Г. Техники интерпретационного типа

38.Восстановление смысла по значению (в условиях выбора субституентов).

39. То же в других условиях (при действиях с полисемантической единицей, с двусмысленностью и пр.).

40. То же при разного рода наблюдениях реципиента над текстом (над этимологией и т.п.).

41. Самоопределение в мире усмотренных смыслов. Выход в рефлективную позицию. Постановка себя перед вопросом "Я понял, но что же я понял?"

42. Усмотрение и определение альтернативного смыслового мира. Эта мысль разрабатывалась Р. Карнапом.

43. Самоопределение в том или ином альтернативном смысловом мире.

44. Движение типа: ОТ ПОНИМАНИЯ - К ИНТЕРПРЕТАЦИИ - К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПОНИМАНИЮ (и далее).

45. Оценка собственного понимания на основе самоопределения в инвентаре типов понимания (семантизирующее, когнитивное, распредмечивающее).

46. Оценка собственного понимания в связи с определением пояса, где фиксирована рефлексия.

47. Оценка собственного понимания в связи с определением типологического места рефлективного акта, обеспечившего смыслообразование (различение исторических типов рефлексии - онтологизма, гносеологизма, методологизма).

48. Оценка собственного понимания в связи с определением средств текста, обеспечивших пробуждение рефлексии (собственно интерпретационная работа в европейской традиции - М. Риффатер и многие другие). Оценка средств текстообразования как силы, движущей процесс понимания.

49. Определение грани понимаемого и самоопределение среди граней понимаемого - техника конфигурирования, разработанная Г.П. Щедровицким.

50. Осознанный или неосознанный выбор конфигурационной грани понимаемого.

51. Осознание субъектом причин своей свободы или несвободы при выборе конфигурационной грани понимаемого. Рефлексия над своим собственным отношением к балансу свободы и культуры (нормативности) при акте выбора грани понимаемого.

52. Самоопределение выбирающего грань: "Мой выбор - действие? процедура?" Эти конструкты были противопоставлены Г.П. Щедровицким.

53. Оценка онтологических картин, задействованных в акте понимания, самоопределение "обладателя" онтологических картин, ответ на вопросы типа "Я понял, но почему Я так понял?". Техника разработана Г.П.Щедровицким.

Д. Техники перехода и замены(реципиент самостоятельно осуществляет этот переход; разделительный знак показывает, как названное слева превращается в названное справа.)

54. Смысл>значение (например, в социально значимой работе лексикографа).

55. Значение>смысл.

56. Значение>понятие.

57. Понятие>значение (например, при составлении энциклопедии).

58. Представление>понятие (обычно для научной работы).

59. Понятие>представление (обычно в работе режиссера и других людей искусства).

60. Содержание>смысл.

61. Смысл>содержание.

62. Процедура>действие (вытеснение процедур действиями).

63. Действие>процедура (планомерная замена действия процедурой в ситуации, требующей автоматизации акта).

64. Понимание семантизирующее>когнитивное (при переходе от "просто слушания" или "просто чтения" к слушанию или чтению для научной работы).

65. Понимание когнитивное>семантизирующее (этимологизация).

66. Понимание распредмечивающее>семантизирующее (при изучении языка).

67. Понимание семантизирующее>распредмечивающее (переход к пониманию ради овладения культурой некоторого сообщества).

68. Понимание когнитивное>распредмечивающее (та же цель).

69. Понимание распредмечивающее>когнитивное (переход от художественного к научному освоению).

70. Ассоциирование>рефлектирование (для избежания искажений в понимании).

71. Рефлектирование>ассоциирование (в ситуациях, когда рефлексия существует "в снятом виде" и процесс освоения течет автоматически).

72. Рефлексия онтологическая>гносеологическая.

73. Рефлексия онтологическая>методологическая.

74. Рефлексия гносеологическая>методологическая.

