Анонс БПМ в ценах декабря 2016 г.
В 2016 г. сумма назначенной государственной адресной социальной помощи составила 72,4 млн. рублей.
Система государственной адресной социальной помощи направлена на поддержку малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан (далее – ГАСП).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» В 2016 г. ГАСП назначена 290,4 тыс. человек на сумму 72,4 млн. рублей, из них:
ежемесячное социальное пособие – 75,1 тыс. человек на сумму 15,4 млн. рублей;
единовременное социальное пособие – почти 44 тыс. человек на сумму 3,9 млн. рублей;
социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 119,7 тыс. человек на сумму 27,6 млн. рублей;
...
Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017
На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).
ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В БЕЛАРУСИ В 2017
Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» пенсионная система, которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.
На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года – более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на пенсионные фонды. Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % – работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.
ИЗМЕНЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В БЕЛАРУСИ В 2017 ГОДУ
Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время пенсионный ворзаст установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины – 55.
Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины – того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 – для женщин.
Таблица пенсионного возраста в РБ с 2017
Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина – на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая таблица выхода на пенсию:
Дата рождения | Возраст выхода на пенсию | Срок выхода на пенсию | ||
Ж | М | Ж | М | |
1-я половина 1962 | 1-я половина 1957 | 55,5 | 60,5 | 2-я половина 2017 |
2-я половина 1962 | 2-я половина 1957 | 2-я половина 2018 | ||
1-я половина 1963 | 1-я половина 1958 | 56,5 | 61,5 | 2-я половина 2019 |
2-я половина 1963 | 2-я половина 1958 | 2-я половина 2020 | ||
1-я половина 1964 | 1-я половина 1959 | 57,5 | 62,5 | 2-я половина 2021 |
2-я половина 1964 и младше | 2-я половина 1959 и младше | 2-я половина 2022 |
Повышение пенсионного возраста прекратится во втором полугодии 2022: с 1-го июля 2022 все женщины в Беларуси смогут оформить пенсию по достижении 58, а мужчины – 63 лет.
Минимальная пенсия
Минимальная пенсия – гарантированная государством пенсионная выплата определена законодательно и различается в зависимости от категории получателей.
Существующая в Республике Беларусь государственная система пенсионного обеспечения четко структурирована законодательно. Все пенсионные выплаты различаются по категориям получателей, зависят от их трудового стажа и иных заслуг, а также степени потери трудоспособности, наличия других источников дохода. Определение размера пенсий производится согласно нормативам, закрепленным, в частности в Законе «О пенсионном обеспечении». Для каждого вида пенсий установлен минимальный размер, как правило, представляющий собой определенный процент от величины прожиточного минимума.
Следует понимать, что минимальная пенсия это не принципиально новое пособие, но нижний предел пенсионной выплаты в какой-то конкретной категории.
Так минимальная трудовая пенсия назначается в случаях, когда объем страховых выплат в период трудовой деятельности не позволяет начислить пенсию выше определенного законом минимума. То же касается начисления трудовой пенсии по инвалидности или потере кормильца.
За отправную точку для исчисления пенсионных минимумов принимается размер бюджета прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту, которая, в свою очередь¸ также исчисляется от величины прожиточного минимума.
Для трудовых пенсий минимальной величиной является 25 % от максимального размера среднедушевого бюджета прожиточного минимума за два истекших квартала (ст. 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Величина минимальной пенсии по инвалидности определяется в зависимости от группы:
· Для первой и второй групп 100%, для третьей – 50% от минимальной пенсии по возрасту. (для матерей героинь – 100% при любой группе инвалидности)
· Минимальная величина трудовой пенсии по случаю потери кормильца составляет 100% от минимальной пенсии по возрасту. Те же пенсии для детей-сирот увеличиваются вдвое (при отсутствии ежемесячной страховой выплаты в связи со смертью родителя).
· Минимальная пенсия за выслугу лет равняется минимальной пенсии по возрасту.
К назначенным в минимальном размере трудовым пенсиям по возрасту полагается доплата в размере 20% от средней зарплаты по стране.
К минимальным пенсиям применяются надбавки на уход за инвалидами на общих основаниях.
Повышение размеров минимальных пенсий регулируется государством в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума. Для иллюстрации динамики роста минимальных пенсий в 2014-2017 гг, можно рассмотреть соответствующие статистические данные по городу Минску.
Трудовая пенсия | май-июль. 2014 | авг-окт. 2014 | нояб. 2014-янв. 2015 | февр-апр. 2015 | май-июль 2015 | авг.2015 | сент. 2015 - янв. 2016 | февр. 2016 | март-апр. 2016 | май-июнь 2016 | июль 2016* | авг.-нояб. 2016 | дек. 2016 - янв. 2017 | ||||||
Минимальный размер пенсии по возрасту | |||||||||||||||||||
В т.ч. 25% бюджета прожиточного минимума | 303 118 | 335 855 | 349 005 | 357 025 | 368 718 | 392 283 | 392 280 | 397 830 | 410 000 | 424 860 | 42,49 | 43,88 | 43,88 | ||||||
В т.ч. с доплатой при стаже работы 20 лет у женщин 25 у мужчин (в размере 20 % средней заработной платы) | 1 295 130 | 1 402 260 | 1 474 070 | 1 482 090 | 1 493 780 | 1 517 350 | 1 579 220 | 1 584 770 | 1 596 940 | 1 611 800 | 161,18 | 162,57 | 169,10 |
* с учетом деноминации
20% от средней зарплаты по стране.
