Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.

В результате освоения темы обучающиеся приобретают:

знания причин этнических конфликтов, их динамики, последствиях;

умение взаимодействовать с представителями разных этнических групп;

владение навыками межкультурной коммуникации, работы в полиэтничном и поликонфессиональном социуме.

Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что в условиях глобализации современный специалист должен иметь целостное и всесторонне представление об этнокультурных особенностях народов России, уметь правильно вести себя в полиэтничном и поликонфессиональном социуме.

План:

1. Сущность содержание, признаки и маркеры этнических конфликтов.

2. Социально-политические аспекты этнической конфликтности.

3. Идеологические аспекты этнической конфликтности.

4. Типология этнических конфликтов как инструмент научного анализа.

Теоретическая часть.При ответе на первый вопрос, необходимо ответить, чтоэтнические конфликтыпредставляют собой одну из форм по­литических отношений — конфронтацию между двумя или не­сколькими этносами (или между их отдельными представителя­ми, между конкретными субэтническими элементами), характе­ризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тен­денцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму про­тивостояния «группа —группа», «группа — государство».

Российские ученые считают, что одной из главных предпосы­лок этнического конфликта выступает идеология национал-экст­ремизма — теории и практики национального превосходства (не­приятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объектив­ных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, пра­вовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложение вины на инона­ционального соседа.

Отечественная наука подчеркивает и тот факт, что искусно подогреваемые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой уни­версальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность», способность вступать в ко­алицию с самыми полярными идейными течениями и откровен­ными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый пресле­дует чаще всего далеко не национальные интересы, а свои соб­ственные. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм приобретает характер «национального един­ства», временного межнационального союза для борьбы с обще­ственной системой, блокирования властных, правительственных решений.

Второй и третий вопросы связаны с социально-политическими и идеологическими аспектами этнической конфликтности. Современные конфликты имеют многофакторную природу, и поэтому вряд ли правомерно говорить об этническом конфликте «в чистом виде». В мире имеют место этнические конфликты, ставшие традицией не только для участников, но и сторонних наблюдателей, детерминирующие развитие и социальное положение этносов. В то же время, многие конфликты, возникая вне сферы национальных и этнических отношений, уже в своем развитии приобретают этнические очертания.

Отвечая на четвертый вопрос, необходимо охарактеризовать типы этнических конфликтов. Первый тип — статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть та­ких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Так, с са­мого начала национальных движений в Эстонии, Литве, Латвии, Молдавии, Армении, на Украине, в Грузии, вы­двигались требования реализации этнонациональных ин­тересов. В процессе развития этих движений от этнона­циональных требований переходили к требованиям госу­дарственной независимости, но мобилизация по этниче­скому принципу оставалась.

Второй тип — статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, воз­никшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для со­юзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана.

Третий тип — этнотерриториальные конфликты. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 экстерриториальных споров, к 1996г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. Конечно, не все заявленные притязания пе­рерастают в конфликт. Специалисты считают, что к это­му типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Это борьба за восстановление автономий (немцы Повол­жья, крымские татары), правовой, социальной, культур­ной реабилитации (греки, корейцы и др.) или стремление вернуться на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы — в Грузию). И только в ряде случаев речь идет о действительно территориальных спорах.

Четвертый тип — конфликты межгрупповые (ме­жобщинные). Именно к такому типу относятся кон­фликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986 г.), в Туве (1990 г.), а также русско-эстонский в Эстонии, русско-латышский в Латвии и русско-молдавский в Молдавии. Причем если первые два имели характер меж­групповых столкновений, переросших в демонстрацион­ные формы противостояния, а в Туве — ив последую­щий отток русских из зоны конфликта, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств.

Вопросы и задания

1. Что такое этнический конфликт? Какова его специфика?

2. Охарактеризуйте типы этнических конфликтов. Приведите примеры.

3. Каковы социально-политические аспекты этнической конфликтности?

4. Каковы идеологические аспекты этнической конфликтности?

5. Каковы способы разрешения этнических конфликтов?

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Основная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2010. – 552с.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа-М, 2010. – 320с.

3.Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.

Дополнительная литература:

1. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М..: ВГУ 2012. – 280с.

Интернет-ресурсы:

1. 1 http://www.i-u.ru/ «Библиотека РГИУ: Конфликтология. Учебное пособие».

2. http://www.humanities.edu.ru/ «Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций».

3. http://www.dvo.sut.ru/ «Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов».

4. http://hghltd.yandex.net/ «Рыбакова М.М. Хрестоматия по конфликтологии».

5. http://www.aquarun.ru/ «Сельченок К.В. Прикладная конфликтология».

6. http://www.politnauka.org/ «Библиотека – Конфликтология».

7. http://eurasia.iea.ras.ru/ «Институт этнологии и антропологии РАН».

8. http://kavkaz-uzel.ru/ «Кавказский Узел».

Практическое занятие № 6.

Наши рекомендации