Учебное пособие по истории Казахстана

Учебное пособие по истории Казахстана

История Казахстана

Учебное пособие

В помощь выпускнику школы

Для сдачи ЕНТ

Составитель Виляда В.Г.

Учебное пособие по истории Казахстана - student2.ru

Г.

Содержание:

Тема № 1: Введение в курс «история»………………………………………… 3

Тема № 2: Первобытнообщинный строй. Каменный век……………………. 3

Тема № 3: Эпоха бронзы (II-I тыс. до н.э./XVIII-VIII вв. до н.э.)…………… 5

Тема № 4: Первые племенные союзы и объединения/Эпоха железа

(VIII в. до н.э.-VI в. н.э.)…………………………………………… 7

Тема № 5: Средневековые государства……………………………………….. 10

Тема № 6: Монгольское нашествие……………………………………………. 17

Тема № 7: Государства расцвета средневековья……………………………… 21

Тема № 8: Казахское ханство в XV-XVII вв…………………………………... 22

Тема № 9: Казахское ханство в XVIII веке……………………………………. 26

Тема № 10: Колониальная политика России. Присоединение Казахстана

к России……………………………………………………………. 28

Тема № 11: Национально-освободительные движения на территории

Казахстана XVIII-XIX вв………………..………………………... 31

Тема № 12: Реформаторская политика царизма………………………………. 35

Тема № 13: Экономическое положение Казахстана в XVIII-XIX веках……. 37

Тема № 14: Развитие культуры Казахстана в XVIII-XIX веках…………….. 38

Тема № 15: Казахстан в начале XX века……………………………………… 41

Тема № 16: Национально-освободительное восстание 1916 года…………… 43

Тема № 17: Казахстан в годы Февральской и Октябрьской революций……. 44

Тема № 18: Гражданская война 1918-1920 гг………………………………… 46

Тема № 19: Новая Экономическая Политика (НЭП/1921-1928 гг.)………… 47

Тема № 20: Индустриализация………………………………………………… 48

Тема № 21: Коллективизация (1929-1933 гг.)………………………………… 49

Тема № 22: Казахстан в 1920-1930 гг…………………………………………. 50

Тема № 23: Культура 1920-1930-х гг………………………………………….. 51

Тема № 24: Казахстан в период Великой Отечественной войны

(1941-1945 гг.)…………………………………………………….. 52

Тема № 25: Казахстан с 1945 по сер. 1960-х гг………………………………. 54

Тема № 26: Казахстан в середине 1960-х – середине 1980-х гг. ……………. 57

Тема № 27: Культура 1945-1985 гг……………………………………………. 58

Тема № 28: Казахстан в годы перестройки (1985-1991 гг.)…………………. 59

Тема № 29: Казахстан в период Независимости……………………………… 60

Тема № 30: Стратегическая программа развития страны/Послание

Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030.

Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех

казахстанцев»……………………………………………………… 62

От автора

В данном пособии собраны вопросы и правильные ответы из сборников тестов с 2003 года. Материал разбит по темам и изложен в хронологической последовательности. Текст снабжён таблицами.


Тема № 1: Введение в курс «история».

Понятие «история». Исторические науки.

История – повествование, рассказ о прошлом; наука, изучающая в определённой последовательности события, произошедшие с древнейших времён до наших дней.

Отец истории – др.греч. учёный Геродот (труд «История»). Отец истории на Востоке – Сыма Цзянь («Ши цзи» или «Исторические записки»).

Исторические науки.

Археология – наука, изучающая прошлое по дошедшим до нас конкретным предметам или вещественным источникам (наука «вооружённая лопатой»).

Антропология – наука, изучающая процесс возникновения и развития человека.

Историческая антропология – отрасль исторической науки, исследующие черты внешнего облика людей.

Этнография – наука, изучающая обычаи и традиции народов. Метод изучения – совместное проживание с исследуемым народом.

Геральдика – наука, изучающая историю знаков, гербов, символов.

Нумизматика – наука, изучающая историю денег.

Летописи – ежегодные хроники событий, на востоке – шежире.

Ономастика – наука, изучающая происхождение названий.

Топонимика – наука, изучающая историю происхождения названий местности, городов.

Периодизация истории.

Существует 2 периодизации:

А) Археологическая (в основу положен материал, из которого человек изготавливал орудия труда):

· эпоха камня.

· эпоха бронзы.

· эпоха железа.

