Социалистический вестник. Берлин, 1921, № 19. С. 3. 5 страница
На XII съезде выявились три позиции по отношению к идеологии «национал-большевизма». Члены «триумвирата», Сталин и Зиновьев, посте острейшей реакции Ленина на проявления «великодержавной» линии среди партийно-государственных лидеров вЧэГнуждены были признать, что она действительно получила распространение. Однако Сталин не хотел признать какой-либо склонности руководства партии и тем более своей к восприятию этой традиции, заметив, что она лишь «проникла» и в «некоторые наши партийные учреждения».46 Зиновьев, в основном поддерживая положения доклада Сталина, которые «обрисовывали» опасность того, что великодержавный шовинизм с помощью сменовеховцев «поднимает голову», также не мог не признавать очевидного. Он отметил, что великорусский шовинизм «имеет самое опасное значение..., имеет за собой 300 лет монархии и империалистическую политику», а из лагеря сменовеховцев осыпают нас приятными «комплиментами», полагая, что Кремль «проводит в жизнь идею единой неделимой России».47
Делегаты украинской партийной организации — Г. Ф. Гринько, Н. А. Скрыпник, X. Г. Раковский, от грузинской — Ф. Маха-радзе, К. М. Цинцадзе критиковали партийное руководство за поддержку в многонациональном государстве традиций «глубочайшей централизаторской инерции», проведение политики «великодержавной и колонизаторской», направленной на «обрусение» союзных республик, выступали против сталинской теории «двух национализмов» и подхода к союзным республикам «с карательно-державным аршином», отвергали способы решения межнациональных проблем на основе «ведомственной, аппаратной, бюрократической психологии» и системы управления, формируемой из
45 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 214, 356—362.
46 Сталин И. В. Соч. Т. 5. С. 244.
47 Двенадцатый съезд РКЛ(б): Стенографический отчет. С. 553.
людей, «одержимых великодержавностью», и т. п/8 Отчетливо интернационалистическую точку зрения, соответствующую взглядам В. И. Ленина, высказывал лишь Н. И. Бухарин. Именно он всесторонне охарактеризовал опасность политики тех партийно-государственных деятелей, «которые выступают сейчас носителями русской государственной идеи в советской форме» и «ущемляют другие национальности». Бухарин также глубоко обосновал позицию Ленина о недопустимости постановки вопроса о «двух национализмах» как равнозначных и равно опасных/9
Завершением и определенным итогом дискуссии о соотношении между ролью российской государственной традиции в политике партии и «уклоне» к местному национализму стало дело М. С. Султан-Галиева, видного татарского политического деятеля, который критиковал Сталина в национальной секции XII съезда РКП (б) и был арестован за «попытку создать организацию, противопоставленную партии и советской власти в области национальной политики». Это инспирированное Сталиным при попустительстве Каменева и Зиновьева «дело» стало прологом Четвертого совещания ЦК РКП (б) с работниками национальных республик и областей, которое состоялось в Москве 4—12 июня 1923 г.50 Оно знаменовало, в сущности, отказ сталинской группировки от тех словесных уступок, которые были сделаны на XII съезде РКП (б) при оценке возросшей опасности великорусского шовинизма в национальной политике партии. Позицию, связанную с переоценкой и ревизией ленинских взглядов по этому поводу, заняли В. В. Куйбышев (докладчик от ЦКК по делу Султан-Галиева), Сталин, Орджоникидзе, Мануильский, Зиновьев и др. Последовательно ленинскую линию отстаивали лишь Троцкий и представители Украины (Скрыпник, Гринько, Раковский). Они и ряд представителей других национальных республик возражали также против явного акцента на борьбе с «национал-уклонизмом» как главной опасностью в партии. Это совещание, по словам А. П. Не-нарокова, «стало поворотным пунктом в утверждении сталинских подходов к осуществлению национальной политики партии». Великодержавный шовинизм как проявление линии центра стараниями Сталина и его группы был отодвинут на второй план, и ему «удалось взять своеобразный реванш за то, что XII съезд «недооценил его указания на опасность уклона к национализму на местах. Именно с этого момента он получил возможность вкладывать в понятие „национал-уклонизм" все более и более зловещее содержание».51
536. |
48 Двенадцатый съезд РКП (6): Стенографический отчет. С. 460, 525, 532,
49 Там же. С. 561—565.
