государственных органов и организаций, в которых законом предусмотрена военная служба, в административно-политической сфере (оборона и военная безопасность);

- в-пятых, военнослужащие принимают Военную присягу на верность государству - Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, как правило, проходит военную службу на воинской должности. В соответствии со ст.ст. 42 и 44 указанного Закона допускается возможность прикомандирования военнослужащих к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в с

Наши рекомендации