В) Историческая (в основу положены определенные периоды времени, разделяемые важными событиями):

· Древний мир (2,5 млн. лет – V в.): с момента появления человека на Земле до падения Западной Римской империи и рабовладельческого строя/Первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй.

· Средние века (V-XVII вв.)/Феодальный строй.

· Новое время (XVII-XIX вв.)/Капиталистический строй.

· Новейшее время (с нач. XX в. по настоящий момент)

/Капиталистический и социалистический строй.

Понятия «антропогенез», «антропоморфный», «эволюция».

Эволюция – возникновение и развитие.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека.

Антропоморфный – человекообразный.

Тема № 2: Первобытнообщинный строй. Каменный век.

Антропогенез или эволюционная теория человека.

1. Австралопитек – южная обезьяна. Датируется временем 4 млн. назад. Найдена была в 1959 г. Олдувайском ущелье, между оз. Виктория и г. Килиманджаро /Восточная Африка, государство Кения.

2. Хомо (Человек)/2,5 млн. лет назад/, который в своём развитии прошёл несколько стадий:

· Хомо габилиус/человек умелый. 1,75 млн. лет. В 1974 г. обнаружен в Олдувайском ущелье скелет женщины «Люси», возраст 2 млн. лет.

· Хомо эректус/ человек прямоходящий. 1,6 млн.- 200 тыс. лет. Его подвиды: а) явантроп (Юго-Восточная Азия, 1981 г.); в) синантроп (китайский человек); с) питекантроп (о.Ява).- обнаружены в районе хр. Каратау (Южный Казахстан)/1 млн. лет назад.

· Хомо сапиенс/человек разумный. 200 тыс. лет. Его подвиды:

а) Неандерталец (обнаружен в Германии в долине Неандерталь)/200 тыс. лет назад.

в) Кроманьонец (обнаружен во Франции в пещере Кро-Маньон)/40 тыс. лет назад. Также называют человек современного типа/человек разумный.

Каменный век: хронологические рамки.

Каменный век (литос – камень)/2,5 млн.-2 тыс.лет назад

 
  Учебное пособие по истории Казахстана - student2.ru

Палеолит Мезолит Неолит Энеолит

/2,5 млн.-12 тыс.лет назад/ /12-5 тыс.лет назад/ /5-3 тыс. лет назад/ /3-2,8 тыс. лет назад/

 
  Учебное пособие по истории Казахстана - student2.ru

Ранний Средний Поздний

Нижний Мустье Верхний

2.5 млн.- 140-40 40-12

140 тыс. тыс. тыс.

Палеолит – Древнекаменный век.

Мезолит – Среднекаменный век.

Неолит – Новокаменный век.

Энеолит – Меднокаменный век.

Характеристика палеолита.

Палеолит – период становления древнего человека и его мышления. Первые занятия – охота и собирательство. Схожесть человека и обезьяны – это собирательство. Отличает человека от зверей – умение изготавливать орудия труда.

Археологические находки – единственный источник изучения древнего Казахстана. Каменный век изучал Алпысбаев, который открыл стоянки в Южном Казахстане. В Южном Казахстане были обнаружены наиболее ранние орудия труда и наибольшее количество стоянок палеолита. Следы первого человека есть, а останков нет. Самое распространённое животное – мамонт.

Первобытное общество характеризуется отсутствием частной собственности, классов и государства.

Палеолит

Вопросы Ранний Средний Поздний
Культуры шель, ашель, олдувай мустье ориньяк, мадлен, солютре
Тип человека Хомо эректус: питекантроп, синантроп Неандерталец Кроманьонец
Тип человеческого коллектива Человеческое стадо – служило для совместной добычи пищи и защиты от зверей Большая община Родовая община
Орудия труда Чоппер – галька, заточенная с 1-ой стороны; чопплинг – галька, заточенная с 2-х сторон; 1-ое каменное орудие – рубило Скрёбла Проколки, дротики, резцы, болас – связки из 3-х шаров
Важные изменения периода   Учебное пособие по истории Казахстана - student2.ru 100 тыс. лет назад - начало ледникового периода добывание огня трением 13 тыс. лет назад - начало таяние ледника.  
Жилище     Прячась от зверей человек начал обживать пещеры – 1-ые жилища людей
Искусство     Наскальные пещерные рисунки - петроглифы (животные); древнейшие формы религии
Стоянки Бориказган, Танирказган, Казангап, Шабакты, Семизбугы, Карасу, Козыбай Кызылрысбек, Арыстанды Батпак, Шульбинка, Шакпаката, Ачисай

Характеристика мезолита, неолита, энеолита.

