ВОПРОС № 43. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ: ТЕОРИИ, РЕКРУТИРОВАНИЕ, ФУНКЦИИ.
Политическая элита (от французского «elite» - избранный, лучший), по мнению некоторых политологов, – лучшая часть любого общества («лучшие из лучших»). Она якобы доминирует в политике, осуществляет фактическое управление государством и обществом, вырабатывает модели (стереотипы) всеобщего поведения, помогает простым людям приспосабливаться к действительности.
Принято считать, что идеи политического элитаризма сформулированы еще в глубокой древности. При этом ссылаются на Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако, как полагают отечественные политологи, элитаризм до сих пор не получил окончательного обоснования и бесспорного фактического подтверждения. А потому, мол, большинство современных ученых зачисляет политиков в элиту по должности, а не по особым достоинствам, каковые вообще сомнительны, поскольку реальные представители «правящей элиты» талантами не блещут.
Нынешние политологи любят различать формальную и неформальную элиты.
Основатели теории элит – итальянские политологи Г. Моска (1856-1941, книга «Правящий класс») и В. Парето (1848-1923).
Согласно теории Моска: в любом государстве есть два класса: правящий и управляемый («инертное, неорганизованное большинство»). Первый класс малочисленный, но именно он духовно развит, сплочен и потому сильнее во всех отношениях. В результате именно он и монополизирует власть, прибирает к рукам все материальные и духовные преимущества. В последующем правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои таланты, знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Идеи же «демократии»» – лишь средство элитарного манипулирования массами.
Для Моска одна из важнейших проблем – рекрутирование, формирование правящей элиты. По его мнению, попадание в элиту обусловлено способностью к управлению другими людьми (организаторским талантом), интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. При этом правящий класс постепенно обновляется двумя различными путями:
1) аристократическим – передачей власти кровным наследникам, что чревато вырождением;
2) демократическим – включением в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает деградацию, но рушит стабильность.
Моска предлагал добиваться сбалансированного сочетания обоих путей.
Парето – автор термина «элита». Для него история политики – история смены элит, господствующих везде, особенно в политике, экономике и культуре. В основе такого положения вещей – социальные и чисто биологические инстинкты людей, их психика и чувства.
Парето, подражая Макиавелли, разделил элиты на «элиты львов» и «элиты лис». Эти разновидности, сменяя друг друга, способны какое-то время осуществлять стабильное и эффективное властвование: «львы» подавляют протест, «лисы» убеждают. Но, добившись стабильного успеха, правящая элита бюрократизируются и вырождается. Ее сменяет потенциальная элита (контрэлита) в результате переворота. То все революции – лишь форма смены элит.
Михельс (1876-1936) применил элитарные концепции к исследованию партий. Он сформулировал «железный закон олигархизации»: демократия ведет к олигархии – власть в любой организованной системе постепенно концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений. Михельс утверждал, что между политикой и другими сферами существует лишь текущее взаимодействие, и нет причинно-следственных зависимостей, а потому смена элит – самодостаточный процесс.
Неоэлитизм – одно из влиятельнейших направлений в современной политологии. Причем в рамках этой теории к концу ХХ века сложились следующие основные подходы:
- макиавеллистский (подчеркивается неизбежность эгоистической аморальности элит);
- ценностный (элиты призываются к духовному совершенствованию, дабы не просто править, но и постепенно совершенствовать мир);
- структурно-функциональный (элитарность рассматривается как всего лишь место, занимаемое в госструктуре и дающее управленческий опыт);
- либеральный (элитам для прочности собственной власти рекомендуется всемерно поддерживать демократию и охранять свободы личности).
Среди функций политических элит, содержащихся в вышеизложенных теориях, все политологи любят подчеркивать, что именно элиты сдерживают радикализм и торжество серых, бездарных масс. Но для того, чтобы сами элиты не вырождались и не тиранили окружающих, предлагается поддерживать множественность (плюрализм) элит и демократический стиль элитарного руководства.