К минимальным пенсиям применяются надбавки на уход за инвалидами на общих основаниях.
Повышение размеров минимальных пенсий регулируется государством в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума. Для иллюстрации динамики роста минимальных пенсий в 2014-2017 гг, можно рассмотреть соответствующие статистические данные по городу Минску.
февр. 2016 | март-апр. 2016 | май-июнь 2016 | июль 2016* | авг.-нояб. 2016 | дек. 2016 - янв. 2017 | ||||||
397 830 | 410 000 | 424 860 | 42,49 | 43,88 | 43,88 | ||||||
1 584 770 | 1 596 940 | 1 611 800 | 161,18 | 162,57 | 169,10 |
Иногда минимальными называют социальные пенсии. Это все-таки разные понятия, хотя социальные пенсии также невелики. Социальные пенсии назначаются при отсутствии или недостаточности трудового стажа, гражданам, с доходов которых не делались выплаты в Фонд социальной защиты населения и отсутствуют основания для назначения другого вида пенсионных выплат.
Пенсионная система
Пенсионная система — это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых), выплачивая им пенсию.
ТИПЫ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ В МИРЕ
В зависимости от участия государства:
· государственная,
· частная,
· смешанного типа.
По принципу накопления:
· распределительная, или солидарная (пенсионеру платят деньги, которые собирают в виде пенсионных взносов с нынешних работников);
· накопительная (каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию);
· условно накопительная.
Примерно половина из 176 государств, которые затронуло исследование Всемирного банка, избрали распределительную пенсионную систему. Большинство контролируются властями страны — это позволяет дать минимальные социальные гарантии бедным. Во Франции, в Австрии, Финляндии, Италии и Люксембурге государство обеспечивает 100% пенсионных выплат.
В некоторых странах у человека есть право выбора системы. Например, в Германии действует государственная распределительная, однако есть и добровольные накопительные пенсионные системы; не подлежат обязательному страхованию предприниматели, фермеры и люди творческих профессий.
КОМПОНЕНТЫ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ
1. Не обеспеченная взносами. Гарантия минимального жизненного уровня даже для тех, кто не работал стандартную пенсию. Есть в 80 странах.
2. Обязательная и зависящая от доходов. Основана на индивидуальных накоплениях. Отчисления на персональный счет жестко контролируются, они обязательны.
3. Обязательная и зависящая от сбережений.
4. Дополнительная добровольная.
5. Дополнительные виды социальной поддержки (например, пособия в рамках социальных программ).
Пенсионная система России
Благодаря прогрессу в сфере медицины люди живут дольше, доля пожилых среди населения всех стран увеличивается, что требует реформирования пенсионных систем. Они должны менять, причем быстро — только это убережет от дефицита государственного бюджета. Зарубежные реформы пенсионных систем предполагают внедрение двух- или трехуровневых систем, то есть отказ от традиционных распределительных.
В России регулярно корректируют пенсионную систему. В 2002 году перешли от солидарной к смешанной. Стали делить обязательные отчисления на базовую (накопительную) и страховую части. Наниматель переводит 22% зарплаты на пенсионный счет сотрудника:
· 6% отчисляются в бюджет (на основе этой доли формируют фонд для выплаты минимальной пенсии, гарантированной всем гражданам);
· 10% перечисляются в бюджет на условно-накопительные счета (тратятся на выплаты нынешним пенсионерам);
· 6% могут быть переданы любому частному пенсионному фонду либо переведены на счет во «Внешэкономбанке».
В 2014 году введен мораторий на перевод пенсионных отчислений на накопительные счета — платежи приплюсовали к страховой части.
С 2015 года было решено рассчитывать уровень страховой пенсии в баллах (высчитываются на основе количества стажа, размера зарплаты и возраста выхода на пенсию).
Пенсионная система в Беларуси
Пенсионная система Республики Беларусь наследована от СССР и со времен распада Союза изменилась мало.
Законодательство, регулирующие пенсионную ситуацию, — Закон от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении», Закон от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», Закон от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования».
Сейчас действует государственная распределительная пенсионная система (как в Германии и Франции). Накопительного компонента нет, однако один из вариантов реформирования системы — его «надстройка» над уже существующим распределительным блоком. На размер пенсионного обеспечения влияют длительность стажа и величина зарплаты, из которой уплачивались страховые взносы. Нынешние пенсионеры получают денежное пособие благодаря работающим согражданам и нанимателям.
Поскольку трудоспособных с каждым годом становится меньше, приходится задумываться о повышении пенсионного возраста, проводить индексацию пенсионных выплат. Эти меры непопулярные, однако только они позволяют государству предупреждать дефицит бюджета. В будущем, вероятно, многие страны перейдут от распределительных систем к накопительным. При этом ряд экспертов считает, что она будет неэффективной из-за инфляции.
В 2016 году решено повысить пенсионный возраст с 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин. Необходимо обеспечить стабильное развитие экономики и демографии, иначе через несколько лет снова понадобится очередное повышение. Постепенное повышение пенсионного возраста продолжиться и в 2017 году, а окончательно завершится во втором полугодии 2022 года.