Вопросы Мезолит Неолит Энеолит
Важные изменения периода Своеобразный мостик между палеолитом и неолитом. Человек передвигался за стадами животных. Одомашнивание диких животных и окультуривание растений началось в конце мезолита. Приручена собака. Под влиянием солнца формируются современные растения и животные. Последний мамонт – 10 тыс. лет назад Переход к производительному хозяйству и труду (неолитическая революция – освоение скотоводства и земледелия). Изготовление керамики (глиняной посуды/орнамент геометрический). Появление ткацкого станка 1-й металл, освоенный человеком – это медь. Разделение труда
Тип человеческого коллектива Окрепла родовая община Историческая общность – матриархат. Дела внутри рода решал родовой совет Распад матриархата и преобладание патриархата. Антропологический тип – протоевропеоидный.
Орудия труда Камень шлифуют, пилят, сверлят. Изготовление микролитов. С изобретением лука и стрел охота стала под силу отдельным охотникам Наиболее высокого уровня достигла обработка камня. Долото превратилось в топор. Появилась мотыга, зернотёрка  
Религия   Погребения в пределах поселения, захоронения коллективные и одиночные.  
Стоянки   Саксаульская (Кзыл-ординская область), Усть-Нарым, Каратомар, Каратургай Учебное пособие по истории Казахстана - student2.ru Ботай (Северный Казахстан) Ботайская культура

Пиктрография – рисуночное письмо.

Отжимная ретушь (галечная культура) – обработка камня мелкими ударами для его прочности.

Нуклеус – обработанные с двух сторон большие камни.

Бифас – примитивное каменное орудие, обработанное с двух сторон.

Род – коллектив людей, связанный кровным родством.

Вождь – предводитель рода, племени,

Старейшина – самые опытные и мудрые старики, знавшие древние предания, повадки животных, правила поведения; ведали сельскохозяйственными делами, отправлением обрядов, устройством празднеств.

Древнейшие формы религии:

Анимизм – вера в существование духов.

Фетишизм – придание вещам магического значения.

Тотемизм – вера в мистическую связь с каким-либо животным (покровителем рода).

Магия – обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на природу, людей и животных.

Тема № 3: Эпоха бронзы (II-I тыс. до н.э./XVIII-VIII вв. до н.э.).

Бронза – это сплав меди (90%) и олова (или свинец, др. металлы).

Способы добычи руды:

· метод «кайлования» - в мягких, рыхлых породах.

· метод «огневой проходки» - в твёрдых породах.

Способы обработки металла: литьё, ковка, чеканка.

Учебное пособие по истории Казахстана - student2.ru Эпоха бронзы делится на 3 периода:

1. Ранняя бронза (XVIII-XVI вв. до н.э.)

2. Средняя бронза (XV-XIII вв. до н.э.) Андроновская культура.

3. Поздняя бронза (XII-VIII вв.) – Бегазы-дандыбаевская культура /стоянки Бегазы и Дандыбай/.

В 1946 г. начинается комплексное изучение эпохи бронзы на территории Казахстана под руководством А.Маргулана. в целом эпоху бронзу в Казахстане изучали такие учёные как Акишев, Маргулан, Байпаков.

Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии: от Енисея до Урала, от тайги до Памира.

Охватывает территорию: Южная Сибирь, Казахстан, Урал, Средняя Азия.

В 1914 г. первый памятник андроновской культуры был обнаружен у с.Андроново близ г. Ачинск в Южной Сибири. В 1927 г. первые памятники андроновской культуры были обнаружены в Западном Казахстане.

Антропологический тип андроновцев – европеоидный. Внешний облик андроновцев изучал П.Алексеев. Антрополог Герасимов по черепу из Алексеевского кургана (Кустанайская область) восстановил образ женщины. Также Герасимов сделал реконструкцию черепов Жетысу.

Язык андроновцев – индоиранский.

II-I тыс. до н.э. – это начало формирования казахской народности.

Особенности андроновской культуры:

1. До I тыс. до н.э. племена, населяющие Казахстан вели оседлый образ жизни, т.к. в этот период господствовала андроновская культура (земледельческо-скотоводческая).

