Возраст и социальная структура
В3-й и 9-йглавах мы говорили о различиях между ролями, основанными на личных достижениях или достигнутыми, и ролями унаследованными, или приписанными (предписанными).
Возрастным статусом(ребенка, подростка, взрослого гражданина) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. (Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто "достигнутое"; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п.) Но даже несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возрастные роли,или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается (даже требуется по закону), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет (в зависимости от требований к квалификации) до 65 лет. В этом разделе мы рассмотрим взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальными ожиданиями, связанными с процессом старения.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ВОЗРАСТНЫЕ РОЛИ
Разумеется, существует биологическая основа присвоения различных ролей в соответствии с возрастом человека. Как| мы установили в главе 4, ребенку требуется относительно! продолжительный период времени для развития двигательных и социальных навыков и обретения эмоциональной неза-^ висимости. Было бы невозможно поручить младенцу роль| ученого или инженера, требующую профессиональных знаний и навыков; он не справился бы и с работой руководителя] крупной организации, который должен обладать навыками] социального общения и здравым смыслом. Лишь когда дети], становятся взрослыми, общество поручает им роли, требующие овладения сложными физическими, умственными и социальными навыками.
Биологические факторы играют важную роль и в конце жизненного цикла людей. С возрастом человеческий организм разрушается. Этот процесс начинается на разных этапах жизни и происходит неравномерно, в зависимости от особенностей человека и состояния его организма и может начаться задолго до наступления старости и даже среднего возраста. Что касается мозга, то его разрушение начинается даже до нашего рождения! До появления человека на свет мозг эмбриона состоит примерно из 20 биллионов мозговых клеток, но в течение всей жизни мы постепенно их теряем. Однако эти потери компенсируются различными способами на основе опыта (Хендрикс, Хендрикс, 1981).
Независимо от внутренних механизмов, вызывающих биологическое старение, нам всем знакомы внешние признаки старости - морщины, редеющие волосы, слезящиеся глаза, выступающая диафрагма. Кроме того, когда надвигается старость, люди обычно страдают от артрита, повышенного давления, ухудшения слуха и зрения и сердечных заболеваний. Эти недуги могут обостряться или ослабляться под влиянием различных факторов окружающей среды; например, ослабление слуха может проявляться в меньшей степени, если приглушается посторонний шум. Кроме того, многие из этих недугов могут быть менее мучительными в результате своевременного изменения поведения: давление может понизиться благодаря соблюдению диеты, физическим упражнениям и лечению (Хиатт, 1981).
Что касается социальных ролей, то разрушение организма ограничивает возможности трудовой деятельности пожилых людей. Люди с ослабленным здоровьем не могут выполнять роли, требующие большой физической энергии или четкой координации движений. Но важно иметь в виду, что это относится не ко всем: ведь необязательно все должны нагружать Грузовики или ремонтировать часы.
Кроме того, следует помнить, что биологические факторы в какой-то мере зависят ОТ социальных. Если пожилых людей принято считать слабыми и зависимыми, то они склонны принимать это на веру и пяться от некоторых практически посильных для них видов деятельности, например физического труда (Родин, Лан-гср, 1980).
ОБЩЕСТВО И ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Рассмотрим особенности регулирования поведения на основе социальных ожиданий, определяющих, что должны делать и чувствовать люди различного возраста. Другими слонами, поговорим о нормах, установленных обществом для различных возрастных групп.
Формальные возрастные нормы
Некоторые нормы являются формальными, или "официальными". Не положено голосовать в 17 лет, но это разрешается в 18. В большинстве штатов двадцатилетние молодые люди не имеют права покупать спиртные напитки, но это позволено им делать в 21 год. Работающим разрешено продолжать свою трудовую деятельность до 65 лет (или 67 или 70). В дальнейшем обычно они уходят на пенсию. Наглядным примером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не выше среднего возрастного уровня).
Неформальные возрастные нормы
Другие возрастные нормы менее четко определены. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события (Нью-гартен, Лоуи, 1965). Например, предполагается, что после окончания средней школы (т.е. в возрасте примерно 18 лет) люди должны незамедлительно искать работу или продолжать учебу в колледже. В самом деле исследования наводят на мысль, что существуют "социальные часы" или своего рода "расписание", подсказывающее людям, складывается ли.
13 635
их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют! тревогу, отстав от этого расписания. Иногда, чтобы "не от-| стать от других", они совершают трагические ошибки в своей] жизни (Ньюгартен, Датан, 1973). В последнее время многие! молодые люди (которым около 30 лет), поступившие на низ-1 кооплачиваемую работу (вначале она была для них частью] "альтернативного" образа жизни), стали ощущать тревогу и] присоединились к политическим программам, надеясь найти! более ответственные должности.
Представление о "социальном расписании" складывается [ под сильным воздействием возрастных норм. В социальных] стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к тридцати годам), над ней нависает необходимость как можно скорее] вступить в брак, чтобы не "остаться старой девой". Стереотип "бездельника", наверное, оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: "Ведите себя как поло-1 жено в вашем возрасте" - мы все (дети, подростки, взрослые) | чувствуем, что идём не в ногу со всеми и должны изменить своё поведение.
Возрастные стереотипы оказывают вредное воздействие на пожилых. Поскольку в старости люди вынуждены отказы-) ваться от многих привычных ролей, часто им бывает трудно) усваивать новые, менее определенные роли. Главная трудно- ] сть состоит в том, что пожилым людям приходится бороться с] множеством навязываемых им стереотипов поведения, якЫ соответствующих их возрасту. Опасность стереотипов связа-] на с тем, что люди часто воспринимают их как пророчества, сбывающиеся независимо от их воли. Например, миф о том,! что старые люди становятся бесполыми существами, вероят-1 но, мешает пожилым вести нормальную половую жизнь.) Алекс Камфорт (1974) высказал предположение: "Старые | люди прекращают половую жизнь по тем же причинам, по которым они перестают кататься на велосипеде - это связано | с их общей ослабленностью и боязнью выглядеть нелепыми, а не с тем,что они не могут ехать на велосипеде" (с.441).
Эти негативные стереотипы относительно пожилых людей часто необоснованны, но и молодые, и пожилые продолжают) считать их верными. Опрос, проведенный Луисом Хэррисом в 1975 г. (сравнивались точки зрения людей в возрасте от 18 до 64 лет, а также в возрасте 65 лет и старше), показал, что обе группы выразили общее мнение, что люди старше 65 лет не очень понятливы, их умственные способности ослаблены, они с трудом выполняют работу и не очень сильны физически и
уально. Когда их спросили о деятельности, осуществляемой пожилыми людьми, многие респонденты из обеих групп •чистили, что в старости люди малоподвижны. Однако это представление было опровергнуто данными об активном труде-, которым в действительности занимались пожилые (Этч--41,1980).
Таким образом, в нашем обществе существует система ожиданий, связанных с возрастом. Поскольку нормы и роли, установленные для различного возраста, по-разному вознаграждаются, существует возрастная стратификация. В системе возрастной стратификации различные возрастные группы или слои получают различное вознаграждение. Мы уже ознакомились с этнической, расовой и половой стратификацией. IIо именно возрастная стратификация является единственной, которая непосредственно касается всех нас.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО СЛОЯ
Каким образом складывается наше представление об этапах жизни и соответствующем поведении? Почему 18-летне-то человека считают тинэйджером, а в 21 год его называют из рослым? Когда средний возраст переходит в старость?
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Нам кажется естественным делить жизнь человека на несколько различных этапов: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Но некоторые из этих "естественных" понятий сформировались совсем недавно. В обществах средневековой Европы с детьми обращались как со взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и присмотра. В то время не существовало представления о детстве как отдельном жизненном этапе (Эриэс, 1965). До XVII в. слово "бой" (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово "ребенок было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту (Пламб, 1972).
Совсем недавно Нейл Постман (1982) выдвинул несколько сомнительную идею о том, что колесо истории совершило полный оборот и понятие детства снова "исчезает", но по другим причинам. Он считает, что под влиянием потока информации по вопросам секса, смерти, болезней, денег и таких сложных психологических состояний, как депрессия, распро-
страняемых средствами массовой информации (особенно телевидением), общество считает в настоящее время невозмож-ным "скрывать какие-либо сведения о жизни". По мнению Постмана, это способствует росту детской преступности, тен- I денции к ранней половой жизни и увеличению числа венери- 1 ческих заболеваний. Вероятно, идея об "исчезновении" де- ] тства является преувеличением, но тем не менее под влияни- I ем средств массовой информации разрушается представле- ] ние, что взрослые должны получать информацию о том, что происходит в мире, а детям кое о чем не положено сообщать.
Понятия о других этапах жизненного цикла "выдуманы"! относительно недавно. В колониальной период не придавалось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи (Демос, ^ 1970). Пожилой возраст, в прошлом означавший йеспособ- ] ность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоции- а роваться с выходом на пенсию. С 1930 г. в связи с массовым ] выходом на пенсию "пожилой возраст" стали отсчитывать с ] 65 лет, а иногда и с более раннего возраста, даже несмотря на способность большинства пенсионеров плодотворно трудиться.
Мы не знаем, почему в обществах "придуманы" отдельные этапы жизненного цикла. Однако, рассмотрев причины формирования понятия юности в конце XIX - начале XX в., можно убедиться, что определенные социальные перемены, в особенности промышленная революция, играли основную роль в этом процессе. В связи с индустриализацией наметилась тенденция к разрушению двух довольно легких способов усвоения детьми ролей взрослых. Во-первых, речь идет о системе обучения ремеслам, при которой молодых людей подготавливали для роли взрослых в течение многих лет работы под контролем опытных мастеров. Во-вторых, существовала система домашнего обслуживания, когда молодых слуг обучали слуги более опытные. В ходе индустриализации возникло много новых профессий, в какой-то мере вытеснивших ремесла и домашнее обслуживание.
В начальный период промышленной революции дети сразу шли работать на фабрики и т.п. Но впоследствии детский труд был запрещен или по крайней мере рабочий день детей был ограничен. Образовался разрыв между детством и возрастом, связанным с началом трудовой деятельности. Появились опасения, что безделье молодых будет способствовать росту преступности. Вероятно, формирование понятия "юность" и обучение в средней школе, благодаря которому молодые люди чем-то заняты на этом этапе жизни, в какой-ю мере обусловлены социально-экономическими переменами, вызванными индустриально-экономическими, т.е. инду-I гриализацией (Мазгрейв, 1965).
Таким образом, отнюдь не шляясь строго установленным этапом развития человека, юность - социально обусловленное понятие, возникшее в определенный исторический период.
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ЖИЗНЕННОГО ЭТАПА К ДРУГОМУ
В связи с формированием представлений о различных этапах жизненного цикла переход от одного этапа к другому час-го отмечался каким-то ритуалом или обрядом - например, младенческим обрезанием, крещением, конфирмацией или прикреплением "бармицы" (кольчужной сетки) к шлему воина в Древней Руси. В других обществах многие события также сопровождаются ритуалами. Например, при переходе к взрослому возрасту может состояться обряд испытания выносливости, связанный с обрезанием; также существует ритуал посвящения в тайны половой жизни, осуществляемый публично и сопровождающийся торжественной церемонией. Бла-п>даря таким "переходным обрядам" человек усваивает новые роли, а окружающие изменяют своё отношение к нему. В большинстве западных индустриальных стран такие ритуалы го временем утратили свое значение.
Крестины и конфирмация соблюдаются не так строго, как когда-то, а церемония вступления в брак уже не является с толь формальной, как всегда было принято. Возрастает число людей, которые просто живут вместе, а вступающие в брак часто не соблюдают традиционных церемоний. Свадебные обряды совершают не только в церкви, а даже на пляжах, на вершинах гор; традиционные брачные обеты иногда заменяются клятвами в верности жениха и невесты. Другие важные изменения статуса отмечаются лишь незначительными ритуалами. Например, когда человек получает право голоса или водительские права, ему лишь равнодушно вручают документы, а часто их просто переправляют по почте.
Утрата ритуалов, слагавшихся в течение длительного времени, вероятно, оказывает негативное воздействие на общество. Обряды, сопровождающие переход от одного жизненного этапа к другому, осуществляют две функции. Они создают, хотя бы временно, социальную солидарность и придают значимость некоторым изменениям в нашей жизни.
ТЕОРИИСТАРЕНИЯ
В течение последнего десятилетия большое внимание уделялось предмету геронтологии, или изучению старости, что обусловленно главным образом огромным ростом числа по-] жилых людей среди населения раззитых стран. Существует несколько различных теорий старения.
ТЕОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Одной из самых противоречивых является теория освобождения. На основе исследования 275 жителей Канзас-Сити в возрасте от 50 до 90 лет Камминг и Генр (1961) предположили, что в процессе старения люди пожилого возраста от-чуждаются от тех, кто моложе; кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей -имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. В некотором отношении пожилые люди чувствуют себя "свободнее", поскольку над ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то- момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.
ТЕОРИЯ АКТИВНОСТИ
Теория освобождения сразу же подверглась критике. Ее противники поставили под сомнение целесообразность "освобождения" пожилых и позитивное значение этого процесса для индивида и общества; они подчеркивали негативные последствия изоляции престарелых и даже называли ее бесчеловечной. В настоящее время теория освобождения отвергнута большинством геронтологов, так как в ней представлена слишком благополучная картина процесса старения. В значительной мере ее вытеснила теория активности, сторонники которой утверждают, что, когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе; при этом ущемляется
I! во собственного достоинства. Для поддержки своего мора чмюго духа и позитивного самосознания им следует не открываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой ^стельностью. Сторонники этой теории считают, что, продолжая исполнять активные, социально значимые роли и обмыться с окружающими (например, работать на неполную
1. г.шку после ухода на пенсию или заниматься добровольной
2. .(ицественной деятельностью), пожилые люди сохранят свое ■ и и хологическое спокойствие.
И общем на приспособление людей к старости в значительной мере влияет характер их деятельности на ранних этапах + и .(ни. Если ко времени приближения старости человек овла-и< I множеством различных ролей, ему легче пережить утра-IV тех ролей, которые он исполнял в прошлом (Блау, 1973). Что касается психологического аспекта, то результаты исследований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, обладающие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70 лет. Исследования выявили, что нарослые люди, склонные к депрессивному состоянию, странам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца с воей жизни (Касади, 1977).
ТЕОРИЯ СУБКУЛЬТУРЫ
Арнольд Роуз (1965) считал, что люди легче выдерживают переход к старости, если они приобщаются к "субкультуре пожилых". Во 2-й главе мы определили субкультуру как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличающихся от норм и ценностей, господствующих в обществе. Если пожилым людям удается завести новых друзей и сохранить уже I ложившиеся дружеские связи, они способны к созданию такой субкультуры, и это помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Исследование, проведенное в жилищном комплексе для пожилых на западном побережье, показало, что его жители (главным образом пожилые вдовы) аавели новых друзей, существенно повлиявших на их дальнейшую жизнь (Хохшильд, 1973).
По мнению Роуза, увеличение числа "поселков для пенсионеров" и других жилищных комплексов для пожилых, а также учреждений для престарелых способствовало бы формированию самобытной субкультуры пожилых людей. Чувство принадлежности к определенной группе играет важную роль в любом возрасте, но оно особенно ценно, когда статусы, до стигнутые человеком в прошлом, ослаблены или утрачены. Возможность избежать изоляции благодаря приобщению к новой субкультуре может повысить самоуважение пожилого человека.