Возраст и социальная структура

В3-й и 9-йглавах мы говорили о различиях между роля­ми, основанными на личных достижениях или достигнуты­ми, и ролями унаследованными, или приписанными (предпи­санными).

Возрастным статусом(ребенка, подростка, взрослого гражданина) называется положение в обществе, которое че­ловек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количе­ства лет, прожитых со дня рождения. (Конечно, с другой точ­ки зрения возраст можно рассматривать как нечто "достигну­тое"; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили ра­зумно, не курили, не пили и т.п.) Но даже несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое поня­тие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возраст­ные роли,или совокупность ожиданий, связанная с возраст­ным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается (даже требуется по закону), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет (в зависимости от требований к квалификации) до 65 лет. В этом разделе мы рассмотрим взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальными ожиданиями, связанными с процессом старения.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ВОЗРАСТНЫЕ РОЛИ

Разумеется, существует биологическая основа присвоения различных ролей в соответствии с возрастом человека. Как| мы установили в главе 4, ребенку требуется относительно! продолжительный период времени для развития двигатель­ных и социальных навыков и обретения эмоциональной неза-^ висимости. Было бы невозможно поручить младенцу роль| ученого или инженера, требующую профессиональных зна­ний и навыков; он не справился бы и с работой руководителя] крупной организации, который должен обладать навыками] социального общения и здравым смыслом. Лишь когда дети], становятся взрослыми, общество поручает им роли, требую­щие овладения сложными физическими, умственными и со­циальными навыками.

Биологические факторы играют важную роль и в конце жизненного цикла людей. С возрастом человеческий орга­низм разрушается. Этот процесс начинается на разных эта­пах жизни и происходит неравномерно, в зависимости от осо­бенностей человека и состояния его организма и может на­чаться задолго до наступления старости и даже среднего воз­раста. Что касается мозга, то его разрушение начинается да­же до нашего рождения! До появления человека на свет мозг эмбриона состоит примерно из 20 биллионов мозговых кле­ток, но в течение всей жизни мы постепенно их теряем. Одна­ко эти потери компенсируются различными способами на ос­нове опыта (Хендрикс, Хендрикс, 1981).

Независимо от внутренних механизмов, вызывающих био­логическое старение, нам всем знакомы внешние признаки старости - морщины, редеющие волосы, слезящиеся глаза, выступающая диафрагма. Кроме того, когда надвигается ста­рость, люди обычно страдают от артрита, повышенного дав­ления, ухудшения слуха и зрения и сердечных заболеваний. Эти недуги могут обостряться или ослабляться под влиянием различных факторов окружающей среды; например, ослабле­ние слуха может проявляться в меньшей степени, если при­глушается посторонний шум. Кроме того, многие из этих не­дугов могут быть менее мучительными в результате своевре­менного изменения поведения: давление может понизиться благодаря соблюдению диеты, физическим упражнениям и лечению (Хиатт, 1981).

Что касается социальных ролей, то разрушение организма ограничивает возможности трудовой деятельности пожилых людей. Люди с ослабленным здоровьем не могут выполнять роли, требующие большой физической энергии или четкой координации движений. Но важно иметь в виду, что это относится не ко всем: ведь необязательно все должны нагружать Грузовики или ремонтировать часы.

Кроме того, следует по­мнить, что биологические факторы в какой-то мере зависят ОТ социальных. Если пожилых людей принято считать слабы­ми и зависимыми, то они склонны принимать это на веру и пяться от некоторых практически посильных для них ви­дов деятельности, например физического труда (Родин, Лан-гср, 1980).

ОБЩЕСТВО И ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Рассмотрим особенности регулирования поведения на ос­нове социальных ожиданий, определяющих, что должны де­лать и чувствовать люди различного возраста. Другими сло­нами, поговорим о нормах, установленных обществом для различных возрастных групп.

Формальные возрастные нормы

Некоторые нормы являются формальными, или "офици­альными". Не положено голосовать в 17 лет, но это разреша­ется в 18. В большинстве штатов двадцатилетние молодые люди не имеют права покупать спиртные напитки, но это по­зволено им делать в 21 год. Работающим разрешено продол­жать свою трудовую деятельность до 65 лет (или 67 или 70). В дальнейшем обычно они уходят на пенсию. Наглядным при­мером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не вы­ше среднего возрастного уровня).

Неформальные возрастные нормы

Другие возрастные нормы менее четко определены. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представ­ления о том, когда должны происходить эти события (Нью-гартен, Лоуи, 1965). Например, предполагается, что после окончания средней школы (т.е. в возрасте примерно 18 лет) люди должны незамедлительно искать работу или продол­жать учебу в колледже. В самом деле исследования наводят на мысль, что существуют "социальные часы" или своего ро­да "расписание", подсказывающее людям, складывается ли.

13 635

их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют! тревогу, отстав от этого расписания. Иногда, чтобы "не от-| стать от других", они совершают трагические ошибки в своей] жизни (Ньюгартен, Датан, 1973). В последнее время многие! молодые люди (которым около 30 лет), поступившие на низ-1 кооплачиваемую работу (вначале она была для них частью] "альтернативного" образа жизни), стали ощущать тревогу и] присоединились к политическим программам, надеясь найти! более ответственные должности.

Представление о "социальном расписании" складывается [ под сильным воздействием возрастных норм. В социальных] стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вы­шла замуж к определенному возрасту (например, к тридцати годам), над ней нависает необходимость как можно скорее] вступить в брак, чтобы не "остаться старой девой". Стереотип "бездельника", наверное, оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: "Ведите себя как поло-1 жено в вашем возрасте" - мы все (дети, подростки, взрослые) | чувствуем, что идём не в ногу со всеми и должны изменить своё поведение.

Возрастные стереотипы оказывают вредное воздействие на пожилых. Поскольку в старости люди вынуждены отказы-) ваться от многих привычных ролей, часто им бывает трудно) усваивать новые, менее определенные роли. Главная трудно- ] сть состоит в том, что пожилым людям приходится бороться с] множеством навязываемых им стереотипов поведения, якЫ соответствующих их возрасту. Опасность стереотипов связа-] на с тем, что люди часто воспринимают их как пророчества, сбывающиеся независимо от их воли. Например, миф о том,! что старые люди становятся бесполыми существами, вероят-1 но, мешает пожилым вести нормальную половую жизнь.) Алекс Камфорт (1974) высказал предположение: "Старые | люди прекращают половую жизнь по тем же причинам, по которым они перестают кататься на велосипеде - это связано | с их общей ослабленностью и боязнью выглядеть нелепыми, а не с тем,что они не могут ехать на велосипеде" (с.441).

Эти негативные стереотипы относительно пожилых людей часто необоснованны, но и молодые, и пожилые продолжают) считать их верными. Опрос, проведенный Луисом Хэррисом в 1975 г. (сравнивались точки зрения людей в возрасте от 18 до 64 лет, а также в возрасте 65 лет и старше), показал, что обе группы выразили общее мнение, что люди старше 65 лет не очень понятливы, их умственные способности ослаблены, они с трудом выполняют работу и не очень сильны физически и

уально. Когда их спросили о деятельности, осуществляе­мой пожилыми людьми, многие респонденты из обеих групп •чистили, что в старости люди малоподвижны. Однако это представление было опровергнуто данными об активном тру­де-, которым в действительности занимались пожилые (Этч--41,1980).

Таким образом, в нашем обществе существует система ожиданий, связанных с возрастом. Поскольку нормы и роли, установленные для различного возраста, по-разному вознаг­раждаются, существует возрастная стратификация. В систе­ме возрастной стратификации различные возрастные группы или слои получают различное вознаграждение. Мы уже озна­комились с этнической, расовой и половой стратификацией. IIо именно возрастная стратификация является единствен­ной, которая непосредственно касается всех нас.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО СЛОЯ

Каким образом складывается наше представление об эта­пах жизни и соответствующем поведении? Почему 18-летне-то человека считают тинэйджером, а в 21 год его называют из рослым? Когда средний возраст переходит в старость?

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Нам кажется естественным делить жизнь человека на не­сколько различных этапов: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Но некоторые из этих "естественных" понятий сформировались совсем недавно. В обществах средневековой Европы с детьми обращались как со взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и при­смотра. В то время не существовало представления о детстве как отдельном жизненном этапе (Эриэс, 1965). До XVII в. слово "бой" (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом поло­жении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово "ребенок было связано с родственными от­ношениями и не относилось к возрасту (Пламб, 1972).

Совсем недавно Нейл Постман (1982) выдвинул несколько сомнительную идею о том, что колесо истории совершило полный оборот и понятие детства снова "исчезает", но по другим причинам. Он считает, что под влиянием потока ин­формации по вопросам секса, смерти, болезней, денег и таких сложных психологических состояний, как депрессия, распро-

страняемых средствами массовой информации (особенно те­левидением), общество считает в настоящее время невозмож-ным "скрывать какие-либо сведения о жизни". По мнению Постмана, это способствует росту детской преступности, тен- I денции к ранней половой жизни и увеличению числа венери- 1 ческих заболеваний. Вероятно, идея об "исчезновении" де- ] тства является преувеличением, но тем не менее под влияни- I ем средств массовой информации разрушается представле- ] ние, что взрослые должны получать информацию о том, что происходит в мире, а детям кое о чем не положено сообщать.

Понятия о других этапах жизненного цикла "выдуманы"! относительно недавно. В колониальной период не придава­лось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи (Демос, ^ 1970). Пожилой возраст, в прошлом означавший йеспособ- ] ность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоции- а роваться с выходом на пенсию. С 1930 г. в связи с массовым ] выходом на пенсию "пожилой возраст" стали отсчитывать с ] 65 лет, а иногда и с более раннего возраста, даже несмотря на способность большинства пенсионеров плодотворно трудить­ся.

Мы не знаем, почему в обществах "придуманы" отдельные этапы жизненного цикла. Однако, рассмотрев причины фор­мирования понятия юности в конце XIX - начале XX в., мож­но убедиться, что определенные социальные перемены, в осо­бенности промышленная революция, играли основную роль в этом процессе. В связи с индустриализацией наметилась тен­денция к разрушению двух довольно легких способов усвое­ния детьми ролей взрослых. Во-первых, речь идет о системе обучения ремеслам, при которой молодых людей подготавли­вали для роли взрослых в течение многих лет работы под кон­тролем опытных мастеров. Во-вторых, существовала система домашнего обслуживания, когда молодых слуг обучали слуги более опытные. В ходе индустриализации возникло много но­вых профессий, в какой-то мере вытеснивших ремесла и до­машнее обслуживание.

В начальный период промышленной революции дети сразу шли работать на фабрики и т.п. Но впоследствии детский труд был запрещен или по крайней мере рабочий день детей был ограничен. Образовался разрыв между детством и возра­стом, связанным с началом трудовой деятельности. Появи­лись опасения, что безделье молодых будет способствовать росту преступности. Вероятно, формирование понятия "юность" и обучение в средней школе, благодаря которому молодые люди чем-то заняты на этом этапе жизни, в какой-ю мере обусловлены социально-экономическими перемена­ми, вызванными индустриально-экономическими, т.е. инду-I гриализацией (Мазгрейв, 1965).

Таким образом, отнюдь не шляясь строго установленным этапом развития человека, юность - социально обусловленное понятие, возникшее в оп­ределенный исторический период.

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ЖИЗНЕННОГО ЭТАПА К ДРУГОМУ

В связи с формированием представлений о различных эта­пах жизненного цикла переход от одного этапа к другому час-го отмечался каким-то ритуалом или обрядом - например, младенческим обрезанием, крещением, конфирмацией или прикреплением "бармицы" (кольчужной сетки) к шлему во­ина в Древней Руси. В других обществах многие события так­же сопровождаются ритуалами. Например, при переходе к взрослому возрасту может состояться обряд испытания вы­носливости, связанный с обрезанием; также существует риту­ал посвящения в тайны половой жизни, осуществляемый пуб­лично и сопровождающийся торжественной церемонией. Бла-п>даря таким "переходным обрядам" человек усваивает но­вые роли, а окружающие изменяют своё отношение к нему. В большинстве западных индустриальных стран такие ритуалы го временем утратили свое значение.

Крестины и конфирмация соблюдаются не так строго, как когда-то, а церемония вступления в брак уже не является с толь формальной, как всегда было принято. Возрастает чис­ло людей, которые просто живут вместе, а вступающие в брак часто не соблюдают традиционных церемоний. Свадебные об­ряды совершают не только в церкви, а даже на пляжах, на вершинах гор; традиционные брачные обеты иногда заменя­ются клятвами в верности жениха и невесты. Другие важные изменения статуса отмечаются лишь незначительными риту­алами. Например, когда человек получает право голоса или водительские права, ему лишь равнодушно вручают докумен­ты, а часто их просто переправляют по почте.

Утрата ритуалов, слагавшихся в течение длительного вре­мени, вероятно, оказывает негативное воздействие на обще­ство. Обряды, сопровождающие переход от одного жизненно­го этапа к другому, осуществляют две функции. Они создают, хотя бы временно, социальную солидарность и придают зна­чимость некоторым изменениям в нашей жизни.

ТЕОРИИСТАРЕНИЯ

В течение последнего десятилетия большое внимание уде­лялось предмету геронтологии, или изучению старости, что обусловленно главным образом огромным ростом числа по-] жилых людей среди населения раззитых стран. Существует несколько различных теорий старения.

ТЕОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Одной из самых противоречивых является теория осво­бождения. На основе исследования 275 жителей Канзас-Сити в возрасте от 50 до 90 лет Камминг и Генр (1961) предполо­жили, что в процессе старения люди пожилого возраста от-чуждаются от тех, кто моложе; кроме того, происходит про­цесс освобождения пожилых людей от социальных ролей -имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс от­чуждения и освобождения обусловлен социальным контек­стом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограничен­ным возможностям и примирения с неизбежностью надвига­ющейся смерти. В некотором отношении пожилые люди чув­ствуют себя "свободнее", поскольку над ними не тяготеет не­обходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Со­гласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимае­мые ими должности в какой-то- момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продук­тивно.

ТЕОРИЯ АКТИВНОСТИ

Теория освобождения сразу же подверглась критике. Ее противники поставили под сомнение целесообразность "осво­бождения" пожилых и позитивное значение этого процесса для индивида и общества; они подчеркивали негативные по­следствия изоляции престарелых и даже называли ее бесче­ловечной. В настоящее время теория освобождения отвергну­та большинством геронтологов, так как в ней представлена слишком благополучная картина процесса старения. В значи­тельной мере ее вытеснила теория активности, сторонники которой утверждают, что, когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе; при этом ущемляется

I! во собственного достоинства. Для поддержки своего мо­ра чмюго духа и позитивного самосознания им следует не от­крываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой ^стельностью. Сторонники этой теории считают, что, про­должая исполнять активные, социально значимые роли и об­мыться с окружающими (например, работать на неполную

1. г.шку после ухода на пенсию или заниматься добровольной

2. .(ицественной деятельностью), пожилые люди сохранят свое ■ и и хологическое спокойствие.

И общем на приспособление людей к старости в значитель­ной мере влияет характер их деятельности на ранних этапах + и .(ни. Если ко времени приближения старости человек овла-и< I множеством различных ролей, ему легче пережить утра-IV тех ролей, которые он исполнял в прошлом (Блау, 1973). Что касается психологического аспекта, то результаты иссле­дований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, облада­ющие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизнен­ную энергию и после 70 лет. Исследования выявили, что нарослые люди, склонные к депрессивному состоянию, стра­нам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца с воей жизни (Касади, 1977).

ТЕОРИЯ СУБКУЛЬТУРЫ

Арнольд Роуз (1965) считал, что люди легче выдерживают переход к старости, если они приобщаются к "субкультуре пожилых". Во 2-й главе мы определили субкультуру как со­вокупность своеобразных норм и ценностей, отличающихся от норм и ценностей, господствующих в обществе. Если по­жилым людям удается завести новых друзей и сохранить уже I ложившиеся дружеские связи, они способны к созданию та­кой субкультуры, и это помогает им сохранить чувство пси­хологической стабильности. Исследование, проведенное в жилищном комплексе для пожилых на западном побережье, показало, что его жители (главным образом пожилые вдовы) аавели новых друзей, существенно повлиявших на их даль­нейшую жизнь (Хохшильд, 1973).

По мнению Роуза, увеличение числа "поселков для пенси­онеров" и других жилищных комплексов для пожилых, а так­же учреждений для престарелых способствовало бы формиро­ванию самобытной субкультуры пожилых людей. Чувство принадлежности к определенной группе играет важную роль в любом возрасте, но оно особенно ценно, когда статусы, до стигнутые человеком в прошлом, ослаблены или утрачены. Возможность избежать изоляции благодаря приобщению к новой субкультуре может повысить самоуважение пожилого человека.

Наши рекомендации