2. Это период становления кочевого скотоводства, но главную роль всё-таки выполняло ещё пастушеское скотоводство (оседлое); земледелие выполняет вспомогательную роль.

3. В это период начинает распадаться первобытнообщинный строй, и на смену коллективной родовой собственности пришла семейная и частная собственность на скот (тогда как пастбища находились в родовой, общинной собственности).

4. Смена матриархата патриархатом связана с переходом к кочевому скотоводству.

5. Первое общественное разделение труда, т.е. отделение скотоводства (развилось из охоты) от земледелия (развилось из собирательства). Оба эти виды деятельности человек освоил одновременно.

Основные районы андроновской культуры:

1. Город Аркаим – прототип древних городов, находился на границе Кустанайской и Челябинской областей (Северный Казахстан).

2. Урочище/стоянка Тамгалы, где обнаружена пиктография, находится в Южном Казахстане. Здесь же распложен хр. Каратау – место массового скопления петроглифов.

3. Мавзолее Тегискен и Таутары, изготовленные из сырцового кирпича, расположены в Семиречье.

4. Стоянки Бегазы и Дандыбай расположены в Центральном Казахстане. Здесь (в Центральном Казахстане) было обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. В долине реки Атасу были плавильные печи.

Хозяйство:

На смену андроновской культуре пришла Бегазы-дандыбаевская (кочевое хозяйство). Бегазы-дандыбаевская культура в Центральной Азии завершает бронзу. Климат становится значительно суше, зима суровее, а лето короче и жарче. Соответственно развивается кочевое и полукочевое скотоводство, для которого характерны 4 сезонных пастбища (жайляу, кыстау, коктеу, кузеу). Для кочёвок характерны длительные переходы с летовок на зимовки. Переход к кочевому скотоводству обуславливает появление тебенёвки (в X-IX вв. преобладало коневодство). В Западном Казахстане было развито верблюдоводство. Вообще не развито свиноводство.

Земледелие было развито только на юге Казахстана (оседлые земледельцы). Использовали, в основном, каменные мотыги, медные и бронзовые серпы. Также были зернотёрки.

Рыбалка служила андроновцам дополнительным источником питания. В качестве топлива использовали кизяк. Жилищем андроновцев было переносное жилище – прототип юрты, где священным местом является очаг.

Искусство/похоронные обряды

В этот период появились могильники только с одним человеком. В раннюю бронзу сжигали (кремировали), что связано с культом огня. В среднюю и позднюю бронзу хоронили в согнутом положении (поза младенца в утробе матери/голова на запад). Похоронные обряды отражали сложные представления о загробном мире. Вообще культ мёртвых соплеменников занимал особое место в религии. Хранителями традиций и знаний были жрецы – служители культа.

В наскальных сюжетах чаще всего изображали дикого быка-тура или двугорбого верблюда-бактриана. В урочище Тамгалы (Алматинская область) найдено изображение сонцеголового человека – Митра – бога солнца, который сравнивался и отождествлялся с быком - символом могущества, силы и плодородия. Вокруг Митры показан хоровод из пляшущих людей, причём движение участников – это имитация движения планет на небе. В районе хребта Каратау найдено изображение – 49 колесниц (андроновцы верили, что боги на небе ездят на колесницах).

Найденные фигурки женщин из кости символизируют культ матери-земли, материнского рода. Орнамент, наносимый на керамику, имел геометрический стиль (ему не только придавался магический смысл, но он служил и для красоты).

Во II тыс. до н.э. зарождается богатое ювелирное изделие. Археологическим символом эпохи являются серьги и подвески.

Самый древний праздник – это Наурыз.

Каракитаи (1125-1212 гг.).

Каракитаи – это потомки киданей (по китайским источникам с IV в.), создавшие империю Ляо (924-1125 гг.)/от Алтая до Тихого океана. Мусульманские историки называют киданей каракитаями.

Это монголоязычное кочевое племя, по вероисповеданию буддисты. Титул правителя – гурхан.

В 1125 г. империя Ляо была разбита и гурхан Елюй Даши откочевал в Жетысу, где были ослабевшие караханиды. Смешавшись с тюрками, кидани тюркизировались и стали называться каракитаями.

В 1141 г. кидани в Катауанской битве у Самарканда разбили караханидов и сельджуков. В результате, караханиды стали вассалами буддистов киданей (платили дань). Вскоре кидани подчинили и Хорезм.

