Социальная ситуация развития младшего школьника. ГЛАВА 6. младший школьный возраст

ГЛАВА 6. младший школьный возраст

Социальная ситуация развития младшего школьника

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и стано­вится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6—7 — 10—11 лет). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности к школьному обучению. Проблемы младшего школьно возраста глубоко и содержательно представлены в работах: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Ю.А.Полуянова, А.К.Марковой, В.В.Репкина, Г.А.Цукерман и др. По мнению В. В. Давыдова, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка: расширяется кругозор, развивается мышление, изменяется характер психических процессов – восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное формируется у ребенка основы мировоззрения.

Что же происходит, когда ребенок прихо­дит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: "ребенок — взрослый" и "ребенок — дети". Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, и не определяют отношения внутри детского коллектива. В младшем школьном возрасте в системе «ребенок-взрослый» происходят изменения: она разделяется на две на две части: «ребенок-учитель» и «ребенок- родитель».

Система "ребенок — учитель" начинает определять благополучие отношений ребенка с родителями и отношения ребенка со сверстниками. Она становится центром жизни ребенка: если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

Впервые отношение "ребенок — учитель" становится отноше­нием "ребенок — общество". Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образ­цов. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характе­ризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно зна­чимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы ска­зывается на всей системе его отношений и со взрослыми, и со сверстниками.

Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то ореол учителя падает. В первое время дети стара­ются строго следовать указаниям учителя, но если учитель по отноше­нию к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри.

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности - учебной.

Наши рекомендации