Реорганизация правового регулирования в сфере образования.
Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в гос. или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях (ст 43)
Возникновение и развитие образовательного права обусловлено потребностями общества в использовании новых механизмов, принципов и методов правового регулирования образовательных правоотношений. Образовательное право регулирует не все общественные отношения в сфере образования ,а только те, которые представляют общий интерес. Сфера образования включает следующие виды отношений: конституционные; педагогические – отношение по воспитанию и обучению; трудовые; управленческие; имущественные; социальные; земельные; финансовые; семейные и др.
Образовательное право – это совокупность правовых норм, установленных гос. или от имени гос. для регулирования образовательных отношений.
В 988 г. на Руси была создана первая дворцовая школа. Руси. В 1037 г. появился прообраз высшего учебного заведения. Также, основными образовательными центрами на Руси были монастыри.
Вступление Росси в современную цивилизацию в XVII в. поспособствовало возникновению экономических и политических преобразований, которые, в свою очередь, способствовали проведению образовательной реформы и её законодательного оформления. Контроль над образованием перешёл от церкви к государству.
В 1698 г. была открыта первая гарнизонная школа (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей, солдат и матросов. В 1701 г. открылась гос. артиллерийско – инженерная школа в Москве. Школа делилась на 2 ступени: нижняя учила письму, чтению, счёту; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.
В 1714 г. вышел указ об открытии цифирных школ, на основании которого начинается создание сети государственных начальных школ, доступных широким слоям населения.
В 1802 г. было образованно министерство народного просвещения. Важной задачей министерства стало учреждение новых университетов.
В 1860 г. началась подготовка новой школьной реформы. Было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения. В 1864 г. вышло «Положение о начальных народных училищах». Цель положения – утверждение в народе религиозных и нравственных понятий. А в 1868 г. принимается новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.)
В мае 1901 г. приступила к работе комиссия по реформе средней школы и по подготовленному проекту намечался единый тип средней школы с семилетним обучением.
На первом этапе Великой российской революции 1905-1922 гг. вопрос о введении в стране всеобщего обучения достиг своей остроты. В 1910 г. проект закона о всеобщем обучении в России был внесён на рассмотрение Госдумой, а весной 1911 г. – принят. Предлагалось увеличение численности школ с 90 000 до 250 000.
С февраля по октябрь 1917 г. Временным правительством проводилось ряд мероприятий, направленных на демократизацию управления образовательной системой. Были образованны новые структурные подразделения: депортаменты высших учебных заведений с внешкольным отделом, управление пенсионной кассы, строительный комитет, юристконсульская часть, статистический и школьно-санитарный отдел, археографическая комиссия и концелярия. Во главе высших начальных училищ стояли педагогические советы. Их ведению подлежали как учебно-воспитательная, так и административно-хозяйственная часть.
По постановлению Наркомпроса от 31 мая 1918 г. во всех учебных заведениях вводилось совместное обучение учащихся обоего пола. Обучение детей становилось бесплатным
В 1932 г. в СССР были введины единые десятилетние трудовые школы. В 1930-е гг. наблюдался рост числа техникумов, вузов.
В течении 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы), учащиеся носили школьную форму. Ограничение на приём студентов по сициальному происхождению были сняты. В 50-60 гг. открылись школы с углублённым изучением ряда предметов (спецшколы), прежде всего иностранных языков и математике.
В постсоветской России происходит формирование образовательного права как самостоятельной отрасли права. Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г., а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.
Организационной основой гос. политики РФ в области образования в начале XXI в. является Федеральная программа развития образования, утверждённая ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования " от 10 апреля 2000 г. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством России в области образования к ведению субъектов РФ. С 2001 г. в России начал проводиться эксперемент по введению ЕГЭ. ЕГЭ должно был обеспечить равные права получения образования вне зависимости от места проживания и уровня доходов граждан. 9 февраля 2007 г. принимается Федеральный закон о введении ЕГЭ, а с 2009 г. ЕГЭ является формой вступительных экзаменов в вузы.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, предусматривается переход на бакалавриат-первый уровень, и магистратуру либо специалитет-второй уровень (октябрь 2007). Этот закон призван реализовать вступление России в 2003 г. в Болонский процесс. Цель Болонской конвенции, подписанной главами департаментов образования 29 европейских гос. в 1999 г.-создание единого образовательного пространства, единой системы высшего образования в Европе.
Таким образом, гос. регулирование отношений в сфере образования появляется в процессе становления в России индустриального общества, развитие которого требует значительного повышения образовательного уровня населения. В конечном итоге, это приводит к необходимости формирования соответствующей нормативной правовой базы и выделению образовательного права в отдельную отрасль.