У г. Баласагун кидани основали свою ставку Гуз орду. Пригра­ничные племена кидани обязали нести пограничную службу. Опасаясь своих приближённых, правители не раздавали уделов. Используемые деньги – динары. Особенность управления – правом наследования трона обладали не только мужчины, но и женщины, которая должна была быть потомком ханского рода (например, ханша Табуян – жена Елюй Даши, Бусуган - дочь Елюй Даши). Ещё в 1-ой пол. XII в. при сыне Елюй Даши, Им, была проведена перепись населения.

В 1208 г. и 1212 г. кидани были разбиты найманами. Гурхан киданей попал в плен к найманам Кучлука и погиб. Земли каракитаев стали землями найманов.

Огузы (конец IX-начало XI вв.).

Ещё в VII в. ядро огузов формируется в Западном Жетысу - между Иссык-Кулем и Чу (по М.Кашгари). Затем огузов карлуки вытесняют на Сыр-Дарью. В упорной борьбе теперь уже сами огузы вытесняют с Сырдарьи печене­гов (дальше на запад).

Столица - Янгикент на Сыр-Дарье.

· М.Кашгари считал, что огузы делились на 24 племени: 12 – бузуки, 12 – учуки.

· Джабгу (ябгу) – титул правителя (власть наследственна).

· У огузов и жёны правителя принимали участие в управлении: они носили титул «хатун».

· Иналы – наследники джабгу.

· «Коль еркины» - советники джабгу. Впоследствии из-за усиления аристократии «коль еркины» стали собирать совет знати (канкаш).

· Сюбаши – глава войска.

· Огузское государство опиралось на «военную демократию».

· Народное собрание собиралось раз в год. С расцветом огузского общества власть перешла к Великому и Малому курул­таю (по эпосу «Огуз-наме»).

· В X в. территория огузов называлась «Муфазат аль-гуз» (от Сырдарьи до Волги).

Продолжительная война с печенегами консолидировала огузов (в союзе с хазарами, подчинили печенегов между Волгой и Уралом (по «Огуз-наме»)), затем огузы попытались захватить пастбища по Дону и Причерноморью у хазар. В союзе с киевским князем Святославом огузы разбивают в 965 г. ха­зар. В 985 г. князь Вла­димир в союзе с огузами организовал поход на булгар на Волге. Часть печенегов и кангаров (по языку индоевропейцы и финно-угры) вошли в состав тюркоязычных огузов.

Огузы вместе с Древней Русью пытались контролировать торговые пути из Европы в Азию (через Мангыстау и Устюрт). Огузы торговали скотом со Средней Азией и Китаем.

Расцвет огузского государства начался в период правления последнего хана Али-Шахмалика. В 1041 г. он завоевал Хорезм. Однако в 1043 г. в борьбе с сельджуками Шахмалик погиб.

Войны, рост налогов вызвали недовольство народа. С бе­регов Арала и Сырдарьи огузов вытеснили в XI в. кыпчаки. Государство огузов перестало существовать.

Сельджуки (входящие в состав огузов) ушли в Восточную Европу и Малую Азию, положив, таки образом, начало туркам.

Кимаки (конец IX-начало XI вв.).

В начале VII в. кимаки сформировались в северо-западной Монголии (по китайским летописям). Ранний этап их истории связан с племенем «яньмо».

В cep.VII в. кимаки отошли на северный Алтай и Иртыш. Обособились от других племен в 656 г. после распада Западно-Тюркского каганата. Персидский историк аль-Гардези (XI в.) писал о 7 кимакских племенах. Самым крупным и сильным племенем, находящимся под влиянием Кимакского каганата, бы­ли кыпчаки.

В 766-840 гг. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После разгрома в 840 г. Уйгурского каганата, часть его племен отошла к кимакскому государству. Частично оттеснили огузов. В XI в. занимали северо-восточного и центрального Казахстана.

Столица - г. Имакия (на Иртыше). Вторая столица – г. Карантия (побережье оз.Алаколь).

Каган – титул правителя, джабгу стоял на 2 ступени ниже. Власть передавалась по наследст­ву. Такой же была и власть 11 наместников. За службу они полу­чали новые уделы. В X в. кимаки приняли ислам.

Кимаки совершали набеги на сибирских киргизов, захватили часть земель огузов, но с XI в. кимаков атакуют караханиды. Это, а также меж­доусобица с кыпчаками, стали причинами упадка государства кимаков.