75. Рефлексия обыденная>дискурсивная. Также: Рефлексия дискурсивная>обыденная, то есть переход от осознанности (в ситуации интерпретации) к "интуиции" в ходе непосредственного исполнения текущей работы понимания текста, ситуации, человека и пр.

76. Понимание>знание.

77. Эмоция>собственно человеческое чувство.

78. Собственно человеческое чувство>эмоция (для перехода от рефлексии к поступку).

79. Усмотрение смысла ожидавшегося>усмотрение смысла не ожидавшегося.

Е. Выход (по воле субъекта) из ситуации фиксации рефлексии в духовное состояние, являющееся объективацией рефлексии (ее инобытием, ее ипостасью).

Важнейшие среди этих состояний:

80. Выход к пониманию как осознанному усмотрению и/или построению смысла( в том числе эзотеричного), метасмысла, художественной идеи.

81. Выход к усмотрению и осознанию красоты. Усмотрение меры художественности - оптимума пробуждения рефлексии.

82. Выход к переживанию и/или усмотрению гармонии.

83. Выход к категориальному суждению о прошлом, о настоящем, о предстоящем, вообще о мире.

84. Выход к принятию чего-то за факт, за истину. Вера, доверие.

85. Выход к способу определения истинности, перебор способов усмотрения истинности (в том числе и в рефлективном романе, где надо социально адекватно установить действительное соотношение заданных писателем конструктов).

86. Выход к формулированию идеи (научной, художественной). Построение соответствующего метатекста.

87. Выход к пополнению концептуальной системы субъекта, добавка к мировоззрению.

88. Выход к одному из собственно человеческих чувств.

89. Выход к пополнению системы чувств, добавка к мирочувствию. Появление эмпатии.

90. Знание, его изменение и рост. Выход к системным представлениям в сфере знания.

91. Выход к решению. Изменение решения.

92. Выход к мнению. Изменение мнения.

93. Выход к оценке усмотренного.

94. Выход к оценке прошедшего. Рефлексия над всем опытом. Оценочная рефлексия над фактами истории и выход к соответствующему пониманию.

95. Усмотрение образа автора (также - образа рассказчика). Переживание статичности/динамичности при движении образа автора.

96. Выход к отношению, изменение отношения.

97. Выход к действительному душевному состоянию субъекта. Создание настроения как комплекса, включающего и чувства, и собственно эмоции.

98. Выход к целеполаганию, также формирование и/или формулирование установки. Сопоставление своей цели (установки) с целью (установкой) автора.

99. Усмотрение модальности всей ситуации.

100. Переживание модальности.

101. Выход к усмотрению и/или переживанию потребности, к осознанию желания.

102. Выход к воспоминанию, припоминанию, ассоциированию.

103. Ассоциирование, недискурсивное (или отчасти и дискурсивное) нахождение и/или установление связей.

104. Выход к инновации, придумыванию, изобретению.

105. Остранение известного (например, субъект видит, что можно отнестись с юмором к тому, к чему относились только глубокомысленно; или он видит, что к данному когнитивному материалу возможно подойти не когнитивно, а эстетически). Данная техника разработана В. Шкловским и Б. Брехтом.

Техники могут сочетаться самым разнообразным способом, образуя сложнейшую мозаику. Каждую конфигурацию мозаики тоже следовало бы считать за особую технику понимания. Однако изучение этого вопроса скорее всего преждевременно: ведь в приведенном инвентаре - лишь малая часть фактически существующих техник, для описания которых нужно находить какие-то пока еще не известные методологические средства. Все эти проблемы заслуживают серьезной разработки. Эта разработка существенна и с собственно герменевтической точки зрения, и с точки зрения использования герменевтических знаний в развитии риторики.

Существуют и многие другие техники понимания, которыми люди пользуются, никак этих техник еще не научившись называть. Эта проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОТРЫВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ В ДОКЛАДАХ СТУДЕНТОВ

При интерпретации дроби текста студент сначала выполняет интерпретацию систематизированно. Системы изложения могут быть разные. Ниже предлагается одна из них.

Наши рекомендации