ВОПРОС № 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ.
Политологи видят властные отношения везде, даже в неживой природе. Что и не удивительно – при такой-то профессии любое влияние (даже всемирное тяготение) может казаться властью. Меж тем, политическая власть не отделима от государства. И здесь значимо не любое фактическое влияние, а только положение в госструктуре,позволяющее и обязывающее руководить людьми от имени государства. Такое положение называют «должностью» или «статусом».
Функционирование государства как единого целого обеспечивается госаппаратом. И воля должностных лиц считается государственной волей, поскольку она обязательна для других людей. Власть без подчинения считается неосуществленной.
Обобщая сказанное: политическая власть – это комплекс полномочий (прав и обязанностей) государственного руководства.
Иногда в понятие «политическая власть» включают не только госвласть, но любую власть, имеющую отношение к политике: например, власть внутри политических партий и общественных объединений. Но такое «расширение значения» приводит к утрате специфики «политической власти», и она начинает отождествляться с любой властью, поскольку любая власть имеет хоть какое-то отношение к политике.
По форме власть осуществляется единолично (классическая «монархия-тирания»),коллегиально (классическая «аристократия-олигархия») и всенародно (классическая «демократия-охлократия»). Хотя современная политология предпочитает говорить исключительно о «монархиях» и «республиках», дабы не привлекать внимания к современным олигархическим режимам (особенно в США), притворяющимся «демократическими».
По сути различают осуществление власти в общественных интересах(«социоцентрическую власть») и использование власти в личных интересах («эгоцентрическую власть»). Второе противоречит сущности власти (она ж «государственная воля») и как бы преследуется по закону в качестве коррупции. В реальности же общественные и личные интересы властителей причудливо переплетены.
Надлежащим образом выраженная воля властей – это «официальные акты (решения)», обязательные для исполнения всеми, кто подчинен соответствующей власти в соответствующей сфере деятельности. За пределами компетенции властей их решения считаются не законными и необязательными. Обычно относят к необязательным и решения, выраженные (оформленные) ненадлежащим образом. Но фактическое властвование зачастую не совпадает с формально-правовыми пределами власти: подчиненные могут воспользоваться слабостью и неосведомленностью властей для уклонения от исполнения их повелений, а власти имеют средства для принуждения к исполнению решений за пределами своей компетенции.
В наши дни обычный способ обретения политической власти – избрание или назначение на государственную должность (пост) в соответствии с Конституцией, законами и иных правовых актов. Но помимо такой официальной власти достойна внимания и неофициальная власть, когда кто-то фактически присваивает властные полномочия без законных оснований, в том числе неофициально руководит официальными лицами.
Признаки политической власти:
- всеобщность (политическая власть охватывает всех в пределах своей территории и компетенции);
- обязательность властных решений для подвластных (подданных), обеспечиваемая системой средств, побуждающих и принуждающих к выполнению государственных решений (среди них система госорганов и материально-техническая база);
- верховенство политической власти над другими видами власти внутри государства;
- правомерность (компетенция политической власти узаконена правовыми актами), в том числе правомерным считается насилие, применяемое властями в соответствии с законодательством;6
- официальность (осуществление политической власти специальным госаппаратом – госорганами и госслужащими), публичность (политическим властям не положено скрывать своего статуса) и общепризнанность (правильно и законно признавать политическую власть, а кто ее не признает – отщепенец и правонарушитель).
Структурно власть подразделяется:
- по ветвям власти на: законодательную - исполнительную - судебную;
- по уровням государственной иерархии на: вышестоящую – нижестоящую, в том числе на общегосударственную - местную (муниципальную);
- по направлениям деятельности самыми разными способами (к примеру: на внешнеполитическую - внутриполитическую, экономическую - социальную - правоохранительную и т.д.)
- по суверенности: независимую (не обязанную, как судьи, выполнять чьи-то приказы при осуществлении своих полномочий) и подведомственную(обязанную выполнять приказы вышестоящего или главнейшего в данном случае начальства).
Местечковые политологи склонны делить власть на большую, среднюю, малую и огромную, используя для этого заковыристую терминологию. Например, выделяют 4 структурных уровня власти: макроуровень (общегосударственное руководство); мезоуровень («среднее руководящее звено», находящееся между самым высоким и самыми близкими к людям начальством); микроуровень (те, у кого в подчинении нет других начальников); мегауровень (международная власть).
Функции власти:
- обеспечивать единство государства, а также всевозможные реорганизации-трансформации этого единства;
- самоорганизовываться;
- устанавливать нормы права;
- решать конкретные вопросы, стоящие перед государством и соответствующим обществом, в том числе разрешать проблемы и улаживать конфликты;
- контролировать исполнение установленных норм права и конкретных решений, а так же держать под контролем всё имеющее обще-государственное значение (экологию, экономику, общественный порядок, безопасность и т.п.);
- взаимодействовать с другими государствами и международными организациями;
- накапливать и передавать следующим поколениям политический опыт и прочие достижения (к примеру, формы и методы управления, политические институты и связи).