Кыпчаки (начало ХI в. -1219 г.).

В XI в. земли кимаков вошли в Кыпчакский каганат. В это время кыпчаки господствуют в Казахстане (на всей территории, кроме Жетысу).

Дешт-и-Кыпчак (историко-географическая область/«Степь кыпчаков» в арабских источниках) располагалась между Алта­ем (Иртышем) и Волгой.

Русские кыпчаков звали «половцами», венгры (и европейцы) - «куманами».

Хан – титул правителя, избирался из знати племени «ельборили» (арабские историки называли его племенем ханской династии). Соответственно, тотемное животное у тюрок – волк.

У кыпчаков формируется однородная народность (об этом писал итальянский путешественник Плано Карпини). В X-XIII вв. многие тюркские племена брали имя «кыпчак». Процесс образования кыпчакской народности был закономерным процессом, но этому помешало монгольское нашествие. Этот процесс был заторможен до XV в. Кыпчакский язык составил основу современного казахского языка (образец фольклора на языке кыпчаков «Кодекс куманикус»).

В середине XI в. кыпчаки мигрируют на запад от Волги, вступая в контакт с Русью, Византией и Венгрией. Волга станет границей между Западными и Восточными кыпчаками. Войско также делилось на Правое (более сильное) и Левое крылья.

Ставка Правого крыла находилась на р.Урал (у Сарайчика), а Левого - в г.Сыгнаке.

Кочевые кыпчаки стремились к захвату городов Средней Азии и Руси, а также они вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами, в особенности с Хорезмом. В начале XIII в. кыпчаки воевали с Хорезмом за Приаралье, города Отрар и Сыгнак (препятствием этому были огузы). Монголы остановили это соперничество и прервали формирование кыпчакской народности.

Распространением ислама среди кыпчаков занимались хорезмийцы.

Культура Средних веков.

ВШП функционировал с сер.II в. до н.э. до XIV в., его длина 7 тыс. км.:

· Северная ветка ВШП проходила через Жетысу и юг Казахстана.

· Другая, через Туркестан и низовья Сырдарьи, в обход Арала и Черного моря шла до Европы.

· Жетысу – главные ворота на восток.

· Южный Казахстан – ворота Пути на запад.

· Самый оживлённый участок ВШП в VI-VII вв. – это путь, идущий из Китая на Запад, через Жетысу и Южный Казахстан. Здесь шло взаимообогащение культур (оседлой городской и кочевой), росли города, торговля, и внешние связи. Расширению хозяйств скотоводов и земледельцев способствовала заинтересованность во взаимной торговле.

· Города Жетысу (более 100), возникшие вдоль Пути, сформировались на месте зимо­вок. Все города Жетысу средневековья лежали на ВШП. Города ВШП часто стояли на границе кочевого и оседлого миров.

· Главные торговые центры ВШП в Южном Казахстане – гг. Тараз и Испиджаб (по Кашгари – это г. Сайрам/до XIII в.). Эти города (а также Сауран) были самыми круп­ными в Казахстане. Испиджаб – «источник ископаемых всего мира», там были найдены караван-сараи (тимы), где торговали тканями. В китайских дорожниках этот город называют «городом на Белой реке».

· Тараз - «место торговли му­сульман с тюрками», «город славных и благословенных тюрок-чаруков»/самый богатый город при карлуках и караханидах.

· Суяб – крупный торговый город долины Чу, «в нём смешанно живут торговцы разных стран, а половину города составляют купцы».

· Янгикент – колония Хорезма X в.

· Свидетельство развития международной торговли в Средневековом Казахстане – это серебряный клад из Отрара. В VIII-IX вв. в Жетысу центр производства серебряных изделий. Купцы Тараза торговали добываемым в верховьях Таласа серебром. Золотые солиды Византии на ВШП были международной валютой.

· При карлуках (до конца Х в.) в Казахстане использовали тюргешские монеты. В XI в. на монетных дворах в Таразе, Испиджабе чеканят серебряные дирхемы. При караханидах чеканили все виды дирхемов. В XI-XII вв. наступает «серебряный кризис»: дирхемы чеканят из меди и покрывают слоем серебра. В XII-XV вв. монеты 3-х номиналов (из серебра, меди и золотые динары) чеканили в Отраре.

· В городах ВШП были караван-сараи (тимы).

· Ярмарочная торговля IX-XII вв. наиболее интенсивно развивается в пограничных с кочевниками городах. Из Китая тюркам шли шелк, бумага, зеркала. С Ближнего и Среднего Востока - ковры, жемчуга, стекло и др. Китай вывозил шелк на продажу, но технологию его производст­ва держал в тайне.

· Вдоль караванных путей строили сардобы – колодцы с куполом.

· ВШП способствовал торговли и установлению дипломатических отношений Востока и Запада.

· Торговые и культурные связи по ВШП были прерваны в XIII-XIV вв. нашествием монгол.

Главная функция городов в VII-VIII вв. – административная. В X-XII вв. в Центральном и Восточном Казахстане наблюдается рост числа городов и развитие осед­лой культуры. Росло не только число городов, но росли и их размеры (за счет рабада – пригород, где жили ремесленники – бедные простолюдины, основные потребители ремесленной продукции в X-XII вв.) и за счет оседания кочевников (бедные земледельцы), которые жили на окраинах). Хисар – центр города. Шахристан – район, где жила знать, служители религиозного культа, купцы, дружина. Цитадель – укреплённая часть города, крепость.

Главы городов подчеркивали свою независимость выпуском монет.

В X-XI вв. на развитие городской культуры в Казахстане повлиял ислам. В Отраре найдены руины 2-х бань (XI-ХII вв.). Они отапливались жаропроводящими каналами.

Северотуркестанская архитектура связана со степным искусством.

Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом.

Тюрки плавили металл с V в. Луки у них были составные. Терракота – керамика из цветной глины. Майолика – керамика из цветной глины, покрытая глазурью.

Религиозные верования.

До ислама в Казахстане было язычество:

· Тенгри – небо/тенгризм.

· Культ предков.

· Умай – богиня очага, здоровья, детей, плодородия.

· Кок-бори – бог Волка.

· Ер-Суб - Земля-Вода.

· Эрклиг – бог смерти, влады­ка подземного мира.

· Аруахи – духи предков.

С приходом тюрок стали возводить балбалы (каменные изваяния) на могилах знатных людей. Тюрки в V-VII вв. тела умерших сжигали, а золу хоронили. Обряд «очищения» - прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза изготавливали бойтумары, т.е. обереги. Вешали на шею детей или молодняка скота. Могилы доисламского периода в виде юрты называются дын.

Также на территории Казахстана исповедовали буддизм (буддийские храмы были в г.Акбешиме и г.Суябе). Согдийцы с I в. до н.э. распространяли буддизм в Центральной Азии. Тюрки испытывали его влияние с VI в. широко распространен буддизм был на юге Казахстана и в Жетысу. Главная археологическая находка у г. Испиджаб – подземный буддийский монастырь VI-VIII вв.

Также согдийцы занесли зороастризм/VI-VII вв. (оссуарии – глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма) и манихейство. Манихейство зародилось в Иране в III в. В Таразе был найден медальон с манихейским богом. Глава манихеев в начале VIII в. жил в Самарканде.

В VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Жетысу распространено христианство-несторианство. Эта ересь зародилась в V в. в Восточной Римской империи. В VII-VIII вв. появились намогильные каменные плиты с надписями (кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями). О христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в. Рубрук.

Исламизация населения началась с VIII в., в Южном Казахстане с X в. После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили с ним (теперь это запретили).

В соответствии с канонами ислама в X-XII вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.).

Мавзолеи – надгробные монументы. Самые известные – это мавзолей Кара-хана в Жамбыле (Таразе)/здесь же церковь обращена в мечеть, и мавзолей Арыстан-баба у Отрара на Сырдарье.

Свидетельством высокого уровня развития архитектуры являются мавзолеи Коркыта (Кзылординская область), Бабаджи-Хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-XII вв.) у Тараза.

Мечети начали строить со 2-й пол.IХ в.

Причиной быстрого распространения ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. В целом, исламизация Казахстана благотворно повлияла на науку и знания.

Письменность.

Первое сообщение о письме тюрок принадлежит М.Протектору. Источники Китая подтверждают наличие в VI в. письма у тюрок. Это был древнетюркский алфавит, т.н. руническая (тайная) письменность, состоящая из 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга – письменный знак родового имени тюрок.

Первые и крупнейшие каменные стелы с рунами найдены на р.Орхон. Посвящены они Бильге-кагану и Кюль-Тегину. Эти дастаны (исторические поэмы) «Культегин» и «Тонъюкок» - основные памятники древнетюркской литературы (написаны в Восточно-Тюркском каганате). Это образцы ораторского искусства и политической прозы, баллады о батырах. Также руны были найдены и на р.Талас.

Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до XII в. Именно исламизация привела к исчезновению рун.

Вместе с рунами в VI-IX вв. использова­ли согдийское письмо.

Письмена «Тоньюкок» - первые яркие образцы тюрков.

К литературе VIII-IX вв. относят эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Передаваемые уст­но, в XI в. их записали. Один из вариантов записан персидским историком Рашид-ад-Дином.

Послы Западных тюрок доставили в Византию по­слание со скифскими письменами.

Вместе с исламом к тюркам проникает арабский язык (с IX в. распространяется арабский алфавит). Возникает тюркское письмо на основе арабской графики (с распространением ислама).

Таким образом, тюрки перешли на арабицу. С X в. в южном Казахстане книги стали писать на арабском языке из-за распространения ислама. Литература и наука также перешли на арабский язык.

Мыслители.

В Х-ХII вв. у тюрок появились известные научные труды и литерные произведения.

Арыстан-баба (учитель Ясави) занимал высшую ступень в иерархии святых региона. Паломникам надо было в первую очередь посетить его могилу.

Ю.Баласагуни (1021-1075 гг.) – автор «Кутадгу билик» («Наука быть счастливым» или «Благодатные знания»), один из первых светских трудов на тюркском языке (много сведений об истории, общественно-политической жизни, обычаях, традициях, религии, т.е. отражены общественное сознание и политические концепции). За этот труд каган Караханидов дал ему титул «главный визирь».

А.Р.Аль-Бируни – изобрел глобус, определил координаты 600 городов. За 600 лет до Коперника и Галилея предсказал гелиоцентризм и всемирное тяготение.

Ахмед Иугнеки – автор дастана на тюркском языке «Дар истины» (при­зывает людей к добросердечию и честности).

Х.А.Йасауи/Ясави (1103-1067 гг.) – мыслитель, поэт из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Ученик Арыстан-бабы. Основатель суфизма (аскетиче­ского и мистического направления в исламе), распространял духовную поэзию в Казахстане. В память о пророке, отрешился от мирской жизни и жил в подземной келье, проповедуя ислам среди тюрков раннефеодальных государств (кочевников и оседлых). Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудрости»), включающей этические нормы, язык исследования, этнографические и социально-бытовые нормы, а также проповедь смирения и аскетизма. Написана на тюркском языке арабскими буквами. В Туркестане (вторая Мекка) построен мавзолей Ясави (по приказу эмира Тимура в 1397 г.), подчеркивающий духовное единство исламских народов. Купол мавзолея Ясави к XVIII в. был полуразрушен и вос­становлен в XIX-XX вв. Рузбихан считал его «1-ой из самых монументальных построек».

Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата) – поэт, ученик Ясави. По учебникам Ясави и его ученика Бакыргани учились в медресе Казахстана и Средней Азии несколько веков.

М. Кашгари(1030-1090 гг.) – автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словарь тюркских наречий») – энциклопедии тюркоязычных народов. Изучал топонимы, историю, этнографию тюрок (изучал язык и обычаи тюрков в XI в.); внес вклад в языкознание. По Баскакову – был первопроходцем в изучении тюркских языков. По Кононову – Кашгари доказал что тюркский язык не ниже арабского.

Коркут – жырау, сказитель, одаренный композитор.

Фараби (870-950 гг.) – выходил из округа Отрар (учился на кыпчакском языке). Пи­сал книги арабским письмом. Первый ученый Востока, известный всему миру/«Второй Учитель мира» (после Аристотеля). Автор трактата «Возникновение наук» (написана на арабском языке).

Тема № 6: Монгольское нашествие.

Монгольские племена первоначально населяли междуречье Онона (Орхона) и Керулена, к середине XII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.

В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов-борджигитов Есугей-бахадура – Темучин (1155-1227 гг./воспитывался при дворе хана кереитов) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая. Отец Темучина погиб, когда ему было 9 лет.

В 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингис-ханом. Его жена, Борте, выходила из племени конырат (их брак положил начало династии чингизодов).

Столица - Каракорум.

Таким образом, в начале XIII в. в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство.

Государственный строй:

· Империя Чингиз-хана

Наши рекомендации