Тема 12. Правовое государство
Правовое государство (ПГ) – гос-во, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Признаки (принципы) правового государства:
· Верховенство права во всех сферах жизни общества – подчинение закону гос-ва всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деят-ть гос-ва ограничена рамками права.
· Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона – контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
· Реальное разделение властей – наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота гос. власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».
· Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека – признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.
· Взаимная ответственность гос-ва и личности – граждане несут ответственность перед гос-вом, гос. власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.
· Единство права и закона – соответствие любого нормативно-правового акта, естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.
· Политический и идеологический плюрализм – существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.
Все признаки ПГ тесно взаимосвязаны между собой.
Системная определенность признаков (принципов) ПГ:
ПГ обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования ГО.
ПГ предусматривает взаимную ответственность гражданина и гос-ва в рамках действующего законодательства.
ПГ предусматривает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами гос-ва и организациями законов гос-ва.
ПГ основано на верховенстве закона, на полит-м, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами.
Появление ПГ обусловлено наличием следующих предпосылок: Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие – экономическая независимость и самостоятельность индивида; Режим демократии, суверенитет народа; Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства; Гражданское общество; высокий уровень полит-го и правового сознания людей, полит-й культуры личности и общества.
ПГ – это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования ПГ.
Пути формирования ПГ: превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого; достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения; децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенции последних. В Конституции РФ подчеркивается, что РФ является ПГ.
Тема13. Человек в политической жизни. Политическое участие
Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.
Содержание политической жизни:
· Наука в той мере, вкакой политика слита со знаниями, опирается на них.
· Субъекты и объекты полит-х взаимодействий (личность, группа, класс, гос-во).
· Отношения социальных субъектов по поводу гос-й власти.
· Установки, интересы, цели различных социальных групп и полит-х институтов.
· Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.
· Практическая деят-ть по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.
· Участие в делах гос-ва, влияние на власть различных полит-х сил (партий, граждан, групп давления).
· Деят-ть по управлению (политика как искусство возможного).
Политика, как и любая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта полит-х отношений используются понятия роли и статуса.
Полит-й статус личности – это место человека в полит-й системе общества, совокупность его неотъемлемых полит-х прав и свобод (нпр, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ), статичен, отсылает к той позиции, которую занимает его носитель в системе полит-х отношений.
Полит-я роль личности – это функции, которые выполняет человек в соответствии с полит-м статусом (нпр, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего), динамична, соотносится с поведением.
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить типы полит-х ролей:
· Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).
· Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в полит-ю деят-ть, если это вытекает из его роли как члена организации).
· Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом полит-й органиации (целенаправленно и по своей воле включен в полит-ю жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой полит-й организации или органа).
· Профессиональный политик (полит-я деят-ть является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).
· Полит-й лидер (способен изменить ход полит-х событий и направленность полит-х процессов).
В совр. науке существует несколько трактовок явления полит-го лидерства:
· Постоянное приоритетное влияние со стороны определ-го лица на все общ-во, орган-ю или группу.
· Особый вид предпринимательства, осуществляемый на полит-м рынке, при котором полит-е предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.
· Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан.
· Символ общности и образец полит-го поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Полит-й лидер есть одновременно и субъект и объект полит-го процесса.
Полит-й лидер (ПЛ) как субъект политического процесса: благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших. Он наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями.
ПЛ как объект полит-го процесса: имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых – эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегала к его услугам. В решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон.
Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в полит-й сфере жизни общества.
Особенности политического лидерства:
· Политич-я деят-ть разворачивается в рамках общества, т.е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого ПЛ практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.
· В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.
· Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деят-ть ПЛ всегда имеет многоролевой характер.
Функции политического лидера:
Интегративная – объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.
Ориентационная – выработка полит-го курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.
Инструментальная – определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.
Мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.
Коммуникативная – обеспечение устойчивых форм, полит-й самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.
Гаранта справедливости, законности и порядка – обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.
Для обобщения характеристики полит-х ролей личности широко используется понятие «полит-е участие».
Политическое участие (ПУ) – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос-х решений, выбор представителей в институты власти.
Сущностная основа ПУ состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно и опосредованно.
Опосредованное (представительное) ПУ осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) ПУ – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от полит-й системы; участие граждан в деят-ти полит-х партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетирование); обращения и письма к власти, встречи с полит-ми деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деят-ть ПЛ.
Обозначенные формы непосредственного ПУ могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Особенности ПУ индивида:
Самоопределение индивида в социально-полит-м пространстве относительно многообразных полит-х структур.
Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Объем возможного участия определяется полит-ми правами и свободами.
Виды ПУ: случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют полит-е цели или обладают полит-м смыслом.
Участие «по совместительству» - человек участвует в полит-й жизни более активно, однако полит-я деят-ть не является для него основным родом деят-ти.
Профессиональное участие – человек делает полит-ю деят-ть своей профессией.
Политич-е развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность полит-го участия.
Критерии полит-го развития личности:Наличие системы полит-х ценностей, норм; Стабильность полит-х мотивов; Способность к разработке программы полит-го поведения, адекватной целям и условиям; Способность ставить полит-е цели и добиваться их реализации в полит-й практике; Степень активности участия в полит-й жизни; Способность включить других в полит-ю деят-ть; Уважение к другим взглядам и позициям; Общий уровень полит-й культуры.
Применение форм ПУ, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.
Формы политического участия:Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.
Лоббистская деят-ть по установлению контактов с полит-й элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.
Направление различных проектов и предложений по принятию норм-х актов и законов в органы власти.
Полит-я активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействия на нее.
Выборы, референдумы – волеизъявления всех граждан гос-ва по важному для него вопросу.
Противоположной формой является демонстративное неучастие, полит-я апатия, и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.
Абсентеизм – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие полит-е ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к полит-м лидерам и институтам. некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением м забыли о властных структурах.
Основные типы политической деят-ти:Полит-е отчуждение – сосредоточение усилий человекана решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни полит-й. Существует принудительный контакт с властью, гос-вом через систему обязанностей, налогов, податей и т.п.
Полит-я пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под полит-м влиянием другой социальной группы.
Полит-я активность – стремление и возможность воздействовать на полит-ю власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.
Успешное функционирование полит-й системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития полит-й системы, природа самого общества во многом зависят от степени полит-й активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, представляемые им различными.