50 См.: Четвертое совещание ЦК РКП(6) с ответственными работниками национальных республик и областей в Москве 9—12 июня 1923 г.: Стенографический отчет. М., 1923; Известия ЦК РКП(б). 1924. № 5. С. 13; Сталин И. В. Соч. Т. 5. С. 203—341; Ненароков А. П. Крах попыток прогностического анализа межнациональных отношений // Отечественная история. 1992. № 2. С. 3—23.
51 Ненароков А. П. Крах попыток прогностического анализа... С. 5.
В 1926—1928 гг. общая проблема проявлений великодержавности в политике партии не рассматривалась вовсе, разве что оппозиция, переменив фронт, стала критиковать сталинское руководство за «колонизаторскую и империалистическую политику» в национальных республиках Востока, а некоторые их представители (Икрамов — Узбекистан) отваживались лишь на отдельные робкие замечания о том, что «есть еще... старые „русские" колонизаторские приемы с ненавистью к националам, но они исчезают с каждым днем все больше и больше».52
В последний раз до «великого перелома» проблема «двух уклонов» неожиданно прозвучала в отчетном докладе И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б) в июле 1930 г., но в весьма своеобразной интерпретации. Оба они были названы «ползучими» и «не столь заметными и напористыми», как внутрипартийные — «левый» или «правый». При этом стимулом для их роста стала, по мнению Сталина, «атмосфера обострения классовой борьбы». В результате «великорусский шовинизм», например, изображался как инструмент борьбы против политики партии в национальном вопросе. В сталинских рассуждениях он хотя и именовался «самым опасным видом русского национализма», но сводился по существу к теоретизированию о невозможности добиться исчезновения наций, их национальных и бытовых различий, перейти к одному общему «великорусскому языку», что социализм не есть ликвидация культур разных народов, а развитие их как национальных по форме и социалистических по содержанию, и т. п. Никакого указания на наличие великодержавных настроений в среде партийного руководства в докладе не было, содержался лишь глухой намек на причастность к нему оппозиции, и открытое заявление, что подобные настроения «отражают стремление отживающих классов господствовавшей ранее великорусской нации вернуть себе утраченные привилегии».53
Рассмотрение вопроса о становлении «русской государственной идеи в советской форме» было бы неполным без хотя бы краткого изложения основных тенденций ее воздействия на последующую политику в области межнациональных отношений применительно к тем регионам, которые оказались постоянными «носителями» так называемого «национал-уклонизма».
Главным в развитии «национал-большевизма» были не проявления русского национализма и шовинизма как таковых, а возрождение и осуществление жесткой по существу имперской, державной, централистской линии в межнациональной политике. Уже на рубеже 1920-х—1930-х годов партийные руководители, так или иначе связанные с развитием РСФСР, стали ощущать определенное «растворение» или даже «ущемление» интересов собственно России и русских в этой союзной, а по существу старой имперской политике. В этом смысле показательно неожиданное появление «русского вопроса» в полемике на XVI съезде РКП (б)
52 См.: XV съезд РКП(б): Стенографический отчет. С. 167, 169.
53 Сталин И. В. Соч. Т. 12. С. 362—371.
между делегатом от Самарской парторганизации М. М. Хатаеви-чем и председателем Совнаркома РСФСР С. И. Сырцовым. Первый, исходя из соображений «рационализации», в сущности предлагал ликвидировать основные хозяйственные ведомства РСФСР слив их с союзными, чтобы последние практически «ведали всеми делами» этой федеративной республики. Сырцов же осторожно возражал против «ликвидации правительственных органов РСФСР», хотя, видимо, постоянные обвинения в великодержавности побудили его сказать, что работники российских органов «не цепляются за определенные формы государственности».5" Подоплекой этой спонтанной дискуссии, несомненно, было настолько укоренившееся отождествление политики союзного центра с собственно русской государственностью, что само собою возникло и соображение о ненужности Российской Федерации, поскольку считалось, что либо она взяла на себя все прерогативы Союза, либо последний абсорбировал все ее полномочия, не оставив ей ничего существенного из прав многонационального государства. Это лишний раз свидетельствует о том, что, возродившись как «национал-большевизм», русская государственная идея, в сущности, растворилась в политике сколоченного на месте прежней империи союзного социалистического сообщества. Отсюда и все проявления «русской идеи» в развитии СССР оказались в гораздо большей степени отражением державной имперской политики, чем каким-то видом русского национализма, шовинизма и т. п.
С этой точки зрения и следует оценивать те положительные, и в большей степени — до поры не слишком явные отрицательные моменты, которые содержала национальная политика центра в отношении народов союзных, автономных и национальных республик, областей, округов. К первым, позитивным, можно отнести так называемую «коренизацию» процесса социально-экономического развития этих регионов («украинизация», «белорусизация» и т. п.), т. е. известное усиление национальных моментов в партийном и государственном строительстве, воспитание и выдвижение местных национальных кадров на руководящую работу, перевод деятельности аппарата на использование родного языка, подготовка рабочих и специалистов из представителей основной народности республик, областей и т. д. Очень важным фактором советско-партийной национальной политики стало осуществление ликвидации фактического неравенства народов бывших окраин империи, «выравнивания уровня экономического развития» передовых и прежде отсталых районов, подъема их производительных сил, ориентации на развитие науки и научно-технического прогресса, строительство ряда предприятий республиканского и союзного значения, базирующихся на полезных ископаемых, сырье, рабочей силе того или иного национального региона.
Столь же значительным и существенным для многих, особенно находившихся на низкой стадии исторического развития, народов (Крайнего Севера, Казахстана, Средней Азии) было осуществле-
ние так называемой «культурно-бытовой» революции, приблизившей их к более высокой цивилизации Европейской России и тем самым поднявшей и общий социально-экономический, культурный и бытовой уровень жизни. Особенно явственными были целенаправленная поддержка самого широкого развития и внедрения местных языков в управление, суды, школу, монопольную региональную государственную и партийную печать, создание письменности у ранее отсталых народов, организация ликвидации неграмотности. Однако забота большевистского руководства о развитии национальной культуры применительно к ее начальной стадии (родного языка, письменности и т. д.) имела два существенных изъяна. Во-первых, она вольно или невольно становилась средством разобщения наций и народов, их рассредоточения по относительно замкнутым миркам внутреннего национального развития, позволявшим тем увереннее и эффективнее проводить общую державную линию политики центра в социально-экономических и политических вопросах. Во-вторых, «культурно-национальная политика» мало затрагивала именно главные проблемы государственности и волеизъявления наций и в общем была сходной с тактикой по отношению к «инородцам» Николая I — «всякий народ пусть молится Богу по-своему, только непременно молится за самодержца всероссийского». Это вполне соответствовало сталинской формуле о необходимости развития культуры — «национальной по форме, социалистической по содержанию».
Сложной и неоднозначной выглядела политика экономического развития союзных и автономных республик. Присущий ей централизм нередко приводил к ущемлению национальных интересов, росту недовольства на местах той ролью, которую занимал тот или иной регион в союзном разделении труда. Особенно остро это ощущалось на Украине.55 Национальная политика Центра в области экономики сопровождалась повышением роли союзных хозяйственных органов и игнорированием местных республиканских. В республиках Средней Азии и Казахстане остро реагировали на линию однобокого сельскохозяйственного развития на основе монокультуры — хлопка, которая рассматривалась национальной интеллигенцией как проявление того, что российский пролетариат «болен колонизаторской болезнью». Обычным явлением стали бюрократические методы рассмотрения и утверждения вопросов о строительстве почти всех значительных хозяйственных объектов в республиках — исключительно в центральных экономических ведомствах Союза. Помимо экономического развития, централизм управления республиками и национальными районами сказывался и на тех элементах политической жизни, которые допускались еще в пределах становящегося все более унифицированным государства. На местах ощущали методы нажима и администрирования при решении вопросов ликвидации культурной отсталости, полное пренебрежение при этом всякими элементами «национального самоопределения», внедрение под видом «корени-
XVI съезд РКП(б): Стенографический отчет. С. 165, 221—222. |
55 Там же. С. 243. |
зации» тех форм общественной жизни, которые не соответствова ли национальным обычаям и особенностям.
В целом внешне благополучная картина развития наций и на родов в едином Союзе не отражала всех противоречий, неудовлетворенности, той опасной энергии недовольства, которая скаплива лась в тех или иных регионах. До поры до времени жесткая цен трализация и становившаяся все более очевидной державная унитаристская политика загоняли эти процессы вглубь. Однако всякое ослабление центральной власти могло привести к достижению критической массы этой энергии, взрыву в так, казалось бы прочно сколоченном едином многонациональном унитарном государстве. Пока устойчиво держались обручи, скрепляющие его корпус (единая партия, профсоюзы, армия, другие государственные институты), подтачивавшие его центробежные силы сравнительно легко преодолевались.
Глава 4
ПОВОРОТ К НЭПУ: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ»,