Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.
В результате освоения темы обучающиеся приобретают:
знания причин этнических конфликтов, их динамики, последствиях;
умение взаимодействовать с представителями разных этнических групп;
владение навыками межкультурной коммуникации, работы в полиэтничном и поликонфессиональном социуме.
Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что в условиях глобализации современный специалист должен иметь целостное и всесторонне представление об этнокультурных особенностях народов России, уметь правильно вести себя в полиэтничном и поликонфессиональном социуме.
План:
1. Сущность содержание, признаки и маркеры этнических конфликтов.
2. Социально-политические аспекты этнической конфликтности.
3. Идеологические аспекты этнической конфликтности.
4. Типология этнических конфликтов как инструмент научного анализа.
Теоретическая часть.При ответе на первый вопрос, необходимо ответить, чтоэтнические конфликтыпредставляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму противостояния «группа —группа», «группа — государство».
Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал-экстремизма — теории и практики национального превосходства (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложение вины на инонационального соседа.
Отечественная наука подчеркивает и тот факт, что искусно подогреваемые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность», способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый преследует чаще всего далеко не национальные интересы, а свои собственные. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм приобретает характер «национального единства», временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений.
Второй и третий вопросы связаны с социально-политическими и идеологическими аспектами этнической конфликтности. Современные конфликты имеют многофакторную природу, и поэтому вряд ли правомерно говорить об этническом конфликте «в чистом виде». В мире имеют место этнические конфликты, ставшие традицией не только для участников, но и сторонних наблюдателей, детерминирующие развитие и социальное положение этносов. В то же время, многие конфликты, возникая вне сферы национальных и этнических отношений, уже в своем развитии приобретают этнические очертания.
Отвечая на четвертый вопрос, необходимо охарактеризовать типы этнических конфликтов. Первый тип — статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Так, с самого начала национальных движений в Эстонии, Литве, Латвии, Молдавии, Армении, на Украине, в Грузии, выдвигались требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.
Второй тип — статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана.
Третий тип — этнотерриториальные конфликты. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 экстерриториальных споров, к 1996г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты считают, что к этому типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Это борьба за восстановление автономий (немцы Поволжья, крымские татары), правовой, социальной, культурной реабилитации (греки, корейцы и др.) или стремление вернуться на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы — в Грузию). И только в ряде случаев речь идет о действительно территориальных спорах.
Четвертый тип — конфликты межгрупповые (межобщинные). Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986 г.), в Туве (1990 г.), а также русско-эстонский в Эстонии, русско-латышский в Латвии и русско-молдавский в Молдавии. Причем если первые два имели характер межгрупповых столкновений, переросших в демонстрационные формы противостояния, а в Туве — ив последующий отток русских из зоны конфликта, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств.
Вопросы и задания
1. Что такое этнический конфликт? Какова его специфика?
2. Охарактеризуйте типы этнических конфликтов. Приведите примеры.
3. Каковы социально-политические аспекты этнической конфликтности?
4. Каковы идеологические аспекты этнической конфликтности?
5. Каковы способы разрешения этнических конфликтов?
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Основная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2010. – 552с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа-М, 2010. – 320с.
3.Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.
Дополнительная литература:
1. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М..: ВГУ 2012. – 280с.
Интернет-ресурсы:
1. 1 http://www.i-u.ru/ «Библиотека РГИУ: Конфликтология. Учебное пособие».
2. http://www.humanities.edu.ru/ «Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций».
3. http://www.dvo.sut.ru/ «Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов».
4. http://hghltd.yandex.net/ «Рыбакова М.М. Хрестоматия по конфликтологии».
5. http://www.aquarun.ru/ «Сельченок К.В. Прикладная конфликтология».
6. http://www.politnauka.org/ «Библиотека – Конфликтология».
7. http://eurasia.iea.ras.ru/ «Институт этнологии и антропологии РАН».
8. http://kavkaz-uzel.ru/ «Кавказский Узел».
Практическое